Мышление и память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:30, контрольная работа

Краткое описание

Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также, что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того чтобы мыслить, нужно что-то представлять себе, воображать, комбинировать
образы или понятия, относящиеся к событиям, людям или предметам, которых физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, что они должны присутствовать в памяти.
Память участвует и в простом воспоминании, и в других мыслительных процессах, например в мечтах или грезах наяву, а также ни более структурированном уровне в планировании, решении проблем и принятии
решений.

Содержание

1. введение
2. память
• Виды памяти
• Процессы памяти
• Структура памяти
3. мышление
• Операции и формы мышления
• Виды мышления

Вложенные файлы: 1 файл

мышление и память контрольная.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

 

содержание

 

 

 

  1. введение
  2. память
  • Виды памяти
  • Процессы памяти
  • Структура памяти
  1. мышление
  • Операции и формы мышления
  • Виды мышления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Без памяти не было  бы возможно никакое научение. Можно добавить  также,

что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того

чтобы мыслить, нужно что-то представлять  себе,  воображать,  комбинировать

образы или понятия, относящиеся  к событиям, людям  или  предметам,  которых

физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, 410 они

должны присутствовать в памяти.

    Память участвует и  в простом  воспоминании,  и   в  других  мыслительных

процессах,  например  в  мечтах  или  грезах  наяву,  а  также   ни   более

структурированном  уровне  в  планировании,  решении  проблем  и   принятии

решений.

    Когда мы предаемся  фантазиям (при воспоминаниях  или в мечтах,  а  также

при некоторых сновидениях), у нас  появляются и основном  мысленные  образы.

При  этом  возникают  ассоциации,   не   управляемые   какой-либо   жесткой

организацией мысли. Иногда при  столкновении с суровой действительностью, мы

начинаем  строить  какие  -  то  пожелания  или  грезить  наяву,  например,

вспоминаем о неких событиях (чаще всего, происшедших не  с  нами),  которые

могли бы быть решением проблемы. Так  может сформироваться  малореалистичная

идея о том, что мы обязательно  получим крупный  выигрыш,  купив  лотерейный

билет, или предстоящий завтра экзамен  будет перенесен по каким-то причинам,

существующим лишь в нашем воображении.

    Однако  в   большинстве   случаев   нам   приходится   обрабатывать   и

упорядочивать информацию так, чтобы  наиболее логичным образом справляться  с

встающими перед нами повседневными  трудностями.  При  этом  роль  мышления

состоит в выработке  умственных  стратегий,  опирающихся  на  символические

процедуры.  Именно  это  происходит   при   формировании   новых   понятий,

планировании нашей деятельности суждении о предметах, людях  или  событиях,

поиске ответов на различные  вопросы или принятии необходимых решений.

Для всех перечисленных видов активности необходимо рассуждение,  с  помощью

которого мы можем как -  то  по  -  новому  связать  информацию  о  текущих

обстоятельствах с информацией, накопленной  в памяти.

    Представьте себе, что вы влюблены, но предмет ваших чувств об  этом  не

знает. Вы можете, конечно, предаваться  мечтаниям, как бы оосуществляя  свои

желания в грезах наяву, например, встречаясь с любимым человеком  в какой-то

идиллической обстановке. Но на самом  деле это всего лишь фантазия.

    Несомненно, было бы реалистичнее  обдумать возможность свидания  в каком-

нибудь общественном месте. Скажем, не пригласить  ли  любимого  человека  в

кино? Это всего лишь первое решение, которое породит массу задач, требующих

планирования и оценки: здесь то  и  дело  будет  требоваться  специфическая

информация, вызванная из памяти. Какой  фильм может  заинтересовать  предмет

вашего обожания? Какие фильмы вам  рекомендовали? Сколько  денег  вы  можете

потратить?  В  какие  кинотеатры  проще  всего  попасть?  Далеко   ли   они

расположены от вашего дома или от центра города? Как туда добраться? Пешком

пли на автобусе? Где назначить  место свидания? Как одеться? И  т. д.

    Разумеется, это только  начало  вашего  романа,  и   вам  предоставляется

возможность строить в воображении  дальнейшее  развитие  событии  и  находить

умственные (и иные) стратегии, которые  могут  быть  реализованы  для  того,

чтобы привести вас к успеху,

    Этот  очень  простои   пример  позволяет  понять,  насколько  необходима

долговременная память для дальнейших попыток мышления. Совершенно ясно,  что

в большинстве случаев она играет чрезвычайно  важную  роль  в  поиске  новых

решений тех или иных проблем.

