Научная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 16:10, реферат

Краткое описание

Психологические аспекты личностного развития неразрывно связаны с социальным окружением субъекта, которое, представляя собой этакий коллективный разум, вступает во взаимодействие с формирующими его субъединицами и предстает в образе некоего скульптора высшего порядка. А материалом и одновременно инструментом в его творческой мастерской являемся мы с вами…

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Научная психология………………………………………………………..5
2. Зарождение научной психологии…………………………………………8
3. Практическая психология………………………………………………...11
Заключение………………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

психология на печать.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

  1. Научная психология………………………………………………………..5
  2. Зарождение научной психологии…………………………………………8
  3. Практическая психология………………………………………………...11

Заключение………………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………………16

 

Введение

Слово «психология» употребляется в нескольких значениях: под ними могут понимать как научное, так и ненаучное (обыденное, житейское) психологическое знание. 
 В рамках ненаучного психологического знания можно выделить популярную психологию и обыденную (житейскую) психологию. 
 Популярная психология предоставляет фундаментальные и практические знания для широкой аудитории, упрощая их и избегая использования профессиональной и научной терминологии. Позитивная роль популярной психологии состоит в формировании общей психологической культуры обыденного знания и привлечения интереса к психологии как к научной дисциплине. 
 Обыденная психология, как любая система обыденного знания, складывается стихийно на основе популярной психологии, порой неправомерных обобщений и интерпретаций данных научной психологии, религиозных, этнических и культурных установок, нередко имеющих характер предрассудков. 
   Каждая наука, для того чтобы развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория. 
 Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория – совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах. 
 В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Его основные положения сводятся к следующему: 
– окружающий нас материальный мир материален (состоит из материи); 
– материя находится в непрерывном движении, развитии и подчиняется законам: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания; 
– движение и взаимодействие материи определяет собой качественные

 

 

 

 

 

 

 

1. Научная психология

  В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные на физиологии, которая превратила организм в объект применения строгих естественно-научных методов, прежде всего — эксперимента. Умозрительные воззрения прежней парадигмы «философской психологии» физиология переводила на язык опыта и исследовала зависимость психических функций от строения органов чувств и мозга.

  Научных подход направлен на производство и применение на практике объективных, максимально достоверных знаний о природе, обществе, человеке и его психике. В поиске таких знаний наука использует:

  • эмпирический метод;
  • теоретический метод;
  • особую систему организации познания.

  Эмпирически приобретенное знание — это совокупность научных фактов.

  Под научным фактом (от mi. factum - сделанное) понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства, отношения. Паука, считал Альберт Эйнштейн, начинается с фактов и оканчивается ими же, вне зависимости оттого, какие теоретические структуры строятся между началом и концом.

Существует два основных способа эмпирического познания: наблюдение и эксперимент:

  • наблюдение- это преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, результатом которого является первичная информация;
  • эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или моделируется, воспроизводится искусственно, или ставится в определенные, искусственно созданные условия, отвечающие целям исследования.

  Полученные таким образом эмпирические знания образуют базис теоретического знания, которое ищет причины явлений, старается объяснить сущность научных фактов, выявить лежащие в их основе законы, т.е. необходимые, устойчивые, повторяющиеся, всеобщие связи.

  Два эти главных метода вписываются в исторически сложившуюся систему организации научного исследования, включающую в себя следующие обязательные этапы:

  • первый этап - осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удастся объяснить с помощью старых теоретических представлений. Это противоречие приводит к формулировке какой-то проблемы, постановке вопроса, который и выступает в качестве первого, начального этапа научного исследования;
  • второй этап состоит в поиске предположительного ответа на возникший вопрос с помощью уже известных фактов. Это этап форм ул и ро в к и гипотезы;
  • третий этап состоит в проверке выдвинутой гипотезы с помощью новых фактов, практики, на основе которых гипотеза или опровергается, или подтверждается;
  • четвертый этап — это создание теории, логически обоснованной системы знаний, объясняющих вновь полученные факты о сущности данного класса явлений и законах их развития.

  Как правило, этот четвертый этап со временем приводит к возникновению новых проблем и новых гипотез, непрерывный процесс исследования которых и составляет содержание истории науки.

Таким образом, науку можно представить как бесконечный процесс приближения к истине. С момента появления классической науки Нового времени наука стала развиваться и как особое социальное явление, и как особый способ познания со своим комплексом методов и принципов организации. Утвердившись первоначально в естественно-научном знании, в сфере так называемых «точных наук», научные методы познания скоро стали также достоянием гуманитарных и других наук, в том числе психологического знания.

 

2. Зарождение научной психологии


  Создателем первого варианта психологии как самостоятельной науки в виде физиологической психологии стал немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий ученый, который пришел в психологию из физиологии. Назвав новую дисциплину физиологической психологией, Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов — исследованием ощущений, времени реакций, ассоциаций.

  Организовав в 1879 г. в Лейпциге первую психологическую лабораторию, Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе — путем выделения во внутреннем опыте человека его простейших структур. Сознание представлялось как система психических элементов (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения.

  Вместе с тем Вундт считал, что психология должна исследовать не только простейшие психические процессы, но и общие результаты психической деятельности, которые проявляются в психике различных народов. Крупнейшее произведение Вундта — 10-томный труд «Психология народов».

