Нарушение мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

Однако в психологии существует множество других определений. Например - высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Мышление - высшая форма отражения объективной реальности в сознании человека. Это обобщенное, осуществляемое посредством слов и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

Вложенные файлы: 1 файл

Нарушение мышления.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

мыслительная деятельность дезорганизуется в результате появления  побочных

стимулов.

- инертность мышления (ригидность, жесткость) обусловлена жесткостью уже

образованных связей, способов действия и прошлым опытом. Трудно переключиться с

одного на другой вид, тип деятельности и возникают  трудности включения в задание.

3. Нарушение  мотивационного аспекта мышления

1). резонерство - бесплотное рассуждательство. Больной достаточно детализировано

рассуждает на какую-либо тему, чего не требует ситуация.

У больных шизофренией - непродуктивные рассуждения, нерезультативность процесса.

При каждом психическом  заболевании своя специфика.

- при шизофрении - тема  значима, имеет отвлеченный характер, множество деталей

в ее разработке при отсутствии результата рассуждений, неадекватность всей

ситуации. Вычурность определений, оторванность от реальности

- при эпилепсии - больной как моралист, защитник правил, этических норм,

человек пафосно объясняется, позиция вещателя.

- при органических  поражениях головного мозга резонерство  носит компенсаторный

характер, для больного это способ компенсировать свою несостоятельность,

избежать выполнения трудного задания.

- вынесение в план  громкой внешней речи, выполняемость  операций и общей

программы действий.

Уход от темы, от сложной  ситуации.

Нарушение мышления при психических заболеваниях.

2). разноплановость  мышления при выполнении одного и того же задания больной

исходит из разных установок, часто не связанных ни с инструкцией, ни с содержанием

задания. В результате больной может допускать противоречивые суждения. Наиболее

часто встречается при  шизофрении

Уровни разноплановости:

- соскальзывание - единичные акты, единичные отступления от общего хода

выполнения задания

- собственно разноплановость

- разорванность мышления  вообще

Часто невозможно восстановить логические связи и суждения больного. Речь и

суждения отрывочны, могут  быть правильно оформлены грамматически, но лишены

смысла, бессодержательны целые фразы, но с правильной грамматической структурой.

4. Нарушение  критичности

Нарушение критичности - включается личностный уровень. Встречаются  часто, в

принципе у всех, за исключением невротиков.

Невозможность адекватно  оценить свои действия, их соответствие требованиям

задания, недостаточное  планирование, контроль за своими действиями, коррекция

ошибок.

У разных больных разные аспекты критичности. Критичность  связана с социальной

адаптацией, возможностью оценить свое поведение в соответствие с социальными

требованиями и правилами.

Интелект

Интеллект относится  к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности  возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.

 

Интеллект - это способность  к мышлению.

 Интеллект - это  вид адаптационного поведения,  направленного на достижение  цели.

 Интеллект - это  характеристика рациональных мыслительных  функций человеческой психики.

 Интеллект - это целостная  характеристика познавательных  процессов человека.

 Интеллект - это способность  человека адаптироваться к окружающей  среде.

 Интеллект - это понятие, предназначенное  для объяснения причин различий  между людьми в решении сложных проблем.

 Интеллект - это глобальная  способность человека действовать  разумно, рационально мыслить  и хорошо справляться с жизненными  обстоятельствами.

 Интеллект - это относительно  устойчивая структура умственных  способностей индивида.

 

Обобщенное определение  может иметь такой вид: интеллект - это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и  организации соответствующего поведения  в изменяющейся среде.

 

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между  понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия  в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

 

Интеллект можно рассматривать  как способность к мышлению. При  этом интеллект не увязывают с  нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

 

Мышление представляет собой процесс, через который  интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

 

Что касается структуры  интеллекта, то в настоящее время  из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

 

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих:

 

Общий интеллект (фактор G, от англ. general -общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

 

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека. Примерами специального интеллекта могут служить:

- профессиональный интеллект,  ориентированный на спе-1шализацию  деятельности (музыкальный, математический);

- социальный интеллект,  ориентированный на проблемы  межличностных отношений, взаимодействие  деловых партнеров.

