Непосредственно образовательная деятельность детей в адаптационный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 13:02, реферат

Краткое описание

Раннее детство-фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Задача современной педагогики -реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Непосредственно-образовательная деятельность детей.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

         Непосредственно образовательная деятельность детей

                           в адаптационный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Педагог: Иванова И.В.

                                                                             МАДОУ №1

     Март 2013г.

 

 

 

 

 

                                    г. Саратов

Раннее детство-фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Задача современной педагогики -реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего и общего развития.

Взрослые должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка раннего возраста – это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.

Окружающие малыша вещи интересны, загадочны, часто недоступны для него. Поэтому он постоянно обращается к близким за помощью, разъяснениями, соучастием. Ребенок стремится перевести эмоциональные контакты в план предметного взаимодействия. Стремление к такому взаимодействию составляет сердцевину общения ребенка со взрослым и на протяжении всего раннего возраста. Поэтому оно получило название делового общения.

Главным в таком общении является практическое взаимодействие, в ходе которого взрослый выступает как его соучастник, помолгая малышу освоить то или иное действие. Взрослый предстает перед ребенком, прежде всего, как образец того, что нужно делать правильно. Но не только в качестве образца действий нужен ребенку взрослый. Не менее важны для него поддержка и оценка взрослым его действий. У малыша далеко не сразу получается делать так, как взрослый, а понять, правильно ли он выполняет то или иное действие, он тоже еще не в силах. Потребность в поддержке взрослых, в их оценке действий, умений малыша - один из основных стимулов предметной деятельности и познавательной активности детей раннего возраста. Доброжелательное внимание взрослого создает благоприятную эмоциональную атмосферу общения, придает ребенку уверенность в своих силах, ощущение важности его занятий, а оценка стимулирует желание продолжать и совершенствовать свои действия, исправлять ошибки, добиваясь правильного результата.

В первые годы жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям , целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Становление этих важнейших качеств и способностей требует участия взрослого и определенных педагогических воздействий.

На втором году 1) совершенствуется познавательная деятельность малыша: развивается мотивация поиска, чаще проявляются элементы активной ориентировочной деятельности (ожидание, поиск, оправдавшееся продолжение, целенаправленное достижение результатов).

2) Совершенствуется и целенаправленность поисковой деятельности.

3)Становятся более отчетливо выраженными специфические исследовательские действия руки, совершенствуется речевое общение со взрослыми, увеличивается число высказываний, отражающих познавательные потребности (кто там? Что там?) Малыши начинают более уверенно действовать в незнакомой для них ситуации.

В процессе общении со взрослым ребенок перенимает их социальный опыт, характер взаимодействий с окружающей средой – учиться видению мира.

Взрослые должны создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, показывать пример отношений к предметам и явлениям, руководить поведением, чувствами, эмоциями ребенка, проявлениями его самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и общения с учетом возрастных особенностей.

В педагогике раннего возраста основные методы обучения – игровые. В работе с детьми первого и второго года жизни рекомендуются  наглядные методы с поэтапным характером обучения и выполнения заданий. Учитывая, что ребенок словесно не комментирует свои действия и не всегда понимает общую  смысловую инструкцию, взрослый на каждом этапе поясняет свои действия.

На первом этапе внимание направлено на сам процесс, поэтому пояснения лаконичны.

На втором этапе ребенок уже имеет представление о происходящем через показанное действие и результат, возникают совместные действия ребенка с воспитателем, пояснения становятся обстоятельнее и совпадают по времени с действиями самого ребенка.

На третьем этапе малыш действует почти самостоятельно, пояснения становятся более развернутыми.

На 4 этапе дети действуют самостоятельно. Педагог дает полное, доступное пониманию ребенка комментирующее описание, всего что тот делает, побуждая его вступить в речевое общении.

На всех этапах воспитатель раскрывает направленность действий, ход их выполнения, объясняет поэтапные результаты, а на четвертом этапе дает оценку конечному результату.

В процессе одноэтапного освоения действительности у ребенка складывается мотивация. На первом этапе мотивы действий практически отсутствуют, на втором и третьем – формируются, а на четвертом  - уже ясны ребенку, так как на лицо готовый продукт действия. ( например: пирамидка, полностью собранная из колец, шаров или кубиков и т.п.)

 Ребенок начинает понимать  ход выполнения задания, его цель  и может осуществить перенос  способа действия в аналогичную ситуацию.

