Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:32, контрольная работа
Цель данной работы раскрыть сущность проблемы нарушений и патологии мышления и показать некоторые особенности их проявления.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
1) Раскрыть сущность проблемы нарушения и патологии мышления.
2) Выделить и раскрыть формы нарушения и патологии мышления.
3) Описать характерные особенности проявления нарушений и патологии мышления.
1. Введение 3
2. Нарушение операциональной стороны мышления 4
3. Нарушение личностного компонента мышления 8
Разноплановость мышления 9
Резонерство 12
4. Нарушение динамики мыслительной деятельности
4.1.Лабильность мышления 15
4.2. Инертность мышления 19
5. Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности 23
6. Вывод 26
7. Список используемой литературы 27
Аналогичные нарушения мышления отмечала и Г.В.Биренбаум при исследовании больных шизофренией. При выполнении любого самого простого задания больные подходили не с позиций, обусловленных конкретной ситуацией эксперимента, а руководствовались измененным отношением, измененными жизненными установками. При этом могло и не быть непосредственного привнесения содержания психопатологического симптома в экспериментальную ситуацию (например, больной не “вплетал” элементы бреда в выполнение задания). Однако наряду с адекватными ассоциациями оживали связи, имеющие какое-то отношение к болезненным установкам больного, выступающие в данной конкретной ситуации как “причудливые”. Предметное значение вещей становится в одной и той же смысловой ситуации неустойчивым, подчас противоречивым.
Подобное неадекватное увязывание не стоящих в связи друг с другом вещей, представлений выступает потому, что для больного становится возможным рассмотрение самых обыденных вещей в неадекватных ситуации аспектах.
Анализ историй болезни этих больных, наблюдения за их поведением в жизни и больнице выявили неадекватность их жизненных установок, парадоксальность их мотивов и эмоциональных реакций. Поведение больных отклонялось от обычных нормативов. Прежние интересы, взгляды больных отступают на задний план перед неадекватными, болезненными установками. Больной мог не заботиться о своих близких, но он проявлял повышенную озабоченность по поводу “пищевого рациона” своей кошки.
Парадоксальность установок
этих больных, смысловая смещенность
приводили к глубокому
В тех случаях, когда больной захвачен бредовыми переживаниями, “разноплановость” мышления выступает отчетливо и в клинической беседе. В ситуации, аффективно не насыщенной, “разноплановость” мышления может выступить лишь в рудиментарной форме. Однако, она может отчетливо выявиться в экспериментальной ситуации. В этих случаях смысловая смещенность приводит к актуализации незначимых, “латентных” свойств, сосуществующих с адекватными. Мышление лишается целенаправленности.
2.2. Резонерство
Это расстройство мышления определяется клиницистами как “склонность к бесплодному мудрствованию”, как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Иначе говоря, резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. (например, испытуемый сравнивает понятия "птица" и "самолет": "Сходство – крылья. Потому что рожденный ползать летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит…").
Исследования показали, что механизмом резонерства являются не столько нарушения интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, доже незначительное, явление под какую-то “концепцию”.
Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов.
Психологическая характеристика симптома резонерства была предметом специального исследования Т.И.Тепеницыной. Как показали результаты ее исследования, неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к “оценочным суждениям”.
Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское; так, суждения, звучащие в громкой речи как типично резонерские, при письменной записи вместе с потерей интонаций теряют и свой резонерский оттенок.
Грамматический строй
речи этой категории больных отражает
эмоциональные особенности “
Разноплановость и резонерство находят сове выражение и в речи, которая приобретает, по выражению клиницистов, характер “разорванности”. По существу же, это тоже симптом нарушения речи как функции общения. Нередко подобные больные говорят независимо от присутствия собеседника (симптом монолога). При внешне упорядоченном поведении и правильной ориентировке в обстановке монотонным, спокойным голосом больной часами произносит монологи, не проявляя при этом никакой заинтересованности во внимании собеседников.
Анализ образцов “разорванной” речи приводит к следующим выводам:
Эта особенность речи больных, отсутствие функции общения, в сочетании с ее другой особенностью, с ее непонятностью для окружающих, делает ее схожей с так называемой эгоцентрической речью ребенка.
Признание рефлекторной природы мышления
означает признание его как процесса.
Мы можем проанализировать внутренние
закономерности мышления, исследовать
структуру мыслительных операций, с
помощью которых происходит отражение
объективных свойств предмета, если проанализируем процессуальную сторону
мыслительной деятельности. Использование
обобщенных способов решения задач, актуализация
адекватных знаний о предметах требуют
не только сохранности интеллектуальных
операций, но и динамики мышления.
Определение мышления как процесса применимо
не только к общей теоретической характеристике
мышления, но и к каждому отдельному мыслительному
акту. Для успешного выполнения интеллектуального
акта необходимо выделять адекватные
системы связей, отбрасывать побочные,
оценивать каждую мыслительную операцию
по ходу ее выполнения.