 

Потенциальный интеллект - обусловливает способность человека к мышлению, абстрагированию и  рассуждению. Название связано с тем, что этот интеллект «созревает» примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).

 

Кристаллический интеллект - «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков  и умений при адаптации к среде  и усвоении ценностей общества.

 

Интеллект А - врожденная часть интеллекта, его «гумус».

 

Интеллект В - результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

 

Имеются и другие подходы к пониманию  структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.). «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).

 

Таким образом, при всех различиях  во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными факторами.

 

Последние исследования психологов показывают, что интеллект  человека состоит из как минимум 12 составляющих:

    1. Логический интеллект

    Эта одна из основных  составляющих интеллекта. Это ваша  способность логически мыслить,  правильно расставлять приоритеты, верно определять направление  и последовательность действий, умение видеть причинно-следственные  взаимосвязи между событиями. Умение просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Умение строить алгоритмы и разрабатывать стратегии и планы достижения ваших целей.

 

    Эти способности  позволяют вам составлять детальные  продуманные планы, что является незаменимым качеством в достижении успеха. Это качество позволяет вам предугадать, как будут развиваться события, в зависимости от ваших действий. Наша жизнь чем-то похожа на розыгрыш шахматной партии. Поэтому стратегическое мышление, умение видеть взаимосвязи, строить планы и просчитывать свою жизнь на несколько шагов вперед играет очень важную роль в вашей жизни.

    2. Вербальный интеллект

    Это ваша  способность разговаривать, ваше  владение языком, ваш словарный  запас, ваше красноречие. Умение  хорошо понимать и использовать  речь является важным компонентом успеха в любой области, где требуется контакт с людьми. Я уже говорил о том, что психологи выявили прямую взаимосвязь между красноречием человека и уровнем его жизни. Вы действительно можете увеличить число ваших потенциальных потребителей и скорость продвижения по служебной лестнице, просто выучив больше слов и используя их в общении.

 

    Речь – это  способ передачи своих мыслей  другим людям. Чем больше вы  знаете и понимаете слов, тем  более сложные мысли вы можете  сформулировать. Чем богаче ваш словарный запас и красивее ваша речь, тем с большим удовольствием вас будут слушать другие, поэтому языковые навыки являются основной составляющей интеллекта.

    3. Математический интеллект

    Эта форма  интеллекта определяет вашу способность мастерски оперировать числами: складывать, вычитать, делить и умножать.

 

 Практически в любой  сфере деятельности нам приходится  сталкиваться с числами, поэтому  эта составляющая интеллекта  так же играет очень важную  роль. IQ-тесты тестируют лишь вербальную и математическую составляющую вашего интеллекта. Как видите, они охватывают лишь узкий спектр навыков, поэтому высокий коэффициент IQ еще не дает вам гарантии, что вы станете успешным в жизни.

    4. Физический интеллект

    Эта форма  хорошо развита у выдающихся спортсменов, способных к необычайной синхронизации времени, координации движений и незаурядно владеющих своим телом. Они могут провалиться в школе на экзаменах по языку и математике, но при этом достичь невероятных успехов в спорте.

 

    Многих людей подводит их уверенность в своей неспособности заниматься спортом или определенными видами физической деятельности. Но следует знать, что при добросовестной работе с инструктором и постоянной практике вы можете вполне прилично освоить некоторые виды спорта – такие как плавание, катание на коньках или лыжах. В действительности, это зависит лишь от вашего желания. У вас гораздо больше физических способностей, чем вы можете себе представить.

   5. Музыкальный интеллект

 Моцарт или Бетховен, возможно, были плохими спортсменами или неважно учились в школе, но тем не менее они обладали способностью сочинять мелодии и создали самую прекрасную классическую музыку всех времен. Многие выдающиеся музыканты и популярные певцы нашего времени плохо учились в школе, но смогли развить свои необычайные способности создавать и исполнять музыку. Они поднялись в этой области на невероятную высоту.

