- Наследственность как фактор развития личности
Под наследственностью понимается
воспроизведение у потомков биологического
сходства с родителями.
Наследственность – это генетическая программа
человека, определяющая его генотип.
Наследственные программы развития человека
включают детерминированную и переменную
части, определяющие как то общее, что
делает человека человеком, так и то особенное,
что делает людей столь непохожими друг
на друга.
- Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.
- От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.
- Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.
- Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость.
- К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.
- По наследству передаются задатки к различным видам деятельности. У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.
Очень важен вопрос о наследовании
моральных качеств и психики. Ведущим
положением отечественной педагогики
было утверждение, что все психические
и моральные качества личности не наследуются,
а приобретаются в процессе взаимодействия
организма с внешней средой. Считалось,
что человек не рождается ни злым, ни добрым,
ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем
или преступником. Дети не наследуют моральных
качеств родителей, в генетических программах
человека не заложена информация о социальном
поведении.
2.Влияние среды на развитие
человека
В силу этого, когда специально рассматривается
влияние среды на развитие человека,
следует говорить о формировании
его личности, поскольку речь должна
идти о тех качествах, которые
формируются у человека прежде всего
под влиянием самых разнообразных средовых
контактов, т. е. взаимоотношений с людьми
и различными общественными институтами.
Под средой в педагогике понимается вся
окружающая ребенка действительность,
в условиях которой происходит развитие
человека, формирование его личности.
Когда говорят о влиянии среды,
то имеют в виду прежде всего среду
социальную, т. е. определяемую экономическими
и политическими условиями, свойственными
данной общественно-экономической формации.
Определенную роль играет среда географическая,
большое значение придается домашней
среде -- ближайшему окружению ребенка.
В понятие «социальная среда» входят
материальные условия жизни общества,
социальный и государственный строй,
система производственных и общественных
отношений и определяемый ими характер
протекания социальных процессов и функционирования
различных учреждений, создаваемых обществом.
Действительно, социальное лицо человека
определяется прежде всего его государственной
принадлежностью: человек рождается
гражданином того или иного государства.
Еще в большей степени это
влияние определяется той системой
общественно-экономических отношений,
которые установились в стране, в
том обществе, в котором происходит
развитие и формирование человека,
что определяет классовое положение
человека.
К социальным процессам, оказывающим
наибольшее влияние на развитие человека,
относятся в первую очередь изменения
условий жизни в городе и на
селе, миграционные процессы, т. е. перемещения
населения в пределах территории
страны, из города в деревню и
обратно, демографические процессы
-- изменения в рождаемости, продолжительности
жизни, возрасте вступления в брак и
т.п.
К числу основных социальных институтов,
влияющих на развитие и формирование
личности человека, относятся: семья
как основная ячейка общества, учебно-воспитательные
заведения, охватывающие все звенья
системы народного образования,
внешкольные и культурно-просветительные
учреждения, массовые средства распространения
информации.
Человек как продукт социальной
среды подвергается ряду изменений
в зависимости от изменения социальных
условий жизни. В этом плане личность
человека отражает и исторические особенности
социальных условий его жизни, и
его классовую принадлежность, и
положение его класса в структуре
общества. При коренном изменении
социальных условий меняется и весь
духовный облик человека.
Как отмечалось, развитие человека --
это процесс становления и формирования
его личности под влиянием внешних и внутренних,
управляемых и неуправляемых факторов.
Развитие представляет собой процесс
физического, умственного и нравственного
роста человека и охватывает все количественные
и качественные изменения врожденных
и приобретенных свойств. Развитие человека
как процесс физического, умственного
и нравственного созревания, по существу,
означает превращение ребенка, биологического
индивида, обладающего задатками человека
как представителя биологического рода,
в человека как личность, члена человеческого
общества. Хеккаузен М. Мотивация и деятельность
В 2т.Т.1 - М.,1986
Развитие человека не может быть
сведено лишь к количественному
изменению унаследованных и заложенных
в нем от рождения признаков. Развитие
-- это прежде всего качественные изменения
в организме и психике человека. Эти изменения
происходят в условиях определенной домашней
и социальной среды, воздействия окружающих
его людей.
