Научная и житейская психологоия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:40, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов. Задачи работы:
1. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Ю.Б. Гиппенрейтер.
2. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов А.В. Чистякова (Владимирского).
3. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Петухова В.В и Столина В.В.
4. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов У.Джеймсона.
5. Составить заключение по рассмотренному материалу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие научной и житейской психологии......………………………..5
Глава 2. Взаимоотношение и различие между научной и житейской психологией..........................................................................……………...…..…..9
Глава 3. Влияние житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов.................................................13
Заключение………………………………….………………………………........15
Список литературы………………..……………………………………….…….16

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_referat.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Ю. Б. Гиппенрейтер указывает, что обыденные психологические  знания легкодоступны, но воспользоваться  ими трудно. Субъектом житейского психологического познания может быть любой человек, которому необходимо для каких-то целей учитывать психологию другого человека или свою собственную. Совсем маленький ребенок, например, быстро распознает, в каком настроении находится его мама и стоит ли сейчас к ней приставать со своими проблемами.

Взрослый человек  в той или иной форме также  учитывает психологию окружающих людей  и что-то может сказать и о  своих психологических особенностях («У меня мягкий характер»). Объектом познания житейской психологии выступают, как правило, люди, в нашем случае – это семья.

В житейской  психологии может для решения  задач используется самонаблюдение и наблюдение за поведением людей  – членов одной семьи. Используя  наблюдение и самонаблюдение, человек  приходит к соответствующим обобщениям полученного опыта, выраженным в форме так называемых житейских понятий.

Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания.

«Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:

  • во-первых, опирается на житейский психологический опыт;
  • во-вторых, извлекает из него свои задачи;
  • в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Взаимосвязь между  научным и житейским психологическими знаниями не прямолинейна. Постоянный анализ возникающих жизненных ситуаций с привлечением знаний, которые мы получаем, изучая психологию, поможет нам лучше понимать других людей, окружающий мир и, в конечном счете, себя самих».10

Понятия и концепции  научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. 11

Итак, научная психология была бы неполной без житейской психологии. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Влияние житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов.

Главной функцией семьи является воспитательная функция. Именно воспитание является главной  составляющей полноценного развития личности ребенка.

Чтобы сравнить различия влияний житейской и  научной психологии на развитие личности ребенка, обратимся к Таблице 1.

Таблица 1 Различия влияния  семейных факторов житейской и семейной психологии на развитие личности ребенка

№п/п

Житейская психология

Научная психология

11

Житейские психологические  знания носят конкретный характер; они принадлежат конкретным ситуациям, людям и задачам. Ребенок в семье решает прагматические задачи, манипулируя и выискивая слабые стороны взрослых. Житейские психологические знания и их влияние на развитие личности ребенка отличаются конкретностью задач, условий и людей, на которые они распространяются.

Научная психология в отношении к семье и ее влиянии на развитие личности ребенка  стремится к обобщениям, используя  научные понятия. В научных понятиях находят свое отражение важнейшие  свойства предметов и явлений, общие  связи и соотношения. Научные понятия имеют четкие определения, они соотносятся друг с другом, соединяются в законы.

2

Житейские психологические  знания в области семьи - интуитивны. Они приобретаются путем практических проб и приспосабливаемости. Такой способ особенно хорошо виден у детей. У них хорошо развита психологическая интуиция, которая достигается ими путем опытов и экспериментов над взрослыми. Результатом данных экспериментов является их дальнейшее поведение, т.е. они понимают, кем можно манипулировать, а кем нельзя.

Научные психологические знания носят рациональный и осознанный характер. Сначала выдвигаются гипотезы, которые затем проверяются: доказываются либо опровергаются.

3

Способы передачи знаний и даже сама возможность их передачи есть в неограниченном варианте только в житейской психологии. Житейский опыт трудно передать следующим поколениям. С точки зрения житейской психологии проблема отношений между родителями и детьми заключается в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать родительский опыт.

В науке знания о семье в области развития личности ребенка накапливаются и передаются с большим, коэффициентом продуктивности. Накопление и передача научных знаний о семье возможна из-за фиксации в понятиях и законах (литература, доклады и т.д.).

4

Методы получения знаний в сфере семьи ограничены наблюдениями и размышлениями.

В научной психологии помимо наблюдений и размышлений  есть метод эксперимента.

