Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:05, контрольная работа
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:
Направленность личности и ее структура.
Направленность личности - это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время. Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:
- влечение - недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо.
- склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;
- идеал - образ, являющийся
воплощением совершенства и
- мировоззрение - система взглядов и представлений о мире, на отношение человека к обществу, природе, самому себе.
- убеждение - высшая форма
направленности личности, проявляющаяся
в осознанной потребности
- установка - готовность
индивида к определенной
- позиция - устойчивая
система отношений человека к
определенным сторонам
- цель - желаемый и представляемый
результат конкретной
Выделяют три основных ВИДА направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность –
создается преобладанием
– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами
– делают необоснованные и поспешные выводы о других людях, также ведут себя в дискуссиях
– пытаются навязать свою волю группе
– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно
Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной. Люди с направленностью на взаимные действия:
– избегают прямого решения проблемы
– уступают давлению группы
– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить
– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач
Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи. Люди с деловой направленностью:
– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли
– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели
– легко и доступно излагают свои мысли и соображения
– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи
– не уклоняются от непосредственного решения проблемы
Поведение и установки.
Поведение –
это форма взаимодействия организма с
окружающей средой, источником которого
являются потребности. Человеческое поведение
отличается от поведения животных своей
общественной обусловленностью, осознанностью,
активностью, созидательностью и носит
целеполагающий, произвольный характер.
Социальная установка
(аттитюд) – это определенное состояние
сознания, основанное на предыдущем опыте,
регулирующее отношение и поведение человека.
В настоящее время исследователи ведут
активный поиск в изучении взаимосвязи установки
и поведения, рассматривая различные
факторы и обстоятельства, сопутствующие
этому.
Итак, в каких же случаях установки определяют
поведение? Установки предсказывают поведение,
если:
- установка личности была достаточно
сильной и ясной,
- установка находится в поле сознания
человека,
- знания об объекте этого аттитюда,
- способ формирования установки,
- когда другие влияния уменьшены.
Когда давление ситуации оказывается
сильным, установки не обусловливают поведение
так же сильно, как в случаях, когда такое
давление сравнительно слабо. Это легко
увидеть на примере исследования Лапьера.
Хорошо одетым респектабельным людям,
появившимся на пороге отеля или ресторана,
трудно отказать в обслуживании, несмотря
на чувства предубеждения к данной этнической
группе. Внешнее давление оказывается
сильнее, так как правила приема клиентов
требуют соответствующее обслуживание
всякому, кто в этом нуждается и может
его оплатить.
Будут ли аттитюды определять поведение
человека, зависит не только от силы аттитюдов,
но и от личностных и ситуационных факторов,
опосредующих их взаимосвязь.
Неоднозначность связи «аттитюд — поведение»
может возникать и вследствие влияний,
оказываемых на поведение человека со
стороны ситуационных факторов. Под ситуационными
факторами могут пониматься как глобальные
социальные воздействия (например, ситуация
социальной нестабильности, экономическая
и политическая ситуация в стране и т.д.),
так и более «частные» ситуативные влияния.
Убеждение — высшая форма направленности
— это система мотивов личности, побуждающих
ее поступать в соответствии со своими
взглядами, принципами, мировоззрением.
Убеждения формируются на основании знаний
об окружающем мире, понимания природы
и общества,
поступков. Мотивы могут быть в большей
или меньшей мере осознанными или совсем
не осознаваемыми. Основная роль в направленности
личности принадлежит осознанным мотивам.
Потребности и их виды.
Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и пр., побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности.
Если в потребности
деятельность по существу зависима от
ее предметно-общественного
Потребности биологические и социальные Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: - биологические (витальные); - информационные (лежащие в основе социальных потребностей).
Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которого происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.
Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются не насыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.
Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями.
Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.
Потребности как источник активности.
А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь.
На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу): - физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.); - потребность в безопасности (стабильность, порядок); - потребность в любви и принадлежности (семья, дружба); - потребность в уважении (самоуважение, признание); - потребность в самоактуализации ( развитие способностей).
Основные функции потребностей
Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.
Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.
Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.
Мотивы, их место в структуре направленности.
Мотив – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным, поскольку цель в большинстве случаев удовлетворяет возникшую в чем-либо потребность.
Различные виды мотивов в психологии рассматриваются как явления, которые становятся поводом для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением. Некоторые виды мотивов личности характеризуются наличием материального или идеального предмета, достижение которого является смыслом деятельности. Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те рычаги, с помощью которых вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, надбавка к зарплате, а для ребенка стимул это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-то купить.
Виды мотивов человека
делятся на два уровня: мотивы сохранения
и мотивы достижения. Чаще всего
в своей жизни человек
Основные виды мотивов и их функции.
Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:
Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:
Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.
Мотивы и мотивация.
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.