Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 11:21, реферат
Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду с
вербальными (словесной) используют жестикулярно-мимические, т.е. невербальные средства.
Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают, их используется 55 % или даже 65 %, а вербальных, соответственно, 45 % или 35 %. Ученые обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов. По подсчетам одного из специалистов, только c помощью рук человек может передать 700 ООО сигналов.
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина
Доклад по русскому языку на тему:
Москва 2011
Невербальные средства общения. Роль жестов, мимики, позы в общении.
Разговаривая друг с другом,
люди для передачи своих мыслей, настроений,
желаний наряду с
вербальными (словесной) используют жестикулярно-мимические,
т.е. невербальные средства.
Ученые считают, что при общении невербальные
средства преобладают, их используется
55 % или даже 65 %, а вербальных, соответственно,
45 % или 35 %. Ученые обнаружили и зафиксировали
почти миллион невербальных сигналов.
По подсчетам одного из специалистов,
только c помощью рук человек может передать
700 ООО сигналов.
Язык мимики и жестов выражает
чувства говорящего, показывает, насколько участники диалога
владеют собой, как они в действительности
относятся друг к другу.
Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет – трудный, если вообще невозможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм – неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.
Мимика, жесты играют большую роль в оценке
окружающими уровня воспитанности того
или иного человека (собеседника). Например,
некоторые люди не знают, что делать со
своими руками. Незанятые руки держат спокойно.
Если есть привычки теребить что-нибудь,
стучать пальцами по столу, щелкать большими
пальцами, чесать затылок или за ухом,
массировать руками щеки или пальцем переносицу,
демонстрировано рассматривать свои ногти
и т.д., то от них нужно отучиться. Неприлично
указывать пальцем. Не отставляют мизинец
во время еды, курения.
Во время разговора рот рукой не прикрывают,
не хлопают собеседника по плечу, не теребят
пуговицу его пиджака, не толкают его локтем,
не стряхивают с его или со своей одежды
пылинки (чтобы снять нитку или волос с
одежды собеседника, спрашивают у него
разрешение). При разговоре жестикуляцию
сводят до минимума. Только некоторые
слова и фразы, такие как «Садитесь, пожалуйста»,
«Познакомьтесь, пожалуйста», «Можно вам
представить?» и т. Д. сопровождаются соответствующим
жестом.
Жесты должны быть скупы, неразмашистые,
определенные: легкий кивок головы (утверждение),
нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в
дополнение к сказанному, нерезкий поворот
головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение
к вам. При посещении других стран особенно
внимательно следят за своими жестами.
Так, жест «все о' кэй» (все хорошо), хорошо
известный во всех англоязычных странах,
а также в Европе и Азии, в других странах
имеет совершенно другое происхождение
и значение. Во Франции он означает «ноль»
или «ничего». В Японии – «деньги», а в
некоторых странах Средиземноморского
бассейна этот жест используется для обозначения
гомосексуальности мужчины.
Поднятый вверх большой палец в Америке,
Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет
два значения: Попытка поймать полную
машину («останови») и «Всё в порядке».
Если поднимают место большого средний
палец, то это имеет оскорбительное значение
– «сядь на это». В Греции жест с поднятием
большого пальца означает «заткнись».
У итальянцев это обозначает цифру «1».
Говоря о себе, европеец покажет рукой
на грудь, а японец – на нос.
Когда француз или итальянец стучит себе
по голове, это значит, что он считает какую-либо
идею глупой. Если британец или испанец
шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым
он покажет окружающим, что доволен собой.
Тем же самым жестом немец выражает свое
крайнее возмущение по отношению к кому-либо.
Голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая
указательный палец, сообщает, что идея
ему понравилась, но он считает её слегка
сумасшедшей.
Там же, в Голландии, поворот указательного
пальца у виска означает, что кто-то сказал
остроумную фразу.
Поднятые брови в Германии означают восхищение;
в Англии – выражение скептицизма.
Итальянец выражает недоверие, когда постукивает
указательным пальцем по носу. Этот же
жест в Голландии означает, что говорящий
или о ком говорят находится в состоянии
алкогольного опьянения.
Когда Француз чем-то восхищён, он соединяет
кончики трёх пальцев, подносит их к губам
и, высоко подняв подбородок, посылает
в воздух нежный поцелуй. Если он протирает
указательным пальцем основание носа,
то эта означает, что он не доверяет тому,
о ком говорят.
В некоторых африканских странах смех
означает изумление или замешательство.