    6. Визуально-пространственный интеллект

 Это способность  видеть и создавать формы, очертания  и образы в своем воображении. Такого рода интеллектом обладает архитектор, инженер, художник, дизайнер или человек, развивший в себе способность к четкой визуализации.Например, архитектор может сначала в уме, а за тем на бумаге спроектировать прекрасные здания, которые затем люди с математическим интеллектом превращают в точные чертежи для постройки.

 

    Это тот  самый интеллект, который вы  используете для визуализации  и представления своих целей,  прежде чем воплотить их в  реальность. Такую способность вы  можете развить в себе посредством практики.

    7. Межличностный интеллект

    В наше время  это является самой высокооплачиваемой  формой интеллекта. Это способность  общаться, вести переговоры, оказывать  влияние и убеждать других  людей. Она характеризуется высокой  степенью восприятия чужих мыслей, чувств, убеждений и желаний. Человек с развитым межличностным интеллектом обладает способностью эффективно взаимодействовать с людьми, чтобы заставить их сделать то, что ему нужно. Это ваша способность быстро и точно судить о людях, чувствовать собеседника, быстро находить ответ на каверзный вопрос и естественно вести себя в сложных ситуациях. Это ваши способности хорошо выступать публично, держать внимание аудитории, или собеседника.Преуспевающие менеджеры, лидеры разного уровня и даже военные офицеры обычно обладают межличностным интеллектом, развитым до очень высокой степени. В результате люди стремятся сотрудничать с ними для достижения совместных целей.Самые высокооплачиваемые менеджеры по продажам – это те, кто в совершенстве владеет искусством убеждать других покупать их продукцию и услуги. Самые преуспевающие бизнесмены, консультанты и профессионалы в любой области постоянно демонстрируют эту форму интеллекта. Это наиболее важная способность преуспевающих политиков. И это может также стать одной из составляющих вашего гения.Многие могут прекрасно судить о характере любого человека. Кажется, что они успевают узнать о незнакомом человеке все, за несколько секунд общения с ним или даже только услышав его голос.В истории существует не мало примеров, когда очень талантливые люди, ученые, писатели, художники и музыканты, не владеющие навыками межличностного общения, были не способны ладить с окружающими и жили в нищете и отчуждении и так и умерли не понятыми. Лишь после их смерти мир по достоинству оценил их труды.Мы живем в обществе, и умение ладить с другими людьми это один из важных навыков, который необходим каждому. Чем бы вы не занимались, ваш доход и уровень жизни напрямую зависит от навыков межличностного общения.Суть в том, что невозможно заработать деньги, ничего не продав. Я от многих людей слышу: «я не продавец, продажи это не мое», – однако эти люди не понимают, что чем бы они не занимались, кем бы они не работали, они в любом случае продают. Они продают свой труд, свои услуги, и от навыков межличностного общения зависит то, на сколько хорошо вы сможете продать себя. Вы являетесь маленькой компанией по оказанию услуг, и от того, на сколько хорошо вы продаете свои услуги, зависит ваш уровень дохода и уровень вашей жизни. Компания Dun and Bradstreet на протяжении более чем 50 лет проводила исследование результатов работы преуспевающих и неудачливых бизнесменов. Не так давно она обработала на компьютере все свои данные по бизнесу, потерпевшему крах. В результате выяснилось, что бизнес, как правило, терпит крах из-за низких продаж, а преуспевает благодаря высоким продажам.Ваша задача, как президента своей собственной корпорации по оказанию услуг, заключается в том, чтобы гарантировать себе наивысший объем и стоимость продаж своих персональных услуг какого вы только можете достичь. Как президент своей жизни и карьеры вам необходимо достичь абсолютного совершенства в выполнении тех жизненно важных задач, за которые жизнь даст вам наивысшую награду. За тем вам следует постоянно совершенствоваться в выполнении этих задач.

Информация о работе Нарушение мышления