В психиатрической практике можно выделить
два часто встречающихся нарушения динамики
мышления: лабильность мышления и инертность
мышления.
4.1. Лабильность мышления
Лабильность мышления заключается в неустойчивости способа
выполнения задания. Уровень обобщения
у больных соответствует образованию
и жизненному опыту. Испытуемым доступны
обобщение, сравнение, понимание условного
смысла, перенос. Однако наряду с правильно
обобщенными решениями отмечаются решения
на основе актуализации слабых, случайных
связей или конкретно-ситуационное объединение
предметов, явлений в группу. У больных
с проявлениями лабильности мышления
повышена так называемая "откликаемость",
они начинают реагировать, вплетать в
свои рассуждения любой случайный раздражитель
из внешней среды, нарушая инструкцию,
утрачивая целенаправленность действий,
ассоциаций. Постоянная лабильность мышления
наблюдается у больных маниакально-депрессивным
психозом в маниакальной фазе болезни.
Подобные больные чрезвычайно отвлекаемы,
поэтому экспериментирование с ними не
представляется возможным.
Характерная особенность этого нарушения
заключалась в неустойчивости способа
выполнения задания. Уровень обобщения
больных в основном не был снижен; больные
правильно обобщали материал; операции
сравнения, переноса не были нарушены.
Однако адекватный характер суждений
больных не был устойчивым.
Больные легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекватный условиям решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь решения. Достигая в отдельных случаях высокого уровня обобщения, больные эпизодически сбиваются на путь неправильных, случайных сочетаний. Эти колебания носили различный характер.
В первом случае нарушение динамики мышления не приводило к грубым нарушениям строения мышления. Оно лишь на какой-то отрезок времени искажало правильный ход суждений больных и являлось, очевидно, нарушением умственной работоспособности больных.
В некоторых же случаях нарушение динамики мышления носило более стойкий характер, изменяло само строение мышления. Лабильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни. Осмысление ситуации, возможность анализа и синтеза у этих больных часто не нарушены, однако выполнение любого экспериментального задания не вызывало определенной стратегии их мышления. Больные не задумываются над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания. Они импульсивно приступают к выполнению. На вопрос, в чем общность и различие между понятиями “стол” и “стул”, один из больных отвечает: “У них общее то, что у стола и у стула четыре ножки, а разница – у стула спинка есть, у стола – нет”. При складывании картинок в последовательном порядке больные такого типа, осмыслив сюжет, раскладывают их в любом порядке.
Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. Отдельные слова вызывают новые ассоциации, которые больные тут же высказывают; любое возникающее представление, любое эмоциональное переживание получают свое отражение в речи больных. Неадекватным оказывается само течение умственной деятельности. При направляющей помощи экспериментатора интеллектуальная продукция больного часто могла быть даже адекватна поставленной цели, но весь ход суждений, который выбирал больной, был неустойчивым.
Неустойчивость способов
выполнения работы достигает у некоторых
больных чрезвычайно утрированной формы – повышенной
“откликаемости”. Неустойчивость способов
выполнения работы достигает у некоторых
больных чрезвычайно утрированной формы:
они не только не в состоянии удерживать
ход своих суждений в установленном ранее
направлении, но и начинают реагировать
на любой раздражитель, к ним не адресованный.
С особой отчетливостью феномен "откликаемости"
обнаружился в ассоциативном эксперименте,
когда в качестве ответных реакций больных
часто выступали названия предметов, находившихся
перед их глазами.
Они не только не в состоянии
удерживать ход своих суждения в
установленном ранее
С особой отчетливостью
феномен “откликаемости”
Эта тенденция выступала
также и в том варианте ассоциативного
эксперимента, где инструкция предусматривала
особую направленность ответов, в частности,
где требовалось назвать
Больные в этом эксперименте временами называли находившиеся перед ними предметы, хотя они отнюдь не были окрашены в требуемые цвета. Инструкция экспериментатора вызывала целенаправленные действия на короткий отрезок времени. Любой объект, любая случайно услышанная фраза могли вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельности, искажающие ход их суждений.
4.2. Инертность мышления
Инертность мышления - это выраженная тугоподвижность переключения с одного вида деятельности на другой, затрудненность изменения избранного способа своей работы. Инертность связей прошлого опыта, трудности переключения могут привести к снижению уровня обобщения и отвлечения. Испытуемые не справляются с заданиями на опосредование ("пиктограмма", методика Леонтьева, классификация предметов по значимым признакам и т.д.). Подобные нарушения встречаются у больных эпилепсией, а также у больных с последствиями тяжелых травм головного мозга.
Информация о работе Нарушения мышления в психопатологическом аспекте