Невербальные коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 10:46, реферат

Краткое описание

Во все времена люди, общаясь между собой, обращают внимание на поведение собеседника во время разговора. Для некоторых людей жесты и мимические движения собеседника могут сказать многое: о внимании (насколько собеседник внимательно слушает рассказчика), о настроении, о душевном состоянии, и др. Другие же совсем или практически не обращают внимания на мимику человека. Некоторые люди, хорошо понимая мимические движения и жесты собеседника, просто не придают этому значения. От чего в последствии могут пострадать, не обратив своего внимания на жесты слушателя. Например, впустую проболтать без особого толку, если собеседнику не интересен ваш рассказ, и он совершенно не заинтересован в выслушивании вашей речи.

Вложенные файлы: 1 файл

Невербальные коммуникации.docx

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Невербальные  коммуникации

Во все  времена люди, общаясь между собой, обращают внимание на поведение собеседника  во время разговора. Для некоторых  людей жесты и мимические движения собеседника могут сказать многое: о внимании (насколько собеседник внимательно слушает рассказчика), о настроении, о душевном состоянии, и др. Другие же совсем или практически  не обращают внимания на мимику человека. Некоторые люди, хорошо понимая мимические движения и жесты собеседника, просто не придают этому значения. От чего в последствии могут пострадать, не обратив своего внимания на жесты слушателя. Например, впустую проболтать без особого толку, если собеседнику не интересен ваш рассказ, и он совершенно не заинтересован в выслушивании вашей речи.

 В  нашем внешнем поведении проявляется  то многое, что у нас происходит  и есть внутри. Только эти проявления  нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями  рук, глаз, позы, можно увидеть  настроение, желания, помыслы вашего  партнера. Как заметил однажды  признанный знаток людей, легче  изменить свое мировоззрение,  чем свой в высшей степени  индивидуальный способ подносить  ложку ко рту.

 В  общение людей оказываются закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.

 Согласно  исследованиям, 55% сообщений воспринимается  через выражение лица, позы и  жесты, а 38% — через интонации  и модуляции голоса. Отсюда следует,  что всего 7% остается словам, воспринимаемым  получателем, когда мы говорим.  Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих  случаях то, как мы говорим,  важнее слов, которые мы произносим.

 Средства  невербальной коммуникации как  своеобразный язык чувств являются  таким же продуктом общественного  развития, как и язык слов, и  могут не совпадать в разных  национальных культурах. Болгары  несогласие с собеседником выражают  кивком головы, который русский  воспринимает как утверждение  и согласие, а отрицательное покачивание  головой, принятое у русских,  болгары могут легко принять  за знак согласия.

 В  разных возрастных группах для  осуществления невербальной коммуникации  тоже выбираются различные средства. Так, дети часто используют  плач, как средство воздействия  на взрослых и способ передачи  им своих желаний и настроений. Коммуникативный характер, который  приобретает у детей плач, хорошо  передает их нередко встречающееся  предупреждение «Я не тебе  плачу, а маме!»

невербальные  средства общения 

 Между  вербальными и невербальными  средствами общения существует  разнообразное разделение функций:  по словесному каналу передаётся  чистая информация, а по вербальному  – отношение к партнёру по  общению. 

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ — общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это неречевые средства общения.

Невербальные  средства общения делятся на:

 

  1. визуальные (кинесику — движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуальный контакт; выражение глаз; выражение лица; позы, в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста);

Выразительные движения представляют своего рода "подтекст" к некоторому тексту, который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения раскрывает внутреннее содержание во внешнем действии. "Этот язык, - писал  С. Л. Рубинштейн, - располагает утонченнейшими средствами речи. Наши выразительные движения – это сплошь и рядом метафоры. Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвысится над остальными, либо наоборот, почтительно, униженно или подобострастно склоняется перед другими людьми и т.п., он собственной персоной изображает образ, которому придается переносное значение. Выразительное движение перестает быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на людей".

 

  1. кожные реакции (покраснение, появление  пота);

 

  1. отражающие дистанцию (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); вспомогательные  средства общения, в том числе  особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему; окрик в спину может иметь значение отрицательного порядка.

 Экспериментально  доказано преимущество некоторых  пространственных форм организации  общения как для двух партнеров  по общению, так и в массовых  аудиториях.

  1. акустические или звуковые (паралингвистические, т. е. связанные с речью — интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);
  2. экстралингвистические, то есть не связанные с речью — смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, “шмыганье” носом и т. п.; Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации.

