Новое представление о психике и задачах психологии как науки в трудах И.М Сеченова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХIХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.

Содержание

1. Вступление 3
2. Новый подход к психологии. Поставленные перед И.М.Сеченовым задачи психологии 4
3. «Рефлексы головного мозга».Рефлекторная теория психического 6
4. Концепция психических процессов И. М. Сеченова. 10
5. Основные открытия И. М. Сеченова, доказывающие его теорию. Вклад в развитие психологической науки. 11
6. Психология как наука в понимании И. М. Сеченова 14
7. Как общество оценивало работы И. М. Сеченова? 15
8. Полемика И. М. Сеченова с К. Д. Кавелиным. «Комуи как разрабатывать психологию» 17
9. Другие работы И. М. Сеченова 22
10. Вывод 25
11. Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Сеченову)).docx

— 56.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему: «Новое представление о психике и задачах психологии как науки в трудах И.М Сеченова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Вступление         3
  2. Новый подход к психологии. Поставленные перед И.М.Сеченовым задачи психологии    4
  3. «Рефлексы головного мозга». Рефлекторная теория психического         6
  4. Концепция психических процессов И. М. Сеченова. 10
  5. Основные открытия И. М. Сеченова,           доказывающие его теорию. Вклад в развитие психологической науки.       11
  6. Психология как наука в понимании И. М. Сеченова 14
  7. Как общество оценивало работы И. М. Сеченова? 15
  8. Полемика И. М. Сеченова с К. Д. Кавелиным. «Кому        и как разрабатывать психологию»    17
  9. Другие работы И. М. Сеченова     22
  10. Вывод          25
  11. Используемая литература      26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Стремление к работе над основными для отечественной науки проблемами - этическими, нравственными - привело к тому, что именно на долю естественных наук выпало решение этих вопросов. Родоначальником такой психологии стал И. М. Сеченов (1829-1905). Именно его подход к разработке объективной психологии и его взгляды на природу психического получили большое распространение во второй половине XIX в.

В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХIХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.

С возникновением науки о поведении диада «душа - тело», заключающая в себе тайну человеческой натуры, сменилась триадой «организм - поведение - сознание (психика)».

Сеченов стал первооткрывателем в разработке учения о поведении. Понятие поведения не было ни исключительно физиологическим (включая понятия о сознании и воле), ни чисто психологическим (включая понятия о нервных центрах, мышечной системе). Оно стало междисциплинарным и получило дальнейшее развитие в нескольких крупных научных школах, которые сложились на русской почве. Каждая из школ базировалась на своем особом учении, хотя общим для всех стержнем оставалась категория рефлекса.

Сеченов отстаивал рационалистическую трактовку всех нервно-психических проявлений (включая сознание и волю) и тот подход к организму как целому, который был воспринят современной физиологией и психологией.

Новый подход к психологии. Поставленные перед И. М. Сеченовым задачи психологии

Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешних детерминационных психических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схеме рефлекса, из-за чего Сеченов начал подробно изучать механизм рефлекса. Понятие рефлекса в его работах используется в качестве модели, образца, в котором выражена органическая связь организма со средой. Сеченов считал, что в психологии произошло отделение психического от реальных связей в жизни, поэтому он хочет вернуть психологии целостное описание. Он также ставил перед собой задачу объяснить проявления высшей произвольности научным путем (а не управлять, как у бихевиористов). «Моя задача,— писал он,— заключается в следующем: объяснить деятельностью уже известной читателю анатомической схемы (имеется в виду простой рефлекс.— прим. А.Ж.) внешнюю деятельность человека... с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге — одним словом, деятельность, представляющую высший тип произвольности».

