Направленность личности и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:05, контрольная работа

Краткое описание

Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

Вложенные файлы: 1 файл

КР ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Направленность  личности и ее структура.

 

   Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

- влечение - недостаточно  полное осознанное стремление  к достижению чего-либо.

- склонность - проявление  потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

- идеал - образ, являющийся  воплощением совершенства и образцом  высшей цели в стремлениях  индивида.

- мировоззрение - система  взглядов и представлений о  мире, на отношение человека к  обществу, природе, самому себе.

- убеждение - высшая форма  направленности личности, проявляющаяся  в осознанной потребности действовать  в соответствии со своими ценностными  ориентациями на фоне эмоциональных  переживаний и волевых устремлений;

- установка - готовность  индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной.

- позиция - устойчивая  система отношений человека к  определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем  поведении. Она включает в себя  совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми  индивид руководствуется в своих  действиях.

- цель - желаемый и представляемый  результат конкретной деятельности  человека или группы людей.  Она может быть близкой, ситуационной  или отдаленной, общественно ценной  или вредной, альтруистической  или эгоистической.

 

Выделяют три основных ВИДА направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность –  создается преобладанием мотивов  собственного благополучия, стремлением  к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами  и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей. В работе видит, прежде всего, возможность  удовлетворить свои притязания вне  зависимости от интересов других сотрудников. Установлено что лица с направленностью на себя имеют  такие черты характера:

– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами

– делают необоснованные и  поспешные выводы о других людях, также ведут себя в дискуссиях

– пытаются навязать свою волю группе

– окружающие в их присутствии  не чувствуют себя свободно

Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением  поддерживать хорошие отношения  с товарищами по работе, учебе. Такой  человек проявляет интерес к  совместной деятельности, хотя может  и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может  быть минимальной. Люди с направленностью  на взаимные действия:

– избегают прямого решения  проблемы

– уступают давлению группы

– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить

– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач

Деловая направленность –  отражает преобладание мотивов порождаемых  самой деятельностью, увлечение  процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению  новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к  сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому  старается доказать точку зрения, которую считает полезной для  выполнения поставленной задачи. Люди с деловой направленностью:

– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли

– поддерживают группу, чтобы  она достигла поставленной цели

– легко и доступно излагают свои мысли и соображения

– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи

– не уклоняются от непосредственного решения проблемы

Поведение и установки.

   Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер. 
 
  Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека. 
 
В настоящее время исследователи ведут активный поиск в изучении взаимосвязи установки и поведения, рассматривая различные факторы и обстоятельства, сопутствующие этому.  
 
Итак, в каких же случаях установки определяют поведение? Установки предсказывают поведение, если: 
 
- установка личности была достаточно сильной и ясной, 
 
- установка находится в поле сознания человека, 
 
- знания об объекте этого аттитюда, 
 
- способ формирования установки, 
 
- когда другие влияния уменьшены. 
 
Когда давление ситуации оказывается сильным, установки не обусловливают поведение так же сильно, как в случаях, когда такое давление сравнительно слабо. Это легко увидеть на примере исследования Лапьера. Хорошо одетым респектабельным людям, появившимся на пороге отеля или ресторана, трудно отказать в обслуживании, несмотря на чувства предубеждения к данной этнической группе. Внешнее давление оказывается сильнее, так как правила приема клиентов требуют соответствующее обслуживание всякому, кто в этом нуждается и может его оплатить. 
 
Будут ли аттитюды определять поведение человека, зависит не только от силы аттитюдов, но и от личностных и ситуационных факторов, опосредующих их взаимосвязь. 
 
Неоднозначность связи «аттитюд — поведение» может возникать и вследствие влияний, оказываемых на поведение человека со стороны ситуационных факторов. Под ситуационными факторами могут пониматься как глобальные социальные воздействия (например, ситуация социальной нестабильности, экономическая и политическая ситуация в стране и т.д.), так и более «частные» ситуативные влияния.

   Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества,  
поступков. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Потребности и  их виды. 

   Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и пр., побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности.  

Если в потребности  деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость  проявляется как собственная  активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система  мотивов богаче признаками и более  подвижна, чем потребность, составляющая ее (системы мотивов) сущность. Потребности носят объективный, динамический характер, так как складываются под влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и уровня материального благосостояния, меняются на каждом конкретном историческом этапе.

Потребности биологические  и социальные Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: - биологические (витальные); - информационные (лежащие в основе социальных потребностей). 

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которого происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной. 

Информационные  потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются не насыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной. 

Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. 

Информационные  потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

Потребности как  источник активности.

А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь.

На вершине иерархии –  познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу): - физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); - потребность в безопасности (стабильность, порядок); - потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); - потребность в уважении (самоуважение, признание); - потребность в самоактуализации (  развитие способностей). 

Основные функции потребностей

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

Мотивы, их место  в структуре направленности.

Мотив – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным, поскольку цель в большинстве случаев удовлетворяет возникшую в чем-либо потребность.

Различные виды мотивов в  психологии рассматриваются как  явления, которые становятся поводом  для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся  либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся  положением. Некоторые виды мотивов  личности характеризуются наличием материального или идеального предмета, достижение которого является смыслом  деятельности. Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те рычаги, с помощью которых  вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, надбавка к зарплате, а для ребенка  стимул это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-то купить.

Виды мотивов человека делятся на два уровня: мотивы сохранения и мотивы достижения. Чаще всего  в своей жизни человек использует мотивы сохранения, где сила эмоций действует незначительное время, а  активность направлена в основном на то, чтобы не потерять то, что уже  создано. Мотивы достижения требуют  от человека постоянной активности, для  того чтобы получить желаемое. Для  полноты картины рассмотрим существующие функции и виды мотивов.

Основные виды мотивов и их функции.

Основные виды мотивов  человека содержат шесть составляющих:

  1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
  2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
  3. Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
  4. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
  5. Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
  6. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют  три основных функции:

  • побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
  • направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;
  • контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.

Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор  мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его  взаимодействия с социальной средой.

Мотивы и мотивация.

 

Если человек стремится  к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к  учебе; у спортсмена, который стремится  достичь высоких результатов, высокий  уровень мотивации достижения; желание  руководителя всех подчинять свидетельствует  о наличии высокого уровня мотивации  к власти.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному  человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях  у него проявляется познавательная мотивация.

Информация о работе Направленность личности и ее структура