В Алжире или Египте арабский жест подзывания
схож с российским жестом прощания.
Многие жесты не фиксируются сознанием,
но в полной мере передают настроение
и мысли человека. Если есть желание прослыть
внимательным и интересным собеседником,
то нужно разбираться в жестах и мимике.
Разговаривая с партнером, мы видим его
мимику, жесты, которые нам говорят, что
действительно думает и чувствует наш
собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись
вперед, сообщает нам, что хочет говорить
сам. Отклонившись же назад, он уже сам
хочет нас слушать. Наклоненный вперед
подбородок свидетельствует о волевом
напоре, желании жестко отслеживать свои
интересы. Если же подбородок приподнят,
а голова прямая, то партнер считает себя
в позиции силы. Итак,
- если пальцы рук сцеплены. Возможно три
варианта: скрещенные пальцы рук на уровне
лица, лежат на столе, лежат на коленях.
Этот жест означает разочарование желание
собеседника скрыть своё отрицательное
отношение;
- защита рта рукой (это могут быть только
несколько пальцев или кулак). Данный жест
означает, что слушающий чувствует, как
вы лжете;
- почесывание и потирание уха. Этот жест
говорит о том, что человек наслушался
вдоволь и хочет выказаться;
- почесывание и потирание шеи. Данный
жест говорит о сомнении и неуверенности
человека;
- пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней
потребности в одобрение и поддержке;
- собеседник потирает лоб, виски, подбородок,
прикрывает лицо руками – это свидетельствует
о том, что он не настроен разговаривать
в данный момент с кем-либо;
- человек отводит глаза – это является
самым ярким показателем того, что он что-то
скрывает;
- скрещивание рук на груди собеседника
сигнализирует о том, что лучше разговор
закончить или перейти на другую тему.
Необходимо как можно скорее закончить
разговор. Если собеседник при скрещивание
рук обхватывает плечи, то это означает,
что он уже готов перейти врукопашную;
- жест «пощипывание переносицы», поза
«мыслителя», когда подпирают щёку – это
жесты размышления и оценки;
- обиженный человек чаще всего принимает
следующую позу. Он приподнимает плечи
и опускает голову. Если собеседник принял
именно эту позу, то тему разговора следует
поменять;
- если ваш собеседник ходит по комнате,
это значит, что разговор интересует его,
но ему нужно подумать, прежде чем принять
решение;
Человек самодовольный и высокомерный
складывает кисти рук вместе.
Уверенного в себе человека, который хочет
показать своё превосходство
над другими, можно распознать по жестам
«закидывание рук за спину с захватом
запястья» и «закидыванием рук за голову».
С таким человеком общение затруднительно.
Поэтому если хотят расположить его к
себе, то наклоняются немного вперёд с
протянутыми ладонями и просят объяснить
что-либо. Другой способ заключается в
копировании жеста.
Человек, который во время разговора держится
руками за боковые края стула или его руки
лежат на коленях, хочет прекратить разговор.
В таком случае беседу сразу прекращают.
По тому, как слушающий выпускает дым сигареты,
можно определить его отношение к собеседнику
и к разговору. Если он выпускает дым постоянно
вверх, это означает, что он настроен положительно
и разговор ему нравится. Если дым направлен
вниз, то человек, наоборот, настроен негативно,
причём чем быстрее он выпускает дым, тем
больше разговор ему неприятен.
Походка также является важным определяющим
фактором в сиюминутном состоянии человека.
Если руки находятся в карманах или он
ими размахивает, если он смотрит под ноги,
находится в угнетённом состоянии. Человек,
у которого руки сцеплены за спиной, а
голова опущена, чем-то озабочен.
Опущенные плечи и поднята голова – настроен
на успех, контролирует ситуацию. Склоненная
набок голова – собеседник заинтересован.
Потирание века – собеседник говорит
неправду. Поднятые плечи означают, что
собеседник напряжен и чувствует опасность,
исходящую от вас.
Для того, чтобы достичь желаемой цели
в беседе, мало быть внимательным человеком,
необходимо самому использовать во время
беседы жесты открытости, которые помогут
расположить к себе собеседника, вызывать
его на откровенный разговор и оставить
о себе самое благоприятное.
В русском языке существует
немало устойчивых выражений, которые
возникли на базе
свободных словосочетаний, называющих
тот или иной жест. Став фразеологизмами,
они выражают
состояние человека, его удивление, равнодушие,
смущение, растерянность, недовольство,
обиду и
другие чувства, а также различные действия.
