Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:11, контрольная работа
Наблюдение является старым методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, что бы прочтение протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?
Введение…………………………………………………………………………3
1. Наблюдение- метод сбора научной информации…………………………..4
2. Области применения социологического наблюдения…………………….13
3. Классификация видов наблюдения…………………………………………15
3.1 Наблюдение и цели исследования………………………………….15
3.2 Наблюдение и виды отчета наблюдателя…………………………..16
3.3 Наблюдение в отношении к проверке гипотез…………………….16
3.4 Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя…………17
3.5 Виды наблюдения в зависимости от его организации……………..18
3.6 Хронологическая ситуация наблюдателя…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………
Есть еще и несистематические наблюдения. Среди них выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее незапланированным явлением, неожиданной ситуацией. Особенно часто этот тип наблюдения встречается в разведывательных исследованиях.
Рассмотренная классификация наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят позитивные и негативные свойства его различных видов.
Перечисленные выше классификации не противостоят одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.
Заключение
В современной социальной психологии наблюдение как метод сбора данных широко используется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.
Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.
Список использованной литературы:
1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 40—43.
3. Еникеев М. И. Общая и социальная психология (Электронный ресурс) :Учебник / М. И. Еникеев. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. – 640 с.- Режим доступа: ЭБС http://znanium.com
4. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.
5. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423
6. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 1997
7. Немов Р.С. Общая психология : учебное пособие – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
8. Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 1998.
9. Социальная психология / под ред. А.Л. Журавлева. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.
10. С.С. Фролов Социология: Учебник. - М.: 1999. -344 с.
11. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.Просвещение: 1999.
12. Шереги Ф.Е. Основы прикладной социологии. М.: ИНТЕРПРАКС, 1996.
13. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого- педагогических исследований (Электронный ресурс) : учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л. А. Шипилина. – 3-е изд., стереотип.- М.: ФЛИНТА, 2011. -204 с. – ЭБС http://znanium.com
Информация о работе Наблюдение как метод социально - психологического исследования