Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:40, реферат
Целью данной работы является анализ влияния житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов. Задачи работы:
1. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Ю.Б. Гиппенрейтер.
2. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов А.В. Чистякова (Владимирского).
3. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов Петухова В.В и Столина В.В.
4. Изучить литературу по теме научной и житейской психологии на основе трудов У.Джеймсона.
5. Составить заключение по рассмотренному материалу.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Понятие научной и житейской психологии......………………………..5
Глава 2. Взаимоотношение и различие между научной и житейской психологией..........................................................................……………...…..…..9
Глава 3. Влияние житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов.................................................13
Заключение………………………………….………………………………........15
Список литературы………………..……………………………………….…….16
Ю. Б. Гиппенрейтер указывает, что обыденные психологические знания легкодоступны, но воспользоваться ими трудно. Субъектом житейского психологического познания может быть любой человек, которому необходимо для каких-то целей учитывать психологию другого человека или свою собственную. Совсем маленький ребенок, например, быстро распознает, в каком настроении находится его мама и стоит ли сейчас к ней приставать со своими проблемами.
Взрослый человек
в той или иной форме также
учитывает психологию окружающих людей
и что-то может сказать и о
своих психологических
В житейской психологии может для решения задач используется самонаблюдение и наблюдение за поведением людей – членов одной семьи. Используя наблюдение и самонаблюдение, человек приходит к соответствующим обобщениям полученного опыта, выраженным в форме так называемых житейских понятий.
Перечисленные различия показывают преимущества научного психологического знания.
«Вместе с тем мы не можем отрицать необходимость житейского опыта, играющего важную роль в развитии психологии как науки. Научная психология:
Взаимосвязь между
научным и житейским
Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления людей о психической жизни. В разговорный язык проникают научные психологические понятия, и люди начинают активно использовать их для описания своих состояний или особенностей личности. 11
Итак, научная психология была бы неполной без житейской психологии. Научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Глава 3. Влияние житейской и научной психологии на развитие личности ребенка под воздействием семейных факторов.
Главной функцией семьи является воспитательная функция. Именно воспитание является главной составляющей полноценного развития личности ребенка.
Чтобы сравнить различия влияний житейской и научной психологии на развитие личности ребенка, обратимся к Таблице 1.
Таблица 1 Различия влияния семейных факторов житейской и семейной психологии на развитие личности ребенка
№п/п |
Житейская психология |
Научная психология |
11 |
Житейские психологические знания носят конкретный характер; они принадлежат конкретным ситуациям, людям и задачам. Ребенок в семье решает прагматические задачи, манипулируя и выискивая слабые стороны взрослых. Житейские психологические знания и их влияние на развитие личности ребенка отличаются конкретностью задач, условий и людей, на которые они распространяются. |
Научная психология в отношении к семье и ее влиянии на развитие личности ребенка стремится к обобщениям, используя научные понятия. В научных понятиях находят свое отражение важнейшие свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия имеют четкие определения, они соотносятся друг с другом, соединяются в законы. |
2 |
Житейские психологические знания в области семьи - интуитивны. Они приобретаются путем практических проб и приспосабливаемости. Такой способ особенно хорошо виден у детей. У них хорошо развита психологическая интуиция, которая достигается ими путем опытов и экспериментов над взрослыми. Результатом данных экспериментов является их дальнейшее поведение, т.е. они понимают, кем можно манипулировать, а кем нельзя. |
Научные психологические знания носят рациональный и осознанный характер. Сначала выдвигаются гипотезы, которые затем проверяются: доказываются либо опровергаются. |
3 |
Способы передачи знаний и даже сама возможность их передачи есть в неограниченном варианте только в житейской психологии. Житейский опыт трудно передать следующим поколениям. С точки зрения житейской психологии проблема отношений между родителями и детьми заключается в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать родительский опыт. |
В науке знания о семье в области развития личности ребенка накапливаются и передаются с большим, коэффициентом продуктивности. Накопление и передача научных знаний о семье возможна из-за фиксации в понятиях и законах (литература, доклады и т.д.). |
4 |
Методы получения знаний в сфере семьи ограничены наблюдениями и размышлениями. |
В научной психологии помимо наблюдений и размышлений есть метод эксперимента. |
5 |
В житейской семейной психологии нет обширного и разнообразного материала. |
Научная психология располагает обширным, разнообразным достоверным материалом о влиянии семейных факторов на развитие личности ребенка. Данный материал накапливается и осмысливается. Например, у слепоглухонемых детей есть только один канал для познания мира - осязание. Таким образом, помощь, организуемая психологами и педагогами, является также главным средством познания общих психологических закономерностей - развития восприятия, мышления, личности. |
12-13-14-15-16-17
Однако, несмотря на все различия семейных факторов житейской и научной психологии на развитие личности ребенка, научная психология находит опору в житейском психологическом опыте; она извлекает из него свои задачи и проверяется им на последней стадии.
Заключение
Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к житейской психологии. Обобщенный и научно выраженный опыт совместной жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он "пропущен" через внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние.
После проведенного анализа мы поняли, что, несмотря на все различия семейных факторов житейской и научной психологии на развитие личности ребенка, научная психология все равно опирается на житейский психологический опыт, извлекает из него свои задачи и проверяется им на последней стадии.
Полноценное развитие ребенка в научной психологии происходит под влиянием следующих факторов: 1) только непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное тепло, в котором так нуждается ребенок, особенно в первые годы жизни; 2) семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется интимный контакт не только детей и родителей, но и детей различных возрастов между собой, в семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых; 3) родительские чувства и забота о детях — естественные человеческие чувства, обогащающие индивида как личность.
Источник житейской психологии — индивидуальный опыт — случаен, интуитивен и не систематичен. Ситуативность и метафоричность житейского знания хорошо иллюстрируется примерами поговорок, крылатых фраз. Дело в том, что на каждую пословицу можно подобрать альтернативу, что объясняется не истинностью-ошибочностью самих этих распространенных утверждений, а их ситуационным контекстом.
Список используемой литературы
1 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2002, с. 350
2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2002, с. 352
3 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2008, с. 21
4 Предмет и задачи психологии, науки и практики, Казань: Юрай-Издат,2003, с.12
5 Предмет и задачи психологии, науки и практики, Казань: Юрай-Издат,2003, с.14
6 У. Джеймс, Психология,Москва,2003, с.18
7 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2008, с. 19
8 Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – Москва: АСТ, 2008, с. 23
9 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2008, с. 289
10 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, Москва: АСТ, 2002, с. 357
11 Предмет и задачи психологической науки и практики, Метод.указ. М,:Изд-во МГУ, 1989. С5-11,18-24
12 Крайг Г., Бокум Д. Психология развития (9-е издание), издательство: Питер, 2008 г., с. 287
13 Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996 г., с. 48
14
Соколова Е.Е. Проблема соотношения житейской
и научной психологии /psychology-online/articles/
15 Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий «Семейная психотерапия», Ленинград, «Медицина», 1990 г., с. 192
16 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования. М, Мысль, 1964 г., с. 55
17 Белов В.И. «Диалог» - Карелия, 1984 г., с. 112