В отличии от русского физиолога при изучении рефлексов зарубежные коллеги добивались других целей исследования. Немецким физиологам важно было выяснить, имеются ли в мозгу отдельные участки, которые “заведуют” изменениями в теле. За исходное они принимали прямое раздражение высших нервных центров, а за конечный эффект этого раздражения — двигательную реакцию. Связь, которую они исследовали, можно выразить отношением “мозг— реакция мышц”. Такое отношение действительно существует и, на первый взгляд, именно его изучал Сеченов. Однако он впервые включил указанное отношение в широкий контекст, а именно в целостное отношение “организм — среда”, изменив тем самым и всю перспективу исследования. Исходным пунктом оказывался не мозг, а внешняя среда, объекты которой посредством органов чувств действуют на мозг. Конечным же пунктом стали не сами по себе сокращения мышц, а их направленность на среду с целью приспособления к ней всего организма, решающего жизненные задачи.

Благодаря этому физиология выходила за пределы привычной области: ей приходилось сообразовываться со свойствами не только живого тела, но и с условиями его реальной деятельности во внешнем мире. А это неизбежно побуждало ученых присоединить к физиологическому объяснению психологическое — особенно, когда предметом этого объяснения становился организм человека и его жизнедеятельность. Именно на этот путь вышел, в отличие от своих западных коллег, Сеченов.

Важнейшее значение вклада Сеченова в психологию состояло в «… радикальном перемещении отправного пункта психологического мышления с непосредственно данных феноменов сознания, веками считавшихся для познающего ума первой реальностью, к объективному поведению», писал Михаил Ярошевский. Это была, по выражению Ивана Павлова, «… поистине для того времени чрезвычайная попытка… представить себе наш субъективный мир чисто физиологически».

 

 

 

 

«Рефлексы головного мозга». Рефлекторная теория психического.

«Рефлексы головного мозга» - самая известная работа в области психологии. В ней Сеченов отрицал существование нематериальной души, доказывая, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности (рефлекторная теория психического).

В этой книге  основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Схема у них такая же, что и у рефлексов: берут они начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - поступком, движением, речью.

Он опирался на прежние достижения в научном (причинной, детерминистском) объяснении поведения, в частности, на восходящее к Декарту понятие о рефлексе.

Ценность понятия о рефлексе определялась тем, что раньше базировалось на принципе детерминизма, на строгой причинной зависимости работы живого тела от его устройства и внешних стимулов. Правда, с этим сочеталось представление о том, что присущее человеку сознание не является рефлекторным и потому лишено той причинности, которая присуща телесному миру. Чтобы справиться с дуализмом рефлекса и сознания, но не на пути понимания человека как машины (в чем его сразу же обвинили противники), а сохраняя за человеком и его психическим миром качественное своеобразие, Сеченов радикально преобразовал понятие о рефлексе. Это в свою очередь предполагало радикально новый взгляд на проблему детерминизма, на причины, которые способны объяснить развитие психики.

Напомним, что рефлекс—это целостный акт, включающий: восприятие внешнего воздействия, его переработку в головном мозгу и ответную реакцию организма в виде работы исполнительных органов (в частности—мышечной системы). До Сеченова считалось, что по закону рефлекса работает только спинной мозг. Сеченов не только доказал, что все поведение целиком рефлекторно, но и коренным образом изменил прежнюю схему “рефлекторной дуги”, “замкнув” ее в “кольцо” и предложив формулу: “мысль это две трети рефлекса”.

Многие выводы Сеченова получили неверное толкование; в частности, его обвиняли в отрицании связи между мыслью и реальным действием, в том, что мысль у него начинается там, где действие обрывается. Между тем Сеченов полагал, что задержанное благодаря торможению действие не исчезает, а как бы “уходит внутрь мозга”, запечатлеваясь и сохраняясь в нервных клетках. В то же время, прежде чем “уйти вовнутрь”, реальное действие организма становится “умным”. Эта “мысль в действии” выражена в том, что, общаясь посредством мышечной работы с внешней средой, организм приобретает знание об ее объектах.