Это первый тип непосредственно  образовательной деятельности. Его цель развивать у детей активное подражание действиям взрослого.

Второй тип непосредственно образовательной деятельности связан с поиском и прогнозированием результата самим ребенком. Воспитатель не показывает конечное действие и его результат, а поэтапно подводит ребенка к самостоятельному целенаправленному решению практической задачи. Малыш как бы делает собственные маленькие открытия.

Третий тип непосредственно образовательной деятельности может состоять из элементов первых двух типов. О конечном результате ребенок не знает. Он сначала выбирает необходимые детали, а потом под руководством взрослого выполняет задание.

Соблюдение дидактических принципов при проведении образовательной деятельности дает возможность сделать процесс обучения маленьких детей управляемым «Основными принципами являются:

- Принцип активности и посильной  самостоятельности самого ребенка;

- Принцип познавательной выразительности  достигается особым эмоциональным  поведения взрослого;

- Принцип наглядности заключается  в использовании взрослым наглядных средств, создавая с их помощью развернутую картину действий и их результата;

- Принцип поэтапности заключается  в том, что смена частей образовательной  деятельности обусловлена постепенностью  освоения, отработки какого –  либо умения, навыка;

- Принцип цикличности обусловлен  этапностью обучения, наибольшая активность проявляется ребенком не при первом предъявлении материала, а при повторных показах;

- Принцип вариативности осуществляется  при повторении программного  материала, но не более 2-3 раз.

В процессе обучения детей педагог стремиться к тому, чтобы подвести каждого к самостоятельному решению познавательных задач: например, учит устанавливать связи между предметами, с которыми малыш действует или предметом или орудием, с помощью которого он пытается что- то изменить.

В достижении положительных результатов обучения большое значение имеют отбор материала, его познавательная ценность. При действии с предметами у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Это является первостепенным условием развивающего обучения.

Немаловажен отбор программного материала, представляющего для ребенка известную трудность и новизну освоения.

Во время адаптационного периода очень важно сформировать у ребенка доверительные отношения с воспитателем, что поможет ему быстрее освоить ближайшее окружение, заинтересоваться, успокоиться, войти в новый для него ритм жизни. Для этого нужно использовать коммуникативные игры, игры с пальчиками, водой, песком, игры с принесенными из дому игрушками. Привлекают внимание малышей потешки, частушки ,песенки, стихи, об игрушках, персонажи любимых сказок, выполнения плясовых движений и т.д. Обеспечить правильный темп физического и психического развития малыша можно только путем включения его в процесс целенаправленного обучения.

 С детьми 2-го года жизни непосредственно-образовательной деятельности проводится 2 раза в день, утром и вечером по подгруппам по 4-6 человек, в зависимости от вида занятия, продолжительностью 8-10 мин.

С целью поддержания активности и интереса:

1)Образовательная деятельность проводится в непринужденной форме: малыши могут двигаться вслед за взрослым стойкой, сидеть на стульчиках или стоять рядом со взрослым у стола, у окна.

2)Чаще надо использовать приемы появления и исчезновения кого-либо

3)Элементы загадочности 

Важно самостоятельно принятое ребенком решение включиться в определенный процесс(пусть за руку с воспитателем, с игрушкой в руках, в определенной одежде не соответствующем занятию). Взрослый нужен ребенку как доброжелательный партнер, соучастник его деятельности, как «эксперт» его умений.

Чем быстрее ребенок «поверит» ему, тем быстрее и легче пройдет его адаптация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Литература

 

1). Л.Н. Павлова «Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до 8-ми». Пособие  для воспитателей и родителей. Издательство «Мозаика – синтез» Москва 2010

2). Н.В. Иванова «Социальная адаптация малышей в ДОУ» библиотека воспитателя творческий центр «сфера» Москва 2011г.

3). Т.Н. Доронова «Развитие детей  раннего возраста в условиях  вариативного дошкольного образования»  Методическое пособие для работников  дошкольных образовательных учреждений. Издательство «Обруч» Москва 2010г.

4). С.Н.Теплюк , Г.М.Лямина, М.Б.Зацепина «Дети раннего возраста в детском саду» Программа и методические рекомендации для работыс детьми от рождения до 2 лет. Издательство «Мозайка – синтез» Москва 2007

5). С.Н. Теплюк «Ребенок второго  года жизни» библиотека программы  воспитания и обучения в детском саду Издательство «Мозайка – Синтез» Москва 2008

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Непосредственно образовательная деятельность детей в адаптационный период