Научное и житейское понимание психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 07:50, реферат

Краткое описание

Реферат построен на основе обзора пяти общеизвестных явлений: ощущения и восприятие, память, мышление и эмоции. В обзорах явления я стараюсь осветить как научные, так и повседневные взгляды на то или иное явление.

Содержание

Введение 3
1. Понятие ощущений. 4
2. Восприятие. 6
3. Мышление. 9
4 .Память. 12
5. Эмоции. 15
Заключение 20
Список использованной литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.04 Кб (Скачать файл)

Если человек не осознает опасности, чувство страха не наступает. Зато значительно  позже, когда миновавшая опасность осознается, человека может обуять страх, и он буквально холодеет при мысли о том, какой угрозе он подвергался.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся  только у человека эмоциональных  состояний. Страсть представляет собой  сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели.

Многочисленными физиологическими изменениями  в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области  психологических знаний не раз предпринимались  попытки связать физиологические  изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джеме и К. Ланге. Джеме считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса - Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных  процессов предложил У. Конной. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеме и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Психоорганическая теория эмоций (так можно назвать эту теорию) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.  Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путем проследить зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Одной из первых подобных теорий явилась  теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение. Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Заключение

 

Реферат построен на основе обзора пяти общеизвестных явлений: ощущения и  восприятие, память, мышление и эмоции. В обзорах явления я стараюсь осветить как научные, так и повседневные взгляды на то или иное явление.

По итогам  можно выделить следующие  принципиальные отличия психолога-профессионала  от " психолога -любителя":

1. Наличие  теоретической базы у специалиста,  где главное - это систематизированные,  обобщенные представления о психологии. У "любителя" могут быть достаточно  обширные психологические знания (например, он накупил себе множество  книг и даже прочитал их), но  он часто не имеет общей  картины ". К сожалению, огромное  количество многообразных, но  не систематизированных знаний  можно сравнить с "кучей  мусора", где каждая отдельная  "баночка-скляночка" даже по-своему  красива, но вместе они образуют "кучу хлама", которым сложно  пользоваться в понимании окружающих  жизненных проблем. Даже отдельное,  конкретное психологическое знание  часто остается "не понятым"  до конца, пока оно не будет  соотнесено с другими знаниями  и особенно это важно в психологии, где по сравнению с другими  науками, еще очень далеко до  полной "четкости" и "понятности".

2. Без метода  научного познания психолог, даже  обладающий многообразным систематизированным  знанием, часто оказывается бессильным  что-либо понять в проблемах  окружающего мира. Получается ситуация, когда знания "вроде бы и  есть", но "помочь они никак  не могут"... здесь особо важен ,с одной стороны, метод научного познания, а, с другой стороны, уверенность в себе психолога. Который может взять на себя ответственность помогать людям. Иногда даже в среде психологов, получивших образование, царит неуверенность, что он может начинать работать с людьми, что он достаточно компетентен и у него есть то, что называется божьей искрой.

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для  вузов.– М.: Академический проект, 2000. – 512 с.
  2. Дьяченко О.М. Проблемы индивидуальных различий в интелликтуальном развитии, М.: «Проблемы психологии» №4-97.
  3. Зарудина А.А.. Психология под редакцией, М., 1989.
  4. Немов Р.С.. Психология. М.: Владос, 1997. – 468с.
  5. Прошанский Г.М. «Классификация проективных методов» из кн. Проективная психология, - М., 2000. – 258с.
  6. Ричард С. Лазарус «Неопределённость и однозначность в проективных методиках» из кн. Проективная психология, - М., 2000. - 258с.

1 См. краткий психологический словарь с. 17

2 См. краткий психологический словарь с. 13

3 См. краткий психологический словарь с. 38

 


Информация о работе Научное и житейское понимание психических явлений