Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 00:12, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся в повседневной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

неверб средства общ я.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)




1. Введение

Эффективность общения  определяется не только степенью понимания  слов собеседника, но и умением правильно  оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Мы очень  часто обращаемся к этому способу  передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся в повседневной жизни. Данный вид общения определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

С тех пор  как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика систем невербальных средств общения

Невербальное общение – это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

При языковом и  речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами. При невербальном –  осуществляется на бессознательном или подсознательном  уровнях.

Невербальное  поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. [6]

 Обращаясь к вопросу  классификации невербальных элементов  коммуникации, следует отметить, что  по невербальному каналу информация  транслируется в самых разнообразных формах, которые, в отличие от знаковых, всегда многозначны. Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по сенсорным каналам. Одна из таких классификаций представлена в статье М. Битяновой [1]. Она, в частности, среди наиболее популярных в общении современных людей коммуникативных систем, выделяет оптическую и акустическую. 

К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка, а также и такую специфическую форму невербального человеческого общения, как контакт глаз и т.д. Акустическая система представляет собой различные качества голоса коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения. Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливание, смех и прочее.

Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек использует в общении и кинестетическую  систему, т.е. прикосновения, информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами, как сила, давление.

Немаловажное место  занимает в общении ольфакторная система, включающая в себя вкус и обоняние, которые, хотя и в меньшей мере задействованы в коммуникативном процессе на уровне сознания, однако при этом отмечается, что вкус и обоняние независимо от нашей воли, на подсознательном уровне, активно участвуют в общении и влияют на взаимоотношения людей.

Совершенно особое место  среди невербальных средств коммуникации занимают пространственно-временные  характеристики ситуации общения.

А.А.Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения:

      - «поисковые»  компоненты, учитываемые говорящим  и слушателем при ориентировке, предшествующей общению; 

      -  сигналы,  используемые для коррекции уже установившегося общения;

      - регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие  от слушателя и подтверждающие  понимание, и сигналы, идущие  от коммуникатора (говорящего) и  «запрашивающие» слушателей о  понимании;

       - модуляции  общения, то есть реакции говорящего и слушателей на изменение условий общения.

Классификация средств  невербального поведения (общения) по В.А.Лабунской построена на базе основных атрибутов бытия, материи, всеобщих формах ее существования –  движении, времени, пространстве. Согласно данной схеме, в структуру невербального общения входят практически все перечисленные в других классификациях подструктуры невербального поведения, в основу которых положены основные характеристики невербальных средств, системы их отражения и восприятия (оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная), а также элементы данных систем и их взаимосвязь.

 

Рассматривая  процесс невербальной коммуникации, нельзя обойти стороной вопрос о кодировании  и декодировании, информации в процессе общения. Под кодированием, в контексте данной работы, следует понимать процесс осознанного использования человеком невербальных средств общения для построения сообщения. Декодирование, в свою очередь, следует понимать как процесс восприятия и осмысления человеком невербального поведения окружающих.

Как известно, невербальное поведение отличается вариативностью, индивидуальностью, динамичностью. А.А. Бодалев [12] в своих трудах выделяет объективные условия, определяющие возможность адекватного понимания  невербального поведения. Такими условиями, на его взгляд, являются единство ситуации общения, языковой среды, совместной деятельности, и особенности собственно невербального поведения. Вся гамма возможных вариантов невербального поведения колеблется в пределах общего типа, а их смысловая многозначность определяется нормами, принятыми в определенной культурной среде. Многофункциональность невербальных средств в общении объясняется множеством значений, которые они могут принимать в каждой конкретной ситуации общения. Следовательно, процесс понимания невербальных средств общения носит вероятностный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. функции невербальных средств общения.

Невербальное  поведение создает образ партнера по общению, выражает качество и изменение  взаимоотношений партнеров, формирует эти отношения, является индикатором актуальных психических состояний личности, выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного, выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Охарактеризуем подробнее  такие невербальные средства общения, как кинесика, просодика, такесика, проксемика.   

        1. Кинесика – общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающая в себя позу, взгляд, походку, осанку и др.) а также визуальном контакте.

Мимика (от греч. mimikos - подражательный) – внешнее выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц [4].

Исследования показали, что  при неподвижном или невидимом  лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы. Таким образом, можно сделать вывод, что мимическая сторона общения крайне важна для полноценного общения индивидов, выражая, прежде всего, эмоциональное их состояние во время взаимодействия.

Визуальное  взаимодействие (контакт глаз) – исключительно важный компонент процесса коммуникации. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом - взгляд играет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Велика роль взгляда и в обмене репликами, где он выполняет сигнальную функцию, принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции. Язык глаз, по мнению психологов, очень важен для самоощущения в процессе общения.

По своей  специфике взгляд может быть:

Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства.

Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.

Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

Жесты – движения, имеющие сигнальное значение [4] - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают в процессе общения. Жесты в процессе общения не только сопровождают речь, на их основе можно сделать заключение об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету. Жест также может сказать о желании человека, его внутреннем душевном состоянии. Особенности жестикуляции человека могут служить основанием для вывода о каком-либо качестве воспринимаемого человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

      2. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика – это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, которые дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния. Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли. Недаром есть афоризм о том, что: "Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего".[10]

Голос содержит в себе много  информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя. Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно. Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие  обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов  тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

     3. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Информация о работе Невербальные средства общения