Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:30, контрольная работа
Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также, что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того чтобы мыслить, нужно что-то представлять себе, воображать, комбинировать
образы или понятия, относящиеся к событиям, людям или предметам, которых физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, что они должны присутствовать в памяти.
Память участвует и в простом воспоминании, и в других мыслительных процессах, например в мечтах или грезах наяву, а также ни более структурированном уровне в планировании, решении проблем и принятии
решений.
1. введение
2. память
• Виды памяти
• Процессы памяти
• Структура памяти
3. мышление
• Операции и формы мышления
• Виды мышления
содержание
Введение
Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также,
что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того
чтобы мыслить, нужно что-то представлять себе, воображать, комбинировать
образы или понятия, относящиеся к событиям, людям или предметам, которых
физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, 410 они
должны присутствовать в памяти.
Память участвует и в простом воспоминании, и в других мыслительных
процессах, например в мечтах или грезах наяву, а также ни более
структурированном уровне в планировании, решении проблем и принятии
решений.
Когда мы предаемся фантазиям (при воспоминаниях или в мечтах, а также
при некоторых сновидениях), у нас появляются и основном мысленные образы.
При этом возникают ассоциации, не управляемые какой-либо жесткой
организацией мысли. Иногда при столкновении с суровой действительностью, мы
начинаем строить какие - то пожелания или грезить наяву, например,
вспоминаем о неких событиях (чаще всего, происшедших не с нами), которые
могли бы быть решением проблемы. Так может сформироваться малореалистичная
идея о том, что мы обязательно получим крупный выигрыш, купив лотерейный
билет, или предстоящий завтра экзамен будет перенесен по каким-то причинам,
существующим лишь в нашем воображении.
Однако в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и
упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с
встающими перед нами повседневными трудностями. При этом роль мышления
состоит в выработке умственных стратегий, опирающихся на символические
процедуры. Именно это происходит при формировании новых понятий,
планировании нашей
поиске ответов на различные вопросы или принятии необходимых решений.
Для всех перечисленных видов активности необходимо рассуждение, с помощью
которого мы можем как - то по - новому связать информацию о текущих
обстоятельствах с информацией, накопленной в памяти.
Представьте себе, что вы влюблены, но предмет ваших чувств об этом не
знает. Вы можете, конечно, предаваться мечтаниям, как бы оосуществляя свои
желания в грезах наяву, например, встречаясь с любимым человеком в какой-то
идиллической обстановке. Но на самом деле это всего лишь фантазия.
Несомненно, было бы реалистичнее обдумать возможность свидания в каком-
нибудь общественном месте. Скажем, не пригласить ли любимого человека в
кино? Это всего лишь первое решение, которое породит массу задач, требующих
планирования и оценки: здесь то и дело будет требоваться специфическая
информация, вызванная из памяти. Какой фильм может заинтересовать предмет
вашего обожания? Какие фильмы вам рекомендовали? Сколько денег вы можете
потратить? В какие кинотеатры проще всего попасть? Далеко ли они
расположены от вашего дома или от центра города? Как туда добраться? Пешком
пли на автобусе? Где назначить место свидания? Как одеться? И т. д.
Разумеется, это только начало вашего романа, и вам предоставляется
возможность строить в воображении дальнейшее развитие событии и находить
умственные (и иные) стратегии, которые могут быть реализованы для того,
чтобы привести вас к успеху,
Этот очень простои пример позволяет понять, насколько необходима
долговременная память для дальнейших попыток мышления. Совершенно ясно, что
в большинстве случаев она играет чрезвычайно важную роль в поиске новых
решений тех или иных проблем.
Существуют, однако, случаи, когда долговременная память не помогает
найти решение проблемы, а, наоборот, затрудняет его нахождение. Так бывает,
в частности, тогда, когда какие-то предвзятые идеи о назначении предметов,
образе действий того или иного человека или о том, как может произойти
какое-то событие, мешают нам увидеть все это по-иному, нежели в свете
бывшей у нас до сих пор информации.
Такая функциональная
ригидность проявляется,
закрутить винт, а отвертки нет, и нам даже не приходит в голову
воспользоваться лежащим на столе ножом. Тот же механизм действует, когда
приходится иметь дело с изменениями терминологии, единиц измерения или
денежной системы. Трудности, которые возникают у многих жителей Северной
Америки при переходе от английских мер к метрическим или у французов, когда
они рассчитывают цену покупки в «новых франках» (тогда как старых франков
не существует, по крайней мере, официально, уже более 30 лет),- вот два
очевидных примера функциональной ригидности.
Память – особый вид психической деятельности, связанный с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации. Память является интегральной частью процессов мышления и обучения. В механизмах памяти главенствующее значение отводится рибонуклеиновой кислоте (РНК), в молекуле которой кодируется, шифруется и хранится информация.
Память – одна из самых
уязвимых способностей
Проблема расстройств памяти всегда
стояла в центре психиатрических
и патопсихологических
Мышление – это высшая форма психической деятельности человека, включающая в себя активную переработку чувственных ощущений и восприятия, т.е. это опосредованное отражение связей и отношений между предметами объективного мира.
Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов. Эти положения советской психологии о структуре мышления должны лечь в основу анализа различных форм патологии мышления.
Нарушения мышления, встречающиеся в психиатрической практике, носят разнообразный характер. Их трудно уложить в какую-нибудь схему, классификацию. Речь может идти о параметрах, вокруг которых группируются различные варианты изменений мышления, встречающиеся у психических больных.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт.
Виды памяти.
Виды памяти различают по времени
сохранения материала (мгновенная, кратковременная,
долговременная и оперативная); по цели
(произвольная и непроизвольная); по
характеру психической
(механическая и логическая).
Мгновенная память – ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Она связана с
удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации.
Кратковременная память – представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти равен в среднем от 5 до 9 элементов информации.
Долговременная память – это память, способная хранить информацию в
течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Оперативная память – рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.
Произвольная и непроизвольная
память. В первом случае процесс
запоминания или
Двигательная – эта память представляет
собой запоминание и
Эмоциональная – это память на переживания.
Зрительная память – связана
с сохранением и
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой.
Обонятельная, осязательная и вкусовая память – их роль в основном
сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
Процессы памяти.
Извлечение информации проходит на разных уровнях:
1)Узнавание – воспроизведение
какого-либо объекта в
2)Воспоминание –
3)Припоминание – сознательно воспроизведенное, связанное с преодолением затруднений, требующее волевого усилия.
1. Структура памяти
Большинство психологов признают существование трех уровней памяти,
различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться