Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа
В каждой из этих областей ставятся задачи определить степень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками личности и группы, определить невербальные коды, способы их фиксации, установить особенности декодирования, толкования экспрессивных кодов личности на примерах моделей поведения.
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1.Виды невербального общения………………………………………
§1.Голос………………………………………………………………….
§2.Внешний вид………………………………………………………....
§3.Жесты………………………………………………………………
§4.Поза……………………………………………………………………
Глава 2.Дисциплины, изучающие невербальное общение……………..
§1.Такесика…………………………………………………………………………………………
§2.Проксемика…………………………………………………………………………………..
§3.Кинесика……………………………………………………………………………………………..
Глава 3. Особенности невербального общения в разных странах…………
§1.Америка………………………………………………………………………………………………
§2.Европа…………………………………………………………………………………………………
§3.Азия……………………………………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………...
Список литературы…………………………………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Виды невербального общения………………………………………
§1.Голос…………………………………………………………
§2.Внешний вид………………………………………………………....
§3.Жесты…………………………………………………………
§4.Поза……………………………………………………………
Глава 2.Дисциплины, изучающие невербальное общение……………..
§1.Такесика…………………………………………………
§2.Проксемика……………………………………………
§3.Кинесика…………………………………………………
Глава 3. Особенности невербального общения в разных странах…………
§1.Америка……………………………………………………
§2.Европа………………………………………………………
§3.Азия……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В социальной психологии принято рассматривать
общение как особый вид психологической
деятельности, результатом которой
являются образования и изменения
в когнитивной (образы, впечатления,
понятия, представления, интерпретации,
эталоны, стереотипы), эмоциональной
сфере личности, изменения в области
ее отношений и взаимоотношений,
в формах поведения и способам обращения
к другим людям.
Объектом изучения ,в данной работе ,является невербальное общение. Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций, следовательно, невербальные средства полифункциональны. Цель, данной курсовой, изучить методы, виды невербального общения, а так же разнообразие видов общения в разных странах. Существует ряд подходов к невербальному общению: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Наиболее древнее направление изучения невербального общения - изучение его в связи с речевым поведением человека. Подход к невербальному общению формируется на стыке проблем психологии невербального общения, невербальной интеракции, невербального поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимодействия и межличностного познания. Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или другого чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. В отечественной психологии принят термин «выразительность движения», который используется для того, чтобы отделить от других видов движений движения, выполняющие функции выражения во вне психологических, личностных особенностей человека. В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своеобразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д. В рамках психологии экспрессивного или невербального поведения в качестве отдельных объектов изучения выделено индивидуальное экспрессивное невербальное поведение диады, группы, лиц.
В каждой из этих областей ставятся задачи
определить степень устойчивости взаимосвязей
между экспрессивным
ГЛАВА 1.ВИДЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
§1.ГОЛОС
Голос — это звук, издаваемый человеком при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. Голосообразование происходит путём выдыхания воздуха из легких через рот и нос, при этом голосовые связки вибрируют и создают звуковые волны в проходящем через них воздухе. В голосовой аппарат человека входят ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Центральная нервная система организует их функции в единый, целостный процесс звукообразования, являющийся сложным психофизическим актом. Существует непосредственная взаимосвязь между голосом и слухом: голос не может развиваться без участия слуха, слух не может развиваться без участия голосовых органов. У глухого голос не функционирует, т. к. нет слуховых восприятий, и, соответственно, стимуляции речедвигательных центров. Голосом человек способен производить огромное множество самых разных звуков, часто довольно сложных. В речи едва заметное изменение в технике произнесения, во взаиморасположении частей голосового аппарата может создать совершенно иной по смыслу, значению звук. С помощью одной только интонации голоса в речи можно передать вопросительный характер высказывания, не используя какие-то дополнительные грамматические средства. По тону, интонации, с которой была высказана просьба, можно сказать, насколько важна эта просьба для говорящего, и является ли это просьбой сделать дружеское одолжение или скорее похожа на приказ. Например, выражение "Извините" может быть произнесено с множеством различный интонаций и иметь, соответсвенно, совершенно разный смысл: это может быть просьба о прощении, а может значить: "Я имею право сделать это, даже если Вам это не нравится".
В голосе выражается эмоциональное состояние человека: рассерженость, удивление, радость и т. п..
Певцы используют голос как музыкальный инструмент для исполнения музыки.
Голос человека — сложный инструмент. Люди имеют голосовые связки, которые могут растягиваться и сжиматься, менять свою толщину; человек может произвольно менять давление воздуха, интенсивность воздушного потока, подаваемого на голосовые связки. Форма грудной клетки, гортани, положение языка, степень натяжения других мышц может изменяться. Результатом любого из этих действий будет изменения в высоте, силе, тембре, эмоциональной окраске извлекаемого звука.
§2.ВНЕШНИЙ ВИД
Внешний вид — то как другие люди видят и воспринимают другого человека. Это важная часть невербального общения.
