Нейрофизиология.Нарушения речевого развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:20, реферат

Краткое описание

Нейрофизиология — раздел физиологии животных и человека, изучающий функции нервной системы и ее основных структурных единиц — нейронов. Она тесно связана с нейробиологией, психологией, неврологией, клинической нейрофизиологией, электрофизиологией, этологией, нейроанатомией и другими науками, занимающимися изучением мозга[1].

Вложенные файлы: 1 файл

Нейрофизиология.docx

— 18.07 Кб (Скачать файл)

Нейрофизиология — раздел физиологии животных и человека, изучающий функции нервной системы и ее основных структурных единиц — нейронов. Она тесно связана с нейробиологией, психологией, неврологией, клинической нейрофизиологией, электрофизиологией, этологией, нейроанатомией и другими науками, занимающимися изучением мозга[1].

Хирургическая нейрофизиология — это прикладная нейрофизиология. Хирург-нейрофизиолог во время операции занимается наблюдением за функционированием нервной системы пациента, для чего иногда необходимо электрофизиологическое исследование участков нервной системы пациента. Такое наблюдение входит в состав обширной клинической дисциплины, называемой нейромониторингом.

Нарушения речевого развития ребенка

В последние  годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Родители двухлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их говорит только "мама", "папа". Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка "каша во рту". Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К  какому специалисту идти? Насколько  это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.

Почему?

Задержка речевого развития и различные нарушения  речи могут быть вследствие недоразвития или поражения мозга, а так  же центральной нервной системы  во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения. Факторами, приводящими к дальнейшим проблемам  в развитии, являются: угроза выкидыша во время беременности; длительный токсикоз; перенесенные беременной простудные и инфекционные заболевания; прием  лекарств, противопоказанных во время  беременности; наличие у беременной хронических заболеваний; наличие  вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики); гипоксия плода; стремительные  или наоборот затяжные роды; недоношенность плода или наоборот; несовместимость  крови матери и плода; асфиксия; травма во время родов; внутричерепное давление; внутричерепные кровоизлияния; ряд  инфекционных заболеваний, перенесенных ребенком до двух лет; черепно-мозговые травмы и др. Вы можете сказать: "Да у меня половина из перечисленного списка имело место быть, и ничего ребенок нормальный!" В таком  случае Вам либо очень повезло, либо Вы не видите проблем, либо не хотите их видеть, либо увидите их позже.

В возникновении  речевых нарушений большую роль играет и социальный фактор: правильное речевое окружение ребенка и  наличие благоприятной психологической  обстановки.

В развитии речевой  функции ребенка выделяют три критических периода. В эти периоды родителям необходимо быть особенно внимательными к своим детям.

Первый  период (1 – 2 года), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14 – 18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй  период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т.д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т.д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий  период (6 – 7 лет) – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении завышенных требований могут происходить "срывы" нервной деятельности.

Что делать?

Если Вы заметили, что ребенок (2 – 3 лет) отстает в речевом развитии от своих сверстников, не спешите бежать к логопеду. Логопед не будет заниматься с малышом, которому нет четырех лет. Логопед исправляет нарушения звукопроизношения, ставит звуки. Существуют законы физиологии, по которым определенный звук в определенном возрасте должен появиться у ребенка, возраст, в котором ребенок должен научиться произносить тот или иной звук правильно. Исправлять и ставить звуки, логопед будет только тогда, когда по законам физиологии они уже должны были встать самостоятельно, но этого не произошло. До этого момента можно говорить о задержке речевого развития, о недоразвитии речи, но не о нарушении звукопроизношения.

Если Ваш ребенок, и в частности его речевое  развитие отличается от речевого развития сверстников не в лучшую сторону, прежде всего, нужно обратиться к  хорошему невропатологу. Подробно расскажите, что Вас настораживает, что беспокоит, что пугает в развитии ребенка. Хороший  доктор внимательно выслушает Вас, внимательно обследует ребенка  и назначит адекватное лечение. После  прохождения курса лечения следует  повторно показаться врачу. Бояться  лечения не нужно! Большинство речевых  нарушений проявляются в структуре  различных психических и нервно-психологических  расстройств. Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные и неоднозначные  связи между речевыми и неречевыми симптомами. Это определяет необходимость  комплексного (медико-психолого-педагогического) воздействия, т.е. воздействия на весь синдром в целом. Иными словами  речевые проблемы это следствие, а причины кроются либо в экзогенных (внешних) факторах, либо в эндогенных (внутренних) факторах. Позиция родителя, говорящего: "У нас все хорошо, только мы плохо говорим, но ничего, научится!", вызывает, по меньшей  мере, недоумение. Конечно, он научиться  говорить, но вопрос в том, когда  и как?

Если ребенку  исполнилось четыре года, а его  речь явно развита не на этот возраст, половину звуков он не произносит, слова  не выговаривает, то опять в первую очередь идите к невропатологу, а уже потом к логопеду. Если Вы сначала обратились к логопеду, то хороший логопед, обследовав ребенка  и предложив Вам заниматься, все  равно отправит к невропатологу. Грамотный логопед прекрасно  понимает этиологию (причину) всех речевых  нарушений и всегда работает в  паре с врачом. На занятии логопед  будет (если это необходимо) делать ребенку массаж языка, работать с  зондами и выполнять артикуляционные упражнения, это должно занимать 10 – максимум 15 минут. После этого Вас отправят домой до следующего раза. Как правило, так строится работа логопеда в поликлинике и детском саду, из-за недостатка времени и большого количества желающих попасть к логопеду. Если же Вы занимаетесь с логопедом частным образом, то хороший логопед продолжит занятие до 30 – 45 минут и будет развивать понимание речи; формировать пространственные представления и сенсомоторные навыки; развивать фонематический слух; уточнять и расширять словарный запас; работать над развитием памяти, внимания, мышления и т.п. Следует настраивать себя на то, что к логопеду Вы будете ходить как минимум год. Логопед будет давать Вам домашние задания, для закрепления пройденного материала. Это может быть артикуляционная гимнастика, заучивание стихов, подбор слов на заданный звук и т.п. Выполнять домашнее задание нужно обязательно, т.к. логопед занимается с Вашим ребенком всего два раза в неделю, а Вы общаетесь с ребенком семь дней в неделю. Поставленный логопедом изолированный звук нужно вводить в речь, закреплять его правильное произношение, постоянно исправляя ребенка: "Ты умеешь говорить правильно! Повтори еще раз это слово, но только правильно! и т.п."

Если задержка речевого развития и речевые нарушения  возникли вследствие легкого органического  поражения центральной нервной  системы, то вовремя проведенное  правильное лечение и систематические  занятия с логопедом непременно дадут положительные результаты. К тому моменту, когда Ваш малыш  должен будет пойти в школу, Вы справитесь со всеми проблемами. Следует  помнить только одно: время бежит  очень быстро, не стоит откладывать  проблему на последний год перед  школой.

Информация о работе Нейрофизиология.Нарушения речевого развития ребенка