В процессе развития человек вовлекается
в различные виды деятельности, проявляя
внутренне присущую ему активность
в игре, труде, учении. Эта деятельность
обогащает его жизненный опыт,
сталкивает с различными людьми, общение
с которыми также способствует его
развитию, приобретению опыта социальных
контактов.
Движущими силами развития человека
являются противоречия между возникающими
под влиянием объективных факторов
потребностями человека, начиная
от простых физических, материальных
потребностей и кончая высшими духовными,
и средствами и возможностями
их удовлетворения. Эти потребности создают
мотивы того или иного вида деятельности,
направленной на их удовлетворение, побуждают
к общению с людьми, к поиску средств и
источников для удовлетворения своих
потребностей.
В процессе развития человека и установления
многочисленных контактов происходит
и формирование его личности, отражающей
социальную сторону его развития,
его общественную сущность.
Социальное и биологическое
не два параллельных и независимых
друг от друга фактора: воздействуя
на развитие человека, они вступают
между собой в разные взаимоотношения,
причем соотношение их само зависит
от многих внешних и внутренних обстоятельств.
Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.
3. Проблема влияния среды
и наследственности на развитие личности.
Сторонники
представлений о главенствующей
роли «среды», «ситуации», «общества»,
«объективной» и «внешней» детерминации развития
личности, как бы ни различались их позиции
в интерпретации всех этих понятий, находят
множество аргументов в пользу того, что
человек представляет собой продукт воздействующих
на него обстоятельств, из анализа которых
можно, вывести общие закономерности жизни
личности. Кто будет отрицать самые обычные
факты того, что поведение личности ребенка
изменяется в саду, школе, на спортплощадке,
в семье. Под влиянием других людей ребенок
начинает копировать их манеры, усваивает
в обществе разные социальные роли, получает
из школьной «среды» массу новых знаний.
У людей разных культур -- разные обычаи,
традиции и стереотипы поведения. Без
анализа всех этих «внешних» факторов
вряд ли удастся предсказать поведение
личности. В сфере этих фактов и черпают
свои аргументы сторонники различных
теорий «среды», начиная со старых позиций
«эмпиризма», согласно
которым пришедший в мир человек -- «чистая
доска», на которой «среда» выводит свои
узоры, -- до концепции современного «ситуационализма»
(В.Мишель) в теориях личности. В этих появившихся
в 70-х гг. XX века концепциях личности с
упорством отстаивается мнение о том,
что люди изначально не делятся на честных
и бесчестных, агрессивных и альтруистичных,
а становятся таковыми под давлением со
стороны «ситуации». Был проведен ряд
подтверждающих эту позицию экспериментальных
исследований, варьирующих «независимые»
внешние переменные.
Как правило,
одни и те же факты интерпретируются
по-разному представителями противоположных
направлений в решении проблемы
соотношения наследственности и
среды в личности. Представления
о «наследственной» и «средовой»
детерминации развития личности сохранились
и в настоящее время. Отечественный
психолог (А.Г. Асмолов) считает, что в их
основе лежит механистический «линейный»
детерминизм, вызывающий резкие возражения.
В конце 20-го дискуссия о соотношении «средового»
и «наследственного» факторов была переведена
в плоскость экспериментальных исследований,
в частности исследований проблемы устойчивости
и изменчивости свойств человека в изменяющихся
ситуациях. Раскрывая ограниченность
этих противоборствующих подходов, (А.М.Эткинд)
обращает внимание на результат, ставший
итогом экспериментальных исследований
в этой области: за реальную изменчивость
поведения различия между ситуациями,
взятые сами по себе, отвечают лишь в 10%
случаев. Подобный итог исследований,
за которыми стоит постановка проблемы
«среда или диспозиция», лишний раз убеждает
в том, что проблема исходно поставлена
в некорректной форме. Но если ни ситуация
сама по себе, ни личность сама по себе
не определяют большинство человеческих
поступков, то что же их определяет? Ответ
на этот вопрос в самых разных подходах
к исследованию причин поведения личности
звучит следующим образом: взаимодействие
между личностью и ситуацией, взаимодействие
между средой и наследственностью. Выход
в различного рода двухфакторных теориях
детерминации развития личности, которые
определяют постановку проблемы о соотношении
биологического и социального в человеке,
а также методы ее изучения. Существует
два наиболее распространенных варианта
двухфакторных теорий, или, как их иногда
называют, «концепций двойной детерминации
развития» личности человека: теория конвергенции
двух факторов (В.Штерн) и теория
конфронтации двух факторов (З.Фрейд).
