Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 07:12, реферат
В психологической литературе рассматриваются разнообразные виды состояний человека, оказывающие благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека. Само название данного термина подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека, отличающегося от традиционной проблематики изучения этого круга явлений в общей психологии и физиологии (исследования эмоциональных состояний, состояний сознания, психофизиологических состояний и др.).
Введение. 3
Формирование функционального состояния и понятие функциональное состояние. Виды функционального состояния. 5
Неблагоприятные функциональные состояния. 9
Способы коррекции неблагоприятных функциональных состояний. 14
Заключение. 16
Список литературы. 17
Компенсируемое утомление.
Возникает вследствие кратковременной нагрузки умеренной интенсивности. Никаких нарушений при данном виде утомления не наблюдается. Появляется чувство усталости в конце работы, могут наблюдаться незначительные вегетативные реакции. Это состояние компенсируется простым кратковременным отдыхом.
Острое утомление.
Для его возникновения необходима кратковременная интенсивная нагрузка. При данном виде утомления также, как и при первом, эффективность и качество работы остаются без существенных нарушений. Появляется чувство усталости уже после нагрузки. Также наблюдается нарушение функций анализаторов и вегетативных систем после нагрузки. Наблюдается общая вялость, забывчивость, тяжесть в конечностях
Хроническое утомление.
На возникновение влияет многократная, длительная интенсивная нагрузка. Выявляются существенные профессиональные нарушения в эффективности и качестве работы. Выраженные и стойкие нарушения функций анализаторов и вегетативных систем, ухудшение психических процессов и биохимических показателей. Для восстановление необходим продолжительный отдых. Забывчивость становится периодической, усиливается потоотделение, возникают проблемы с сердцебиением.
Переутомление.
Для возникновения этого
состояния необходима многократная,
длительная, чрезмерной интенсивности
нагрузка. Выявляются существенные нарушения,
ошибки, отказы , постоянная усталость,
апатия, слабость, бессонница, потеря интереса
к работе, снижение бдительности и
нарушение сна. Также наблюдаются
выраженные и стойкие нарушения
функций анализаторов и вегетативных
систем, ухудшение психических
Психологический стресс.
Психологический стресс— это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера
Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы. Стресс – результат дисбаланса между наличными внутренними ресурсами работающего человека и требованиями внешней среды (они проявляются в конкретной трудовой ситуации).
Существует несколько подходов к стрессу.
Экологический подход к стрессу:
-стресс изучается как
реакция. Стресс как результат
взаимодействия человека со
-стресс как стимул (изучение стрессоров)
Эпидемиологический подход – сравнение распространенности заболеваний у различных профессионалов.
Трансактный подход: изучаются индивидуальные психические характеристики профессионала, его опыт в преодолении стрессовых ситуаций.
Регуляторный подход: изучаются психические механизмы адаптации при микроанализе конкретных задач.
Рис. 4.4 Возможная динамика состояний человека в труде.
Особый интерес представляет
проблема управления функциональным состоянием
работника. Проблема регуляции психического
состояния работника возникла как
реакция на участившиеся сбои в работе
(из-за утомления, неправильного режима
труда и т. п.). Л. Г. Дикая и Л.
П. Примак выделяют следующие основные
методы регуляции психических
Рефлексологический метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью токов, иглоукалывания, лазерными технологиями);
Воздействие через музыку (цветомузыку). Одно время на крупных предприятиях была мода на комнаты психологической разгрузки (КПР), где активно использовались релаксационные занятия с успокаивающей музыкой;
Психофармакологические средства. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково переносят такие препараты; быстро вырабатывается зависимость от препаратов. Со временем также эффективность действия стимулирующих препаратов снижается;
Постгипнотическое внушение и метод моделирования особых суггестивных состояний человека (ОССП). Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой психики (лишь в особых случаях). Основные недостатки метода: перевод оператора в состояние постгипнотического внушения реально прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и сильно зависят от особенностей конкретных людей;
Релаксационные упражнения (изменения рабочих поз, упражнения на расслабления и т. п.).
Оптимизация ФС - она необходима, так как неоптимальные ФС негативно влияют на уровень продуктивности деятельности, на качество продукции и другое.
Способы:
1.варьирование видов
2.изменение структуры трудовой деятельности – это косвенный путь влияния на человека. Пример: рассадить сотрудников по разным помещениям, создать таким образом индивидуальное пространство для работы.
3.Предложение чего-либо именно самому человеку. Сюда входят внешние и внутренние средства.
К внешним относятся:
-Оптимизация режима питания.
Например: организовать столовую
для сотрудников; составить
-Библиотерапия. Пример: организовать библиотеку для сотрудников; рекомендовать им для прочтения интересные книги; проводить встречи после работы для обсуждения прочитанного.
-Фармакотерапия. Сотрудникам предлагается пить витамины. Пример: если на предприятии есть столовая или повар, то можно разработать специальное меню, давать фрукты и соки, а в “трудные дни” (время сдачи проектов, отчетности и др.) – давать пищевые добавки.
Внутренние средства:
1.Спонтанно сформированные
2.Специально изученные
Примеры: Организовывать “перекуры” во время работы. Разрешать сотрудникам пить чай, кофе. Можно сделать из этого традицию, как в Англии. Иногда в офисах ставят телевизоры. Надо следить, чтобы работники иногда отвлекались, а не работали монотонно и без перерывов.
Функциональное состояние человека невозможно описать состоянием какой-либо одной системы организма. Это сложная системная реакция человека на разные, но сочетающиеся виды нагрузок. Функциональное состояние влияет непосредственно трудовую деятельность субъекта. Поэтому необходимо вовремя заметить изменение таких состояний и принять соответствующие меры. Для этого имеется значительное число мероприятий, позволяющих корректировать функциональное состояние человека.
1. Зинченко В.П., Леонова А.Б., Стрелков Ю.К. Психометрика утомления. М., МГУ, 1977.
2. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., МГУ, 1981.
3. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984.
4. Леонова А.Б., Кузнецова А.С.Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека.- М., МГУ, 1987.
5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
Информация о работе Неблагоприятные функциональные состояния субъекта труда и способы их коррекции