Например: опустить голову,
вертеть головой,
поднять голову, покачать головой, развести
руками, опустить руки, махнуть рукой,
положа руку
на сердце, приложить руку, протянуть руку,
погрозить пальцем, показать нос.
Не случайно, что в различных
риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные
главы, посвященные жестам. Теоретики
ораторского искусства в своих статьях
о лекторском
мастерстве также обращали особое внимание
на жестикуляцию.
По своей функции жесты делятся
на указательные, изобразительные, эмоциональные,
ритмические, механические. Особый интерес
представляют символические жесты. Они
условны.
Но некоторые из них имеют вполне определенное
значение. Так, известен жест отказа, отрицания
— отталкивающие движения рукой или двумя
руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает
выражения: Не надо, не надо,
прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!
Жест разъединения, расподобления
— ладони раскрываются, «разъезжаются»
в разные стороны:
Это совершенно разные
темы; Это надо различать; Они разошлись.
Жест объединения, сложения, суммы — пальцы
соединяются в щепоть или соединяются
ладони
рук: Они хорошо сработались;
Давайте объединим усилия.
Жесты, как и слова, бывают очень
экспрессивными, придают речи грубоватый,
фамильярный
характер. Такими жестами, например, считаются:
поднятый большой палец, когда остальные
сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо;
кручение пальцем около виска, что означает
«из ума выжил», «разума лишился». Следует
учитывать, что жестикуляция обусловлена
и характером говорящего. Некоторые люди
от природы подвижны, эмоциональны. Естественно,
говорящий с таким характером не может
обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному,
спокойному, сдержанному в проявлении
своих чувств, жесты не свойственны. Лучшим
жестом считается тот, которого не замечают,
который органически сливается со словом
и усиливает его воздействие на слушателей.
Государственным служащим, преподавателям,
юристам, врачам, менеджерам, продавцам,
то есть всем, кто по роду своей деятельности
часто общается с людьми, важно знать,
что мимика и жесты могут многое рассказать
о характере человека, его мыслях, переживаниях.
Например, древние китайцы, торговавшие
драгоценными камнями, внимательно смотрели
в глаза покупателю. Они знали, что при
восторге, радости зрачки увеличиваются,
а при раздражении, недовольстве, гневе
— значительно сужаются. Лидер по натуре,
здороваясь, подает руку ладонью вниз,
а мягкий, безвольный человек— ладонью
вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют
об уверенности и превосходстве. Такой
жест характерен для высших военных чинов,
работников милиции, директоров. Психологи
рекомендуют в стрессовой ситуации, когда
приходится ждать приема у зубного врача
или вызова к начальнику, перед сдачей
экзамену сделать такой жест — и сразу
придет уверенность в себе, пропадет страх,
наступит некоторое облегчение. Руки на
бедрах — жест готовности, агрессии. Такая
поза может сопровождаться широкой постановкой
ног, а пальцы рук при этом сжимаются в
кулак. Когда человек нервничает, испытывает
отрицательные эмоции, то он инстинктивно
старается оградить себя от нежелательной
ситуации: скрещивает руки на груди. Этот
жест как бы создает заслон, ограждает
его от неприятностей. Итак, мимика, жесты,
поза выступающего с лекцией, докладом
или принимающего участие в разговоре
должны свидетельствовать о движении
мысли, о чувствах говорящего, являться
физическим выражением его творческих
усилий.
Под действием испытываемых
индивидом чувств рождаются скоординированные
сокращения и расслабления различных
лицевых структур, которые определяют
выражение лица, прекрасно отражающее
переживаемые эмоции. Поскольку состоянием
лицевых мышц несложно научиться управлять,
отображение эмоций на лице нередко пробуют
маскировать, а то и имитировать.
Об искренности человеческой эмоции обычно
говорит симметрия в отображении чувства
на лице, тогда как чем сильнее фальшь,
тем более разнятся мимикой его правая
и левая половины.
Даже легко распознаваемая мимика иной
раз очень кратковременна (доли секунды…)
и зачастую остаётся незамеченной; чтобы
суметь перехватить её нужна порядочная
практика или специальная тренировка.
При этом положительные эмоции (радость,
удовольствие…) узнаются легче, чем отрицательные
(печаль, стыд, отвращение…).
Особой эмоциональной выразительностью
отличаются губы человека, читать которые
совсем несложно (усиленная мимика рта
или закусывание губ, к примеру, свидетельствует
о беспокойстве, ну а скривлённый в одну
сторону рот – о скепсисе или насмешке…).