Иными словами, В.Штерн считает, что личность
выступает как продукт социальной среды,
то есть социального фактора, так и наследственных
диспозиций, которые достаются человеку
от рождения, то есть биологического фактора.
Социальный фактор (среда) и биологический
фактор (диспозиция организма) приводят
к возникновению нового состояния личности.
Впоследствии Г.Олпорт специально подчеркнул,
что предложенная В.Штерном схема или
принцип «конвергенции» не является собственно
психологическим принципом, а взаимодействие
сил «среды» и «сил», исходящих из организма,
является выражением диалектического взаимоотношения
организма и среды.
Схема конвергенции,
предложенная философом и психологом
В.Штерном, является по своему характеру
методологической схемой, выходящей
за рамки психологии. Дискуссии о
соотношении биологического и социального,
длящиеся более ста лет между
биологами, социологами, психологами,
медиками и т.п. после выделения
схемы «конвергенции» двух факторов
(«сил»), опирались на эту схему
как на нечто само собой разумеющееся.
Нередко независимо от В.Штерна и
Г.Олпорта эта схема характеризовалась
как «диалектическое» взаимодействие
двух факторов. Но, А.Н.Леонтьев предостерегал
против легкомысленной «псевдодиалектики»,
за которой стоит признанная самим В.Штерном
эклектическая позиция, исходный дуализм механистически
сложенного биологического и социального
в жизни человека.
А в другой
теории, был поднят вопрос о детерминации
развития личности и вопрос о взаимодействии
биологического и социального, является
теория конфронтации двух факторов, их
противоборства. Эта теория выступила
в психоанализе (З.Фрейда), а затем
в индивидуальной психологии (А.Адлера),
аналитической психологии (К.Юнга),
а также многих представителей неофрейдизма (Э.Фромм,
К.Хорни и др.). В
менее явной форме идея о конфликте между
биологическим и социальным проявилась
в большинстве направлений изучения личности
в современной психологии.
Теория
конфронтации двух факторов неоднократно
подвергалась критическому анализу
в психологии и философии. При
этом подчеркивалось, что в мировоззренческом
плане предложенные З.Фрейдом схемы
влекут за собой резкое противопоставление:
«личность» и «общество». По мнению
(А.Г. Асмолова), пансексуализм психоаналитической
теории (З.Фрейда), его настойчивое стремление
видеть в метаморфозах либидонозных первичных
порывов объяснительный принцип любых
проявлений не только жизни личности,
но и общественных движений в истории
человечества, привел к появлению «отступников»
в рядах сторонников психоанализа. Многочисленные
попытки вначале К.Юнга и А.Адлера, а затем
К.Хорни, Э.Фромма и многих других неофрейдистов
ограничить сферу действия либидозных
порывов как объяснительного принципа
развития личности шли по пути «социологизации»
психоанализа, а также поиска фактов, доказывающих
ограниченное значение сексуальных влечений
в жизни личности.
4. Движущие силы развития
лмчности
1) противоречие между новыми
потребностями, которые возникают в процессе
деятельности, и возможностью или невозможностью
их удовлетворения;
2) противоречие между выросшим
физическим и духовным потенциалом ребенка
и предшествующими формами взаимоотношений
и видами деятельности;
3) противоречие между поднимающимися
требованиями со стороны общества, группы
взрослых и наличным уровнем развития
личности (В. А. Крутецкий).
Эти противоречия характерны
для всех возрастов, но они приобретают
различные особенности в зависимости
от периода, в котором раскрываются.
Для разрешения противоречий необходимо
возникновение более высоких
уровней деятельности. Когда потребность
удовлетворяется, противоречие снимается,
однако вследствие этого возникает
новая потребность, которая также
требует перехода на более высокий
уровень.
5.Условия развития личности
По
бехтереву
-
Первое и важное условие правильного
развития личности – природа
организма, наследие его отцов
или те антропологические особенности,
которые составляют почву для
развития личности. Биологическая наследственность
передает из поколения в поколение внешние
формы человеческой личности, те биохимические
процессы, которые лежат в основе се внутренней
организации, находя отражение в особенностях
темперамента и характера.