 

  1. тактильно-кинестезические (физическое воздействие — ведение слепого за руку, контактный танец и др.; такесика — пожатие руки, хлопанье по плечу)

 

  1. ольфакторные (приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный и искусственный запахи человека).

 

 На  невербальные средства накладывает  сильный отпечаток каждая конкретная  культура, поэтому нет общих норм  для всего человечества. Невербальный  язык другой страны приходится  учить так же, как и словесный.

 

Виды невербальных средств общения

 

Мимика

 

 Особая роль в передаче информации отводится мимике –  движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Основные характеристики мимики – её целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

 

 Исследования  психологов показали, что все  люди независимо от национальности  и культуры, в которой они выросли,  с достаточной точностью и  согласованностью интерпретируют  эти мимические конфигурации  как выражение соответствующих  эмоций. И хотя каждая мина  является выражением конфигурации  всего лица, тем не менее, основную  информативную нагрузку несут  брови и область вокруг рта  (губы). Под мимикой мы понимаем  движения мускулатуры лица.

 Мимика  связана с распространением интенсивного  возбудительного процесса на  двигательную зону коры головного  мозга – отсюда её непроизвольный  характер. При этом происходит  и соответствующее возбуждение  всей симпатической нервной системы.  Выражая недовольство, мы сжимаем  губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо - все эти движения  производятся и в тех случаях,  когда срабатывает рефлекс отвержения  не пригодной к употреблению  пищи. Это свидетельствует о том,  что многие наши мимические  выражения генетически связаны  с органическими ощущениями.

 

 Мимика  бывает разная:

 

Сильно  подвижная мимика

  • Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

 

  • Малоподвижная мимика. Указывает в  принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко  изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может  при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить  также впечатление созерцательности и уюта.

 

  • Монотонность и редкая смена  форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и  о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические  двигательные нарушения, скованность  или парализованность. Такое поведение  характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно  унылого доминирующего чувства  депрессивном ступоре (полная скованность).

 

  • Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

 

Взгляд

 

 С  мимикой очень тесно связаны  взгляд, или визуальный контакт,  составляющий исключительно важную  часть общения. Общаясь, люди  стремятся к обоюдности и испытывают  дискомфорт, если она отсутствует. 

 Одним  из наиболее важных элементов  мимики является взгляд. Взгляд  живого существа, и особенно взгляд  человека, - один из самых сильных  раздражителей, несущий в себе  большую информацию. В процессе  общения взгляды людей выполняют  синхронизирующую функцию – ритмика  взглядов образует определенное  русло общения. 

 Американские  психологи Р. Экслайн и Л. Винтерс установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Если  речь идёт о сложных вещах, на собеседника  смотрят меньше, когда трудность  преодолевается, – больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра – только чтобы проверить его реакцию  и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

 Визуальный  контакт свидетельствует о расположении  к общению. Можно сказать, что  если на нас смотрят мало, то  мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что  мы говорим и делаем, относятся  плохо, а если слишком много,  то это либо вызов нам, либо  хорошее к нам отношение.

С помощью  глаз передаются самые точные сигналы  о состоянии человека, поскольку  расширение или сужение зрачков  не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбуждён или заинтересован  чем-то, или находится в приподнятом  настроении, его зрачки расширяются  в четыре раза против нормального  состояния. Наоборот, сердитое, мрачное  настроение заставляет зрачки сужаться.

По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер  ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать  за его реакциями по расширению его  зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас  что-то заинтересовывает.

 Хотя  лицо, по общему мнению, является  главным источником информации  о психологических состояниях  человека, оно во многих ситуациях  гораздо менее информативно, чем  его тело, поскольку мимические  выражения лица сознательно контролируются  во много раз лучше, чем движения  тела. При определённых обстоятельствах,  когда человек, например, хочет  скрыть свои чувства или передаёт  заведомо ложную информацию, лицо  становиться малоинформативным,  а тело – главным источником  информации для партнёра. Поэтому  в общении важно знать, какую  информацию можно получить, если  перенести фокус наблюдения с  лица человека на его тело  и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения  содержать очень много информации. Информацию несут такие движения  человеческого тела, как поза, жест, походка.

 

Жесты

 

Жесты –  это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают  с целью общения, и которые  могут сопровождать размышление  или состояние. Мы различаем:

От той  информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Как  бы ни отличались разные культуры, везде  вместе с возрастанием эмоциональной  возбуждённости человека, его взволнованности, растёт интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнёрами, особенно если оно почему-то затруднено.

Информация о работе Невербальные коммуникации