Невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:06, реферат

Краткое описание

Цели реферата: рассмотреть ряд подходов к невербальному общению: социально-ᴨерцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:1) определить стеᴨень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками личности и группы, 2) определить невербальные коды, способы их фиксации, установить особенности декодирования, 3) толкования экспрессивных кодов личности на примерах моделей поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Avtosokhranenny.docx

— 51.32 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы:«Психология невербального общения» определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми. В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства ᴨередачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербального общения, следовательно, невербальные средства много функциональны.            Цели реферата рассмотреть ряд подходов к невербальному общению: социально-ᴨерцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный. Наиболее древнее направление изучения невербального общения - изучение его в связи с речевым поведением человека.В рамках психологии экспрессивного или невербального поведения в качестве отдельных объектов изучения выделено индивидуальное экспрессивное невербальное поведение диады, группы лиц.Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:1) определить стеᴨень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками личности и группы, 2) определить невербальные коды, способы их фиксации, установить особенности декодирования, 3) толкования экспрессивных кодов личности на примерах моделей поведения.

 

  1. Разновидности жестов.

Человеку очень важно правильно владеть своим телом и ᴨередавать с помощью жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для политика и дипломата, бизнесмена и актера, преподавателя вуза и ведущего телевизионной ᴨередачи, судьи и адвоката.            Психологи выделяют обычно, во-ᴨервых, коммуникативные средства общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания ᴨервого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях.   Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения - жестов, мимики, телодвижений, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно в связи с этим они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания.    Жест — некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, роль жестикулирующего. Жест либо подчеркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика — наглядное пособие проявления мысли.      Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим жесты, рожденные в те эпохи, не задумываясь над тем, откуда они произошли. Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоотверженно служить своему покровителю либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты: 1) Сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или касается мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство — это означало принятие человека под свое покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его; 2) Подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчатку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга перчатку и кольцо.   Некоторые ритуальные жесты Средневековья сохранились и сейчас. Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так, при официальном публичном общении многие политические деятели, подчеркивая тесные контакты, обмениваются рукопожатиями, объятиями и поцелуями (поцелуи Л. И. Брежнева с соратниками — это знак абсолютного доверия). В современном деловом мире подобного рода жесты не всегда уместны. Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в эпоху служения прекрасной даме. Мужчина подает руку даме как знак восхищения ее красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Знаки галантности, придуманные мужчинами, отражали и отражают личную преданность и желание служить женщине.          Вторая культурная стадия ритуальной жестикуляции связана с эпохой развития предпринимательства, когда основной ценностью была провозглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты «сверху вниз». Партнеры при общении не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают сбоку, что обозначает некий баланс, знак равенства. В этом контакте участвуют только кисти рук, человек имеет возможность лавировать. Жесты используются не по вертикали, а по горизонтали. Если культура Средневековья проявляла некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнерские отношения.      Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчеркивает автономность личности. Поэтому возникают жесты, которые не требуют физического контакта: 1)Мужчина прижимает руку к сердцу — клятва верности и уважения как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации американского президента, выражает преданность своему народу и желание служить ему); 2) Обе руки прижимаются к груди — этот более эмоциональный жест является выражением искренности; 3)Преклонение на одно колено — служение человеку, обладающему большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре — встать на оба колена — поза поверженного: наличие некоторого дискомфорта); 4) Встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только личные симпатии; 5) Согнутая в локте, сжатая в кулак рука означает сплоченность и твердость в отстаивании своих позиций — традиционный жест демократических лидеров, призывающий к борьбе.       Эмоциональные жесты (их еще называют экспрессивными или модальными) выражают чувства в общении людей, усиливая значение сказанного. Жесты отражают наш душевный пульс. Жестикуляция и мимика тесно связаны с эмоциональными состояниями. Известный русский государственный деятель начала XIX века М. М. Сперанский говорил: «Рука только тогда должна действовать, когда нужно дополнять понятия. Холодный разум не имеет права к ней прикасаться, рука может двигаться тогда только, когда ударит в нее сердце». Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой демонстрации жестов. Это позволит избежать несоответствия эмоционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н. В. Гоголь поведение учителя истории в комедии «Ревизор»: «Он ученая голова — это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах — еще ничего, как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать?»Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем известный жест В. И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован множеству людей.      Жест — это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как положительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. (Открытые руки, ношение документов под мышкой).Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и модальные жесты — неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятый вверх подбородок обозначают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки — жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесенное оскорбление, но не может этого сделать. Жест прощания — человек «шлет свое пока»: рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали — жест разделяющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использовать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо людей. Таким образом они отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что идут в разные стороны, так как этот жест — это отрицание, стремление отъединиться от толпы. Жест закрытости — «машинальное прикрытие рта рукой» (Е. М. Примаков сидел на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетенными пальцами).Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов.            Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнеров по общению.Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов-прикосновений влияет статус партнера, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американцев.Жесты-приветствия (рукопожатие) имеют большое значение в деловом общении. Жест-прикосновение (похлопывание поспина и плечу) возможен только при социальном равенстве партнеров.Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т. п.). Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.(1, 65 с.)  « Жест O`Кей или Кружок, Образуемый Пальцами Руки. Этот жест был популяризован в Америке в начале 19 века, главным образом, прессой, которая в то время начала кампанию по сокращению слов и ходовых фраз до их начальных букв. Существуют разные мнения относительно того, что обозначают инициалы «ОК.». Некоторые считают, что они обозначали « allcorrect» — все правильно, но потом, в результате орфографической ошибки, превратились в «Oll — Korrect». Другие говорят, что это антоним к слову «нокаут», которое по-английски обозначается буквами К.О. Имеется еще одна теория, согласно которой эта аббревиатура от имени «оllKinderhoor», места рождения американского президента, использовавшего эти инициалы (O.K.) в качестве лозунга в предвыборной кампании. Какая теория из этих верна, мы никогда не узнаем, но похоже, что кружок сам по себе обозначает букву "О" в слове 0'кеу. Значение «ОК» хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и в Азии, в некоторых же странах этот жест имеет совершенно другое происхождение и значение. Например, во Франции он означает «ноль» или «ничего», в Японии он значит «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины.Поэтому, путешествуя по разным странам, следует подчиняться правилу «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Это поможет вам избежать возможных неловких ситуаций.»(4, с.4) «Поднятый Вверх Большой Палец. В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии поднятый вверх большой палец имеет 3 значения. Обычно он используется при «голосовании» на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение — «все в порядке», а когда большой палец резко выбрасывается вверх, это становится оскорбительным знаком, означающим нецензурное ругательство или «сядь на это». В некоторых странах, например, Греции этот жест означает «заткнись», поэтому можете представить себе положение американца, пытающегося этим жестом поймать попутную машину на греческой дороге!. Когда итальянцы считают от одного до пяти, этот жест обозначает цифру "I", а указательный палец тогда обозначает "2". Когда считают американцы и англичане, указательный палец означает "I", а средний палец "2"; в таком случае большой палец представляет, цифру "5".Жест с поднятием большого пальца в сочетании с другими жестами используется как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когда кто-нибудь вас хочет «раздавить пальцем». Ниже мы внимательнее рассмотрим использование этого жеста в таком специфичном контексте.»(4, с. 7)                  «V — Образный Знак Пальцами. Этот знак очень популярен в Великобритании и Австралии и имеет оскорбительную интерпретацию. Во время второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак "V" для обозначения победы, но для Этого обозначения рука повернута тыльной стороной к говорящему. Если же при этом жесте рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительное значение — «заткнись». В большинстве стран Европы, однако, V жест в любом случае означает «победа», поэтому, если англичанин хочет этим жестом сказать европейцу, чтобы он заткнулся, тот будет недоумевать, какую победу имел ввиду англичанин. Во многих странах этот жест означает также цифру "2".»(4, с. 9).Эти примеры говорят о том, к каким недоразумениям могут привести неправильные толкования жестов, не учитывающие национальные особенности говорящего. Поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы о значении жестов и языка тела, необходимо учесть национальную принадлежность человека.

  1. Разновидности поз.

Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т. п. Если ваш партнер сидит почти неподвижно, в темных очках, да еще прикрывает записи руками, вы чувствуете себя крайне неуютно. В связи с этим при деловых встречах не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вᴨеред голова, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы. Избегайте одевать очки с затемненными стеклами, особенно при ᴨервом знакомстве. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информацииоказывается ему недоступной. В результате будет нарушена общая атмосфера общения.          В позе отражается субординация участников беседы. Причем, именно психологическая субординация - стремление доминировать или напротив подчиняться, а это может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Например, один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно положив ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей очевидны, даже если не слышно, о чем идет речь: ᴨервый -подчинен второму (при этом неважно формальное соотношение занимаемых ими должностей).О стремлении к доминированию свидетельствуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки ᴨерекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов.          Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подᴨеревголову рукой, другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты». Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повторяют движения друг друга. Однако важно, чтобы оба собеседника стремились к неформальной, дружеской атмосфере. В противном случае копирование позы может вызвать крайне негативную реакцию. (1, 263 с.)

