Невербальная коммуникация, её средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:41, реферат

Краткое описание

Невербальное общение может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Это наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.

Содержание

Введение
1. Специфика невербальной коммуникации
2. Невербальные средства общения
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПОПЛАВСКИЙ Н.Н..docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

 

 Энтузиазм, радость  и недоверие обычно передаются  высоким голосом, гнев и страх  – тоже довольно высоким голосом,  но в более широком диапазоне  тональности, силы и высоты  звуков. Горе, печаль, усталость обычно  передают мягким и приглушённым  голосом, с понижением интонации к концу фразы.

 Скорость речи также  отражает чувства: быстрая речь  – взволнованность или обеспокоенность;  медленная речь свидетельствует  об угнетённом состоянии, горе, высокомерии или усталости.

 Итак, нужно уметь не  только слушать, но и слышать  интонационный строй речи, оценивать  силу и тон голоса, скорость  речи, которые практически позволяют  выражать наши чувства, мысли,  волевые устремления не только  наряду со словом, но и помимо  него, а иногда и вопреки ему.  Более того, хорошо подготовленный  человек может по голосу определить, какое движение совершается в  момент произнесения той или  иной фразы, и наоборот, наблюдая  за жестами в ходе речи, можно  определить, каким голосом говорит  человек. Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения  могут противоречить тому, что  сообщает голос. Следовательно,  необходимо контролировать данный  процесс и синхронизировать его.

 

Такесические средства общения

 

 К такесическим средствам общения относятся  динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнёра, возраст, пол, степень их знакомства. Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующие (рука сверху, ладонь развёрнута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развёрнута вверх) и равноправное.

 Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

 Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении.

 

Проксемические  средства

 

Общение всегда пространственно организовано. Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Холл, который ввёл сам термин «проксемика», буквальный перевод которого означает «близость». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнёров в момент общения и дистанция между ними. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы.

 Э. Холл описал нормы  приближения человека к человеку  – дистанции, характерные для  североамериканской культуры. Эти  нормы определены четырьмя расстояниями:

-интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;

-персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

-социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

-публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.

 Нарушение оптимальной  дистанции общения воспринимается  негативно.

 Ориентация и угол общения – проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнёра или в сторону от него, сигнализирует о направлении мыслей.

 Если общение носит  сопернический или оборонительный  характер, то люди садятся напротив; при обычной дружеской беседе  – занимают угловую позицию;  при кооперативном поведении  – занимают позицию делового  взаимодействия с одной стороны  стола; независимая позиция выражается  в расположении по диагонали.

 Следует отметить, что  невербальное поведение личности полифункционально, оно:

-создаёт образ партнёра по общению;

-выражает взаимоотношения партнёров по общению, формирует эти отношения;

-является индикатором актуальных психических состояний личности;

-выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;

-поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;

-выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

 

 

 

 

                                            Заключение

 

Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма  деятельности, осуществляемая между  людьми как равными партнёрами и  приводящая к возникновению психического контакта.

 Сам процесс коммуникации  понимается как процесс обмена  информации, т. е. во время совместной  деятельности люди обмениваются  между собой разными идеями, и  интересами, настроениями, чувствами.

 Научные исследования  в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость  между социальным статусом, властью,  престижем человека и его словарным  запасом. Другими словами, чем  выше социальное или профессиональное  положение человека, тем лучше  его способность общаться на  уровне слов и фраз. Исследования  в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жестов и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.

 Таким образом, из  всего выше сказанного мы можем  сделать вывод, что невербальные  средства коммуникации не менее  важны в процессе общения, чем  вербальные и несут огромный  объем информации. Т. к. психологами  установлено, что в процессе  взаимодействия людей от 60 до 80 коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 информации передается с помощью вербальных.

 Особенностью языка  телодвижений является то, что  его проявление обусловлено импульсами  нашего подсознания, и отсутствие  возможности подделать эти импульсы  позволяет нам доверять этому  языку больше, чем обычному речевому  каналу общения. Чем менее образован  человек, тем чаще он прибегает  к плохо контролируемым жестам  и речевым засорениям. Подделать  язык жестов почти невозможно.

 

 

 

                       Список использованной литературы

 

1. Психология и этика  делового общения: Учебник для  вузов (В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред.  проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 – 279 с.

2. Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – М. : Ай – Кью, 1995. – 257 с.

3.Пиз Аллан. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей. – М. : Ай – Кью, 1995. – 112 с

4. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт: Инфра – М, 1996. – 277 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 376 с.

6. Белинская Е. П., Тихомарицкая О. А. Социальная психология. Хрестоматия. - М., 2000. – 461 с.

7. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. - М., 1999. – 324 с.

8. Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1999. – 168 с.

9. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1990. – 115 с

10. Немов Р. С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994. – 225 с.

11. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1998. – 313 с.


Информация о работе Невербальная коммуникация, её средства