5

В житейской  семейной психологии нет обширного  и разнообразного материала.

Научная психология располагает обширным, разнообразным достоверным материалом о влиянии семейных факторов на развитие личности ребенка. Данный материал накапливается и осмысливается. Например, у слепоглухонемых детей есть только один канал для познания мира - осязание. Таким образом, помощь, организуемая психологами и педагогами, является также главным средством познания общих психологических закономерностей - развития восприятия, мышления, личности.


12-13-14-15-16-17

Однако, несмотря на все различия семейных факторов житейской и научной психологии на развитие личности ребенка, научная психология находит опору в житейском психологическом опыте; она извлекает из него свои задачи и проверяется им на последней стадии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сопоставление возможностей  житейской  и  научной  психологии  показывает существенные преимущества последней  для  человековедческих  профессий.  Для продуктивного    взаимодействия    с    другими    нужны     фундаментальные психологические знания,  которые  обобщали  бы  соответствующий  опыт  всего человеческого сообщества, а не только личный  опыт  встреч  с  другими  и  с самим  собой.  Вместе  с  тем  недопустимо  пренебрежительное  отношение   к житейской  психологии.  Обобщенный  и  научно  выраженный  опыт   совместной жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он "пропущен"  через внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.

После проведенного анализа мы поняли, что, несмотря на все различия семейных факторов житейской и научной психологии на развитие личности ребенка, научная психология все равно опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и проверяется им на последней стадии.

Полноценное развитие ребенка в научной психологии происходит под влиянием следующих  факторов: 1) только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни; 2) семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой, в семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых; 3) родительские чувства и забота о детях — естественные человеческие чувства, обогащающие индивида как личность.

Источник житейской  психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен и не систематичен. Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошо иллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. Дело в том, что на каждую пословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется не истинностью-ошибочностью самих этих распространенных утверждений, а их ситуационным контекстом.

 

 

Список используемой литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2002, с. 350.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2002, с. 352. Психология: Введение в профессию//Интернет-ресурс: http://intropsy.ru/Content/Ch1
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2008, с. 21
  4.   Предмет и задачи психологии, науки и практики, Казань: Юрай-Издат,2003, с.12
  5.   Предмет и задачи психологии, науки и практики, Казань: Юрай-Издат,2003, с.14.
  6. У. Джеймс, Психология, Москва,2003, с.18.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2008, с. 19.
  8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – Москва: АСТ, 2008, с. 23
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2008, с. 289
  10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2002, с. 357
  11. Предмет и задачи психологической науки и практики, Метод.указ. М,:Изд-во МГУ, 1989. С5-11,18-24
  12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития (9-е издание) - Издательство: Питер, 2008 г. – 287 с.
  13.   Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996 г., с. 48
  14.   Соколова Е.Е. Проблема соотношения житейской и научной психологии /psychology-online/articles/doc-1130.html
  15.   Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий «Семейная психотерапия», Ленинград, «Медицина», 1990 г., с. 192
  16.   Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования. М, Мысль, 1964 г., с. 55
  17.   Белов В.И. «Диалог» - Карелия, 1984 г., с. 112.

1 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2002, с. 350

2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2002, с. 352

3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2008, с. 21

4 Предмет и задачи психологии, науки и практики, Казань: Юрай-Издат,2003, с.12

5 Предмет и задачи психологии, науки и практики, Казань: Юрай-Издат,2003, с.14

6 У. Джеймс, Психология,Москва,2003, с.18

7 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2008, с. 19

8 Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – Москва: АСТ, 2008, с. 23

9 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2008, с. 289

10 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2002, с. 357

11 Предмет и задачи психологической науки и практики, Метод.указ. М,:Изд-во МГУ, 1989. С5-11,18-24

12 Крайг Г., Бокум Д. Психология развития (9-е издание), издательство: Питер, 2008 г., с. 287

13 Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996 г., с. 48

14 Соколова Е.Е. Проблема соотношения житейской и научной психологии /psychology-online/articles/doc-1130.html

15 Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий «Семейная психотерапия», Ленинград, «Медицина», 1990 г., с. 192

16 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования. М, Мысль, 1964 г., с. 55

17 Белов В.И. «Диалог» - Карелия, 1984 г., с. 112

 


Информация о работе Научная и житейская психологоия