  1. Разновидности взглядов.

 

Глазное яблоко самая подвижная часть человеческого тела. Чем изменчивее взгляд (т. е. положение глазного яблока), тем важнее его мимическое значение. Представьте себе, например, что мы разговариваем с человеком, который делает вид, что не принимает никакого участие в нашем разговоре и даже отвернет голову в другую сторону: один внимательный взгляд его, будь он самый быстрый, покажет, что его равнодушие притворно. И наоборот, один рассеянный взгляд нашего собеседника докажет его невнимание, как бы он ни уверял нас в противном. Представление, мысли, быстро являющиеся и сменяющиеся, выражаются часто только переменой во взгляде, тогда как все другие черты лица остаются без изменения. Что глаза оживляются не только, когда внимание обращается на видимые предметы, но и когда оно переносится на представление — объясняется уже приведенным выше положением, что все представление являются уму как предметы, доступные внешним чувствам.         При основательном изучении разных видов взглядов надо рассматривать их: а) подвижность и б) направление. Характерны по большей или меньшей подвижности взгляды: ленивый, живой, твердый, мягкий, блуждающий и беспокойный. Характерны по особому направлению взгляды: исподлобья, принужденный и восторженный.

Виды взглядов, различающиеся по степени подвижности: а) усталый и ленивый взгляд. Силы человека ограничены. Если он делал какие-нибудь чрезвычайные усилия или даже только не спал известное число часов, он утомляется и чувствует настоятельную потребность в отдыхе. Такое утомление свойственно и мозгу. Его впечатлительность, восприимчивость чувств и представления постепенно ослабевают, мысль становится все ленивее, медлительнее и смутнее; вместе с тем и действие мускулов глазного, яблока, т. е. взгляд, делается ленивее, безжизненнее, как в том случае, когда внимание остановлено на внешних предметах, так и в том, когда оно обращается на представление. Усталый, сонный взгляд, при отсутствии физического влияния на человека, позволяет предполагать в нем умственную лень и отсутствие мысли; б) чем изменчивее, разнообразнее впечатление, получаемые умом, чем они более его поражают, тем быстрее движение глазных мускулов и взгляд оживленнее. Деятельность нашего ума зависишь не от одних причин, порождающих впечатления, но гораздо более еще от степени впечатлительности ума. Следовательно, можно быть уверенным, что человек, взгляд которого обыкновенно, безо всякой особенной причины, оживленный, быстрый, имеет живой и впечатлительный ум; в) чем больше останавливается внимание на предметах или представлениях, тем сильнее напрягаются глазные мускулы и взгляд более пристален и тверд. Взгляд становится таковым, когда человек приступает мысленно или действительно к воображаемым или действительным предметам, когда он готовится к решительному действию или энергичному размышлению. Самый пристальный взгляд бываешь у человека в состоянии гнева, гнева, который леденит и уничтожает; но в яростном гневе, когда человек в диких безотчетных порывах ищет предмета своей ярости и старается найти средство, исход к удовлетворению её, взгляд пронизывающий и быстрый в то же время. Взгляд ужаса также пристален, потому что в этом аффекте, как при уничтожающем гневе, внимание сосредоточено на определенном предмете, вещественном или воображаемом. Человек, которому присущ пристальный взгляд, обладает энергией в действиях или мысли, или в том и в другом; г) в мягком взгляде движение глазных мускулов спокойно и свободно. Взгляд останавливается без усилие и отводится не спеша. Он выражает интерес, но без страсти, к предметам или представлениям; д) блуждающий взгляд является в состоянии рассеянности. В уме появляются и исчезают в беспорядке различные представления, не привлекая и не удерживая особенного внимания, и вот почему взгляд скользит по всем направлениям, колеблющийся и рассеянный. Часто блуждающий взгляд заставляет предполагать отсутствие настойчивости, легкомыслие и ветреность характера; е) беспокойный взгляд не может долго остановиться на одном предмете. Взгляд человека делается неуверенным и беспокойным в состоянии замешательства, стыда, страха, потому что в этих душевных состояниях человек теряет доверие к себе и невольно взгляд его переходить с одного предмета на другой, как бы ища помощи или случая, который вывел бы его из тягостного положение, к каким бы явлением последнее ни относилось, — к действительным или воображаемым.Неуверенный взгляд также изобличает сознания вины. Человек, который боится, теряет доверие к себе; преступный человек теряет доверие к другим; его взгляд робок, тороплив, потому везде он боится быть узнанным и пойманным. Беспокойный взгляд свойствен очень робким и боязливым людям, а также изобличает нечистую совесть.