    Существуют, однако, случаи, когда  долговременная  память  не  помогает

найти решение проблемы, а, наоборот, затрудняет его нахождение. Так  бывает,

в частности, тогда, когда какие-то предвзятые идеи о  назначении  предметов,

образе действий того или иного  человека  или  о  том,  как  может  произойти

какое-то событие, мешают нам  увидеть  все  это  по-иному,  нежели  в  свете

бывшей у нас до сих пор  информации.

      Такая функциональная  ригидность проявляется, например, когда нам нужно

закрутить  винт,  а  отвертки  нет,  и  нам  даже  не  приходит   в   голову

воспользоваться лежащим на столе ножом. Тот  же  механизм  действует,  когда

приходится иметь дело  с  изменениями  терминологии,  единиц  измерения  или

денежной системы. Трудности, которые  возникают  у  многих  жителей  Северной

Америки при переходе от английских мер к метрическим или у французов,  когда

они рассчитывают цену покупки в  «новых франках» (тогда  как  старых  франков

не существует, по крайней мере, официально, уже  более  30  лет),-  вот  два

очевидных примера функциональной ригидности.

 

 

Память – особый вид психической деятельности, связанный с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации. Память является интегральной частью процессов мышления и обучения. В механизмах памяти главенствующее значение отводится рибонуклеиновой кислоте (РНК), в молекуле которой кодируется, шифруется и хранится информация.

 Память – одна из самых  уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма  распространены. Как отмечал Ларошфуко:  «Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум».

Проблема расстройств памяти всегда стояла в центре психиатрических  и патопсихологических исследований. Это происходит не только потому, что  мнестические нарушения являются часто  встречающимся синдромом, но и потому, что проблема памяти наиболее разработана в классической психологической литературе.

Мышление – это высшая форма  психической деятельности человека, включающая в себя активную переработку  чувственных ощущений и восприятия, т.е. это опосредованное отражение связей и отношений между предметами объективного мира.

Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход  выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов. Эти положения советской психологии о структуре мышления должны лечь в основу анализа различных форм патологии мышления.

Нарушения мышления, встречающиеся  в психиатрической практике, носят  разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психических больных.

    1. Память

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.

Виды памяти.

Виды памяти различают по времени  сохранения материала (мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная); по цели (произвольная и непроизвольная); по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, словесная, наглядно-образная, зрительная, слуховая, обонятельная,     осязательная,     вкусовая);       по     способу     запоминания

(механическая и логическая).

Мгновенная память – ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.  Она  связана  с 

удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.

Кратковременная память – представляет собой способ хранения информации в  течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти равен в среднем  от 5 до 9 элементов информации.

Долговременная память  –  это  память,  способная  хранить информацию в 

течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Оперативная память – рассчитана на хранение информации в течение  определенного, заранее заданного  срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.

Произвольная и непроизвольная память. В первом случае процесс  запоминания или воспроизведения  требует волевых усилий и обязательной постановки задачи, цели. Непроизвольное запоминание происходит автоматически  и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи.

Двигательная – эта память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение  с достаточной точностью многообразных  сложных движений.

Эмоциональная – это память на переживания.

Зрительная память – связана  с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – это хорошее  запоминание и точное воспроизведение  разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой.

Обонятельная,  осязательная  и  вкусовая  память –  их  роль  в  основном

сводится к удовлетворению биологических  потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

Процессы памяти.  

    1. Процесс запоминания – это выделение информации для хранения и ее кодирования. На процесс запоминания влияют два основных фактора: первый фактор материала (привычный, простой или необычный, оптимальный объем 5 – 9 элементов информации, значимый для человека), второй фактор деятельности (имеется цель, мотив, готовность к запоминанию, осмысленность материала).
    2. Процесс забывания – это процесс стирания следов памяти за счет наложения другой информации или за счет устаревания информации. Этот процесс был изучен немецким психологом Г.Эббингаузом («закон гиперболы» - информация сначала забывается быстро, затем медленно).
    3. Процесс сохранения – удержание информации. Для сохранения в долговременной памяти информации нужна ее организация: правильная классификация, пространственное расположение (текст), ассоциации, таблицы и т.д. Чем лучше уложится информация, тем лучше она сохранится.
    4. Процесс воспроизведения – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Для извлечения информации необходим «ключ» кодирования (мелодия, запах, предмет и т.д.).

Извлечение информации проходит на разных уровнях:

1)Узнавание – воспроизведение  какого-либо объекта в условиях                                              повторного восприятия.

2)Воспоминание – воспроизведение  при отсутствии объекта.

3)Припоминание – сознательно  воспроизведенное, связанное с преодолением затруднений, требующее волевого усилия.

1. Структура памяти

 

    Большинство психологов  признают  существование  трех  уровней  памяти,

различающихся по тому,  как  долго  на  каждом  из  них  может  сохраняться

Информация о работе Мышление и память