Человеческое тело — физическая структура человека, человеческий организм. Тело человека образовано клетками различных типов, характерным образом организующихся в ткани, которые формируют органы, заполняют пространство между ними или покрывают снаружи. Тело взрослого человека образуют около тридцати триллионов клеток. Клетки окружены межклеточным веществом, обеспечивающим их механическую поддержку и осуществляющим транспорт химических веществ.
Хороший внешний вид сильно зависит от характеристик:
§3. ЖЕСТЫ
Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для политика и дипломата, бизнесмена и актера, преподавателя вуза и ведущего телевизионной передачи, судьи и адвоката. Психологи выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения — жестов, мимики, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания. Невольная брезгливая гримаса, поданная с опозданием рука, нежелание посмотреть вам в глаза — все это подчас скажет вам гораздо больше, чем самые горячие заверения в дружбе или желании сотрудничать. Научившись «читать» жестикуляцию других людей, вы можете распознать, искренни они или лживы, относятся к вам дружественно или враждебно. Нужно также помнить, что и ваши знакомые могут делать подобные наблюдения над вашим собственным поведением. Понимать так называемый body language (язык тела) совершенно необходимо тому, кто по роду своей деятельности должен убеждать в чем-либо своих собеседников, склонять их к совершению определенных поступков, таких как заключение торговых сделок или вложение денег в какие-либо предприятия. Добиться этого вам будет гораздо легче, если удастся внушить к себе симпатию и доверие.
§4.ПОЗА
Поза при беседе значит
очень многое: заинтересованность в
беседе, субординацию, стремление к
совместной деятельности и т. п. Если
ваш партнер сидит почти
ГЛАВА 2. ДИСЦИПЛИНЫ,ИЗУЧАЮЩИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ.
§1.ТАКЕСИКА
Такесика изучает прикосновения
в ситуации общения. К такесическим средствам
общения относятся динамические прикосновения
в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
Доказано, что динамические прикосновения
являются биологически необходимой формой
стимуляции. Использование человеком
в общении динамических прикосновений
определяется многими факторами: статусом
партнеров, их возрастом, полом, степенью
знакомства. Неадекватное использование
личностью такесических средств может
привести к конфликтам в общении. Например,
похлопывание по плечу возможно только
при условии близких отношений, равенства
социального положения в обществе. Остановимся
подробнее на самом распространенном
такесическом средстве – непременном
атрибуте любой встречи и прощании – рукопожатии.
Обмен рукопожатием является пережитком
древней эпохи. Первобытные люди при встрече
протягивали друг другу руки раскрытыми
ладонями вперед, чтобы показать свою
безоружность. Этот жест со временем претерпел
изменения, и появились его варианты, такие
как помахивание рукой в воздухе, приложение
ладони к груди и многие другие, в том числе
и рукопожатие. Часто рукопожатие может
быть очень информативным, особенно его
интенсивность и продолжительность. Рукопожатия
делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху,
ладонь развернута вниз), покорное (рука
снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.
Отметим еще несколько разновидностей рукопожатия.
Часто политическими деятелями используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен, и ему можно доверять. Однако, жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при знакомстве он может произвести обратный эффект. Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека. Признаком агрессивного человека является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение – сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.
§2.Проксемика
Проксемика - это научная дисциплина, которая занимается проблемами организации и использования человеком пространства, т.е. территориальным поведением человека. Основная часть исследований территориальности была посвящена поведению животных; позднее ученые пришли к выводу, что территориальное поведение человека имеет ту же природу.При описании территориального поведения человека выделяют следующие типы территорий:
1.пространство тела (на уровне отдельного индивида);
2.пространства взаимодействия (на уровне диады);
3.личное пространство (на уровне малой группы);
4.публичные территории (на уровне общества).
Согласно Р. Соммеру, вокруг каждого человека существует своеобразный невидимый «пространственный пузырь» – некая сфера, вхождение в которую он воспринимает достаточно болезненно. В последующем этот «пространственный пузырь» стали называть личным пространством человека – в отличие от личной территории. Личное пространство динамично, оно перемещается вместе с животным и человеком; личная территория – константна. Границы личной территории фиксированы, границы личного пространства невидимы. У личного пространства есть свой центр – это тело индивида, личная территория, по мнению Р. Соммера, его не имеет. Подробнее узнать о проблемах, связанных с личным пространством можно на женских тренингах на iotko.ru. Личное пространство большее у северных народов, интровертов (замкнутых, необщительных людей) и агрессивных личностей. Оно меньше у представителей южных народов и экстравертов (открытых, общительных людей). Р. Соммер предположил, что агрессивные люди потому и агрессивны, что ощущают вторжение в свое личное пространство намного раньше, чем остальные люди. У шизофреников «пространственный пузырь» деформирован: он больше сзади, чем спереди, поэтому шизофреники остро реагируют на приближение кого-либо сзади.