Виды взглядов; различаемы по особенному направлению: а) взгляд исподлобья. Желая незаметно наблюдать, человек сохраняет спокойную безразличную позу, не делает движений, чтоб не привлечь на себя внимание, опускает голову и только внимательным взглядом, брошенным искоса кверху на наблюдаемый предмет, выдает скрываемый интерес. Если взгляд этот вместе с тем беспокоен, то он выражает опасение, но если он тверд, то можно быть уверенным, что человек поджидает только благоприятный момент, чтобы энергично приступить к предмету своего внимания. Человек смотрит исподлобья не только, когда опасается, что за ним наблюдают, но и оставаясь один и мысленно занятый представлениями или положениями, внушающими ему недоверие, потому что представление являются уму как предметы, доступные внешним чувствам. Взгляд исподлобья, сделавшийся обычным у человека, указывает, что недоверие одна из основных черт его характера; б) при принуждённом взгляде весь корпус напряжен: голова не следует за направлением глаз, но вполне, и как бы против воли, обращается к наблюдаемому предмету. Натянутая поза при таком взгляде выражает сдержанность, осторожность и показывает, что человек заботливо старается сохранить свое положение и свою индивидуальность перед внешним миром. Принужденный взгляд характеризует людей, оберегающих свою индивидуальность, свои мнения и привычки и которые принимают всякое нововведение только в крайней необходимости, т. е. педантов; в) восторженный взгляд. С неба получает человек свет, там ищет он жилище «Всевышнего», — и туда при молитве обращаются его взоры. Такое выражение религиозного экстаза мы видим на лице Мадонны Гвидо Рени. Взгляд направляется к небесам также, когда мысли человека обращены к тому, что он чувствует выше себя, свято чтит, к чему горячо стремится, например, в состоянии музыкального восторга, поэтических порывов любовной экзальтации и т. п. В этом взгляде, обращенном кверху, глазное яблоко закатывается верхними прямым и косвенным мускулами, и часть роговой оболочки скрывается под верхним веком, а часть белка обнаруживается.Высокое вместе с тем и далеко, и потому восторженный взгляд направляется не только вверх, но и вдаль. Чем дальше смотрит человек, тем более расходятся оптические оси глаз и зрачки отдаляются друг от друга. Во взгляде экстаза, который, полный горячих желаний, стремится в бесконечно далекие пространства, зрительные оси глаз идут почти параллельно. Задумчивые, направленные вверх и вдаль, глаза служат мимическим выражением молитвы, экзальтации. Если восторженный взгляд, т. е. вверх и вдаль, сделался обычным у человека, то это значить, что его мысли часто витают выше предметов обыденной жизни, в области идеалов и иллюзий; и чем сильнее выражается этот взгляд у мечтателей, религиозных мыслителей, тем привычнее он становится у них.      Глаза мало-помалу получают особенный физиономический отпечаток: белок более или менее обнаруживается между роговой оболочкой и нижним веком. Ко всему сказанному о взглядах приведем несколько замечаний Д-ра Герсинга: «Женщины, – говорит он – скрывая свои чувства перед посторонними, часто смотрят на человека, пользующегося их симпатией, только украдкой, сбоку, быстрым движением глаз, но, встретясь с ним взглядами, не отворачивают, а оставляют глаза устремленными, как бы желая выразить этим, что незаметно для других желают войти с ним в соглашение. Этот взгляд называют кокетливым».       Вывод о мимических движениях, относящихся к взгляду: Ленивый взгляд означает физическое утомление и леность ума; живой взгляд — волнение; более или менее твердый взгляд — различные степени постоянного внимания; мягкий—интерес без страсти; блуждающий — рассеянность; беспокойный — томление. Взгляд исподлобья — недоверие; принужденный — педантизм, сдержанность; восторженный — экзальтацию.(1, 120 с.)

 

 

 

  1. Мимика.

Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений - мимика страха, испуга, тревожности и т.п.        Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения - состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга - отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо -  все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.      Мимика бывает разная. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).        Сопряженная мимика, большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде "он разинул рот и раскрыл глаза", "холодные глаза противоречат смеющемуся рту" и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.Также мимические движения подразделяются на: 1) мимику агрессивно-наступательную - гнев, злость, жестокость и др.;2) активно-оборонительную - отвращение, презрение, ненависть и др.;3) пассивно-оборонительную - покорность, приниженность и др.;4) мимику ориентировочно-исследовательской направленности;5)  мимику  удовольствия-неудовольствия;6) маскировочные выражения - мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.       Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию - ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего - это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица.     По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные - сокращают это количество.(1, 78 с.)

Информация о работе Невербальное общение