Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:50, реферат
Однако в психологии существует множество других определений. Например - высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Мышление - высшая форма отражения объективной реальности в сознании человека. Это обобщенное, осуществляемое посредством слов и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
мыслительная деятельность дезорганизуется в результате появления побочных
стимулов.
- инертность мышления (ригидность, жесткость) обусловлена жесткостью уже
образованных связей, способов действия и прошлым опытом. Трудно переключиться с
одного на другой вид, тип деятельности и возникают трудности включения в задание.
3. Нарушение
мотивационного аспекта мышлени
1). резонерство - бесплотное рассуждательство. Больной достаточно детализировано
рассуждает на какую-либо тему, чего не требует ситуация.
У больных шизофренией - непродуктивные рассуждения, нерезультативность процесса.
При каждом психическом заболевании своя специфика.
- при шизофрении - тема
значима, имеет отвлеченный
в ее разработке при отсутствии результата рассуждений, неадекватность всей
ситуации. Вычурность определений, оторванность от реальности
- при эпилепсии - больной как моралист, защитник правил, этических норм,
человек пафосно объясняется, позиция вещателя.
- при органических
поражениях головного мозга
характер, для больного это способ компенсировать свою несостоятельность,
избежать выполнения трудного задания.
- вынесение в план громкой внешней речи, выполняемость операций и общей
программы действий.
Уход от темы, от сложной ситуации.
Нарушение мышления при психических заболеваниях.
2). разноплановость мышления при выполнении одного и того же задания больной
исходит из разных установок, часто не связанных ни с инструкцией, ни с содержанием
задания. В результате
больной может допускать
часто встречается при шизофрении
Уровни разноплановости:
- соскальзывание - единичные акты, единичные отступления от общего хода
выполнения задания
- собственно разноплановость
- разорванность мышления вообще
Часто невозможно восстановить логические связи и суждения больного. Речь и
суждения отрывочны, могут быть правильно оформлены грамматически, но лишены
смысла, бессодержательны целые фразы, но с правильной грамматической структурой.
4. Нарушение критичности
Нарушение критичности - включается личностный уровень. Встречаются часто, в
принципе у всех, за исключением невротиков.
Невозможность адекватно оценить свои действия, их соответствие требованиям
задания, недостаточное планирование, контроль за своими действиями, коррекция
ошибок.
У разных больных разные аспекты критичности. Критичность связана с социальной
адаптацией, возможностью оценить свое поведение в соответствие с социальными
требованиями и правилами.
Интелект
Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.
Интеллект - это способность к мышлению.
Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
Интеллект - это
характеристика рациональных
Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.
Интеллект - это способность
человека адаптироваться к
Интеллект - это понятие, предназначенное
для объяснения причин
Интеллект - это глобальная
способность человека
Интеллект - это относительно
устойчивая структура
Обобщенное определение
может иметь такой вид: интеллект
- это система психических
В проблеме интеллекта не
установлена четкая граница между
понятиями «интеллект», «ум» и «мышление»,
которые рассматривают разные, но
взаимосвязанные стороны
Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».
Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.
Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.
В структуре интеллекта
различные исследователи
Общий интеллект (фактор G, от англ. general -общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.
Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека. Примерами специального интеллекта могут служить:
- профессиональный интеллект,
ориентированный на спе-
- социальный интеллект,
ориентированный на проблемы
межличностных отношений,
Потенциальный интеллект
- обусловливает способность
Кристаллический интеллект
- «выкристаллизовывающийся» у
Интеллект А - врожденная часть интеллекта, его «гумус».
Интеллект В - результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.
Имеются и другие подходы к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.). «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).
Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными факторами.
Последние исследования психологов показывают, что интеллект человека состоит из как минимум 12 составляющих:
1. Логический интеллект
Эта одна из основных
составляющих интеллекта. Это ваша
способность логически мыслить,
Эти способности
позволяют вам составлять
2. Вербальный интеллект
Это ваша
способность разговаривать,
Речь – это способ передачи своих мыслей другим людям. Чем больше вы знаете и понимаете слов, тем более сложные мысли вы можете сформулировать. Чем богаче ваш словарный запас и красивее ваша речь, тем с большим удовольствием вас будут слушать другие, поэтому языковые навыки являются основной составляющей интеллекта.
3. Математический интеллект
Эта форма
интеллекта определяет вашу
Практически в любой
сфере деятельности нам
4. Физический интеллект
Эта форма хорошо развита у выдающихся спортсменов, способных к необычайной синхронизации времени, координации движений и незаурядно владеющих своим телом. Они могут провалиться в школе на экзаменах по языку и математике, но при этом достичь невероятных успехов в спорте.
Многих людей подводит их уверенность в своей неспособности заниматься спортом или определенными видами физической деятельности. Но следует знать, что при добросовестной работе с инструктором и постоянной практике вы можете вполне прилично освоить некоторые виды спорта – такие как плавание, катание на коньках или лыжах. В действительности, это зависит лишь от вашего желания. У вас гораздо больше физических способностей, чем вы можете себе представить.
5. Музыкальный интеллект
Моцарт или Бетховен, возможно, были плохими спортсменами или неважно учились в школе, но тем не менее они обладали способностью сочинять мелодии и создали самую прекрасную классическую музыку всех времен. Многие выдающиеся музыканты и популярные певцы нашего времени плохо учились в школе, но смогли развить свои необычайные способности создавать и исполнять музыку. Они поднялись в этой области на невероятную высоту.
6. Визуально-пространственный интеллект
Это способность
видеть и создавать формы,
Это тот
самый интеллект, который вы
используете для визуализации
и представления своих целей,
прежде чем воплотить их в
реальность. Такую способность вы
можете развить в себе посредст
7. Межличностный интеллект
В наше время
это является самой