  Из этих установок и сложилась основная исследовательская программа Вундта, включающая два главных метода — психологический эксперимент и исследование культуры народов. Эти идеи он изложил в своей книге «Основания физиологической психологии» (1874), которая считается началом психологии как самостоятельной науки. Объектом этой науки являются процессы, доступные как внутреннему наблюдению (интроспекции), так и внешнему. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону. Это двухединство психологических явлений проявляется уже в простейших формах — ощущениях. Экспериментальное изучение этих простейших психологических структур — важнейшая задача психологии как экспериментальной науки.

  Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемой, был признан «непосредственный опыт», приобретаемый человеком. Главным экспериментальным методом был признан метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании, его простейшими структурными элементами: восприятиями формы, цвета предметов, силы звуков и т.п.

   Однако скоро выявились и некоторые трудности применения методов эксперимента к психологическим явлениям. Эти трудности были порождены особой изменчивостью, динамизмом, подвижностью психических феноменов, а также тем обстоятельством, что, как оказалось, психика отнюдь не сводится только к сознанию, в ней большую, а порою даже решающую роль играет подсознание, выявить которое с помощью рациональных средств не удастся.

  Критикуя эти недостатки структурализма, выдающийся американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910) утверждал, что нужно сосредоточить внимание не столько на структуре психики, сколько на том, какие именно человеческие потребности удовлетворяются с ее помощью, какие задачи, важные для человека, она решает, какие полезные функции выполняет.

  Таким образом. Джеймс предлагал изучать психику с других, более близких и важных для практики позиций. Это новое направление в психологии получило название «психологического функционализма». По мнению функционалистов, главная функция души состоит в том, чтобы помочь человеку приспособиться к окружающему его суровому миру, выжить в тех сложных условиях, в которых он оказывается с утра до вечера, от рождения и до самой смерти.

  Главная задача психологии состоит в том. чтобы помочь человеку выработать необходимые ему в жизненной борьбе привычки и навыки. Сточки зрения функционалистов, роль сознания велика только в процессе обучения тем или иным действиям, например вождению автомашины. Но после того как обучение обеспечило необходимые навыки вождения, оно осуществляется уже автоматически, без активного участия сознания, как приобретенный устойчивый навык или функция.

  Хотя подходы к пониманию задач психологии у Вундта и Джеймса кажутся противоположными, на самом деле они не исключают, а дополняют друг друга.

  Дело в том, что для более полного описания психологических явлений необходимо описание различных аспектов человеческой активности, как внутренних (ощущений, восприятий, мыслей), так и внешних умений, навыков, привычек, с помощью которых человек адаптируется к различным обстоятельствам своей жизни. Функционализм как раз и выделил в качестве главного объекта психологии этот внешний аспект человеческой жизни.

 

3. Практическая психология

  Практика психологии зачастую значительно опережает теорию. Различные препятствия, в частности отсутствие методов, позволяющих экспериментально проверить необходимые в практике данные, значительно сдерживают развитие теории, которая порой с трудом обеспечивает постоянно растущие запросы практики. В первую очередь это касается практики психотерапии: огромное множество психических расстройств существуют уже многие тысячелетия, а теория по ним только-только начала формироваться. Белые пятна теории практические психологи часто заполняют с помощью гипотез и слабо обоснованных теорий. Для практических целей используются рабочие метафоры, никак теоретически не обоснованные, но удобные в применении. Эти построения и являются наиболее специфичной частью практической психологии как области знаний.

  Существенная часть практической психологии неразрывно связана с психотерапевтической работой. Другие области практической психологии занимаются вопросами психологии бизнеса, вопросами тайм-менеджмента и личной успешности, шире — вопросами образования и развития личности.

  Следует различать практическую и прикладную психологию. Практическая психология, занимается практикой психологии, а прикладная психология — практикой смежных областей.

  Если рассмотреть психологию личности и социального окружения, что может быть противоречивее и загадочнее поведения человека? Его многоплановость практически безальтернативно предопределяет необходимость разноуровневого анализа для всестороннего изучения особенностей функционирования психики homo sapiens. Объектом изучения для психологии личности являются не вырванные из общего контекста психического функционирования отдельные его аспекты (память, воля, эмоции, мотивация), а человек как единое целое, во всем многообразии проявлений своей индивидуальности.

Психология личности занимается изучением личностных проявлений в самом широком оценочном диапазоне, включая:

  • внешность;
  • интеллектуальные способности и одаренность;
  • черты характера;
  • манеру общения;
  • волю;
  • жизненные ценности;
  • социальную роль;
  • нравственные качества;
  • влечения и потребности;
  • мотивы деятельности личности;
  • индивидуальные биохимические свойства;
  • типы высшей нервной деятельности и т.д.

  Но личность не формируется сама по себе: во всех ее определениях так или иначе красной линией проходит общественный «бэкграунд», вовлеченность личности в различные системы социальных отношений. Это значит, что любую личность можно представить, как бинарную психо-социальную систему. Таким образом, психология личности неразрывно связана с психологией социального окружения. Иного и быть не может: личность ведь не находится в вакууме, подобно меметичному «сферическому коню», а всегда является частью чего-либо, будь то конкретный исторический период, социальный слой, группа или организация. Социальное окружение в любом случае будет накладывать отпечаток на особенности личности, формировать определенные поведенческие алгоритмы.

Информация о работе Научная психология