Улыбка на лице, как правило, выказывает
дружелюбие или потребность в одобрении.
Улыбка для мужчины – это хорошая возможность
показать, что он во всякой ситуации владеет
собой. Улыбка женщины значительно правдивее
и чаще соответствует её фактическому
настроению. Так как улыбки сплошь и рядом
отображают разные мотивы, желательно
не слишком полагаться на их стандартное
истолкование.
Человек, в спокойном состоянии:
Типичные выражения лица, сообщающие
об испытываемых эмоциях, таковы:
- радость: губы искривлены и их уголки
оттянуты назад, вокруг глаз образовались
мелкие морщинки;
Так же радость бывает:
- интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
- счастье: внешние уголки губ
приподняты и обычно отведены
назад, глаза спокойные;
- удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза
при этом расширены, а приоткрытый рот
имеет округлую форму и так далее.
- улыбка, по этому микровыражению
можно понять на сколько
1) ухмылка, самодовольная, ироничная или злая
2) контролируемая улыбка
3) неподдельная улыбка, самая искренняя из всех
)
Интонация голоса
Голос довольно точно сообщает окружающим
о текущем состоянии человека (о его переживаниях,
отношении к фактам, самочувствии, а нередко
и о темпераменте, о чертах характера).
Уловить эмоции объекта (гнев и печаль
– легче, ревность и нервозность – сложнее…)
позволяет ТОН его голоса.
В состоянии тревоги или нервного напряжения
у партнёра несколько меняется и голосовой
ТЕМБР. Этот факт нашёл достойное применение
в бесконтактных (т.е. всецело незаметных
для собеседника) образцах «детектора
лжи».
Расшифровывая сообщение, нужно обращать
внимание как на силу, так и на высоту голоса:
- явно высокий – энтузиазм, радость, недоверие;
- высокий, в широком диапазоне силы, тональности
и высоты – гнев и страх;
- чрезмерно высокий, пронзительный –
беспокойство;
- мягкий и приглушённый, с понижением
интонации к концу каждой фразы – горе,
печаль, усталость;
- форсирование звука – напряжение, обман.
Значительно информативны невербальные
звуки:
- свист (явно не художественный…) – неуверенность
или опасение;
- несоответствующий моменту хохот – напряжение;
- неожиданные спазмы голоса – напряжение;
- постоянное покашливание – лживость,
неуверенность в себе, обеспокоенность.
Непроизвольные реакции
Эти реакции обычно плохо поддаются контролю
(хотя различными приёмами пытаются их
маскировать) и потому весьма информативны.
Отдельные из них выявляют при аппаратной
диагностике обмана, осуществляемой приборами,
известными под общим названием «детектор
лжи» (а также «полиграф»).
Стандартное прочтение этих реакций таково:
- покраснение лица (иной раз пятнами) –
стыд, гнев;
- побеление лица – страх, признак
виновности, еще страх выражает
сокращение мышц на шее;
- расширение зрачков – неудовольствие,
отвергание;
- усиление биения пульса на венах рук
или артериях шеи (подёргивание галстука
на шее из-за активного сердцебиения …)
– тревога, страх, стыд, обман;
- снижение частоты пульса – повышенное
внимание;
- быстрое или поверхностное дыхание –
внутреннее напряжение;
- короткое дыхание через нос – злость;
- пересыхание рта (сглатывания, облизывание
губ, жажда…) – страх, обман;
- внезапное обнажение зубов – признак ярости, агрессивность;
- испарина, пот – гнев, смущение,
нервозность, обман;
- дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица…)
– внутреннее напряжение;
- частое моргание – возбуждение, обман;
- урчание в животе – страх (не всегда,
разумеется…);
- скрип зубами – сильнейшая нервозность,
стресс, отсутствие возможности осуществить
задуманное.
Подобные реакции обычно проще обнаружить
у мужчин, нежели у женщин, которые к тому
же лучше обманывают и детектор лжи.
Понимание тонкостей языка
жестов может улучшить и упростить ваши
отношения с окружающими людьми. При любом
взаимодействии с другим человеком цель
состоит в общении, однако слишком часто
наши жесты при этом неясны в лучшем случае
и противоречивы в худшем. Как бы хорошо
вы ни знали кого-то, никто из нас не может
читать мысли другого, так что все, что
улучшило бы общение, представляется ценным.
Однако перед тем как применить ваше новое
знание в повседневной жизни, подумайте
о том, чего вы хотите достичь.
Можно использовать язык жестов, для того
чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать
ими. Бывают случаи, когда это вам и необходимо.