Хорошей иллюстрацией может служить деятельность глаз, снабженных мышечными придатками. Мышцы глаза все время незримо работают, постоянно “бегают” по” предметам, определяют расстояние между ними, сравнивают их между собой, отделяют один от другого (анализ), объединяют в группу (синтез). А ведь, как известно, сравнение, анализ и синтез — это основные умственные операции, на которых основана человеческая мысль.

Таким образом, за фактом сеченовского торможения стояла идея, имевшая, как он сам подчеркивал, прямое отношение к двум основным проблемам, которыми веками занималась психология—проблемам сознания и воли. Только прежняя психология принимала сознание и волю за первичные процессы, которые совершаются внутри субъекта, и соотносила их с нервными процессами, которые совершаются в организме; Сеченов же перенес научное объяснение в новую, необычную для прежней психологии плоскость, приняв за исходное не сознание субъекта и не мозг сам по себе, а общение организма со средой. Мозг и сознание включены в этот процесс, служат непременными посредниками между жизнью целостного организма и внешним миром. Кроме торможения (аналога волевой регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации, предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение.

Исходя из этого, можно сказать, что психическая деятельность выражается внешними признаками, мышечными движениями; их, в свою очередь, можно разделить на невольные и произвольные. Невольные движения: чистые рефлексы (с ними все ясно, т.к. психический элемент вовсе отсутствует), задержанные невольные движения (объясняются механизмом центрального торможения),движения с усиленным концом (испуг, наслаждение). Испуг – такое же последствие раздражения нерва; механизм испуга сам устроен по типу рефлекторных аппаратов (есть окончания чувствующих нервов, и начало двигательных). То же и с наслаждением: например, при голоде рефлексы с соответствующих центров связаны с мышцами, оттягивающими мышцы рта вниз (при голоде) – тогда при запахе пищи будет кислая мина, если вверх – улыбка (при насыщении).

Т.о. можно сделать следующий вывод: все невольные движения объясняются механизмом рефлекса.

Произвольные движения объясняются той же схемой. Представление есть акт рефлекторный (зрит., слуховое внимание – это невольные движения). Ассоциация представлений дает знание в его элементарной форме. А знания и будут занимать центральное место в механизме этих рефлексов. И ассоциация следовательно это последовательность рефлексов. (Марцинковская пишет, что это прообраз интериоризации), рефлекторная природа самосознания (с помощью тьмы ощущений субъективного характера – мышечных, чувства голода и т.п. – происходит дизассоциация себя и других), врожденность физиологических механизмов памяти. А повторение ощущения=рефлекса закрепляет следы. («Слуховая память есть даже у попугая, следовательно, в ее основе не может лежать ничего высокого»).

Все эти психические акты рефлекторны по природе.

Центральное торможение объясняло также способность человека во имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а не механически на них реагировать. Используя понятие об этом нервном механизме, Сеченов выдвинул продуктивную гипотезу о том, что благодаря задержке двигательного ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение использовалось Сеченовым также с целью объяснить социальный генезис человеческого «Я». Оно заключало в себе идею интериоризации, причем в качестве образца выступали различные эталоны социального поведения, в том числе «люди-рыцари», действующие во имя высших нравственных законов.

Т.о. можно сказать, что общий замысел «Рефлексов головного мозга» И.М.Сеченова сводился отнюдь не к тому, чтобы разрушить систему представлений о душе и таким образом полностью освободить человека от ответственности за свои поступки. Наоборот, И.М. Сеченов видел цель объективной науки в том, чтобы научиться формировать таких людей, которые «в своих действиях руководствуются только высокими нравственными мотивами, правдой, любовью к человеку, снисходительностью к его слабостям и остаются верными своим убеждениям, наперекор требованиям всех естественных инстинктов» (Человек, 1998, №2, с. 47). Для И.М. Сеченова научное исследование и наука были отнюдь не самоцелью, а только средствами решения проблем отдельного человека и человечества: «Только при развитом мною воззрении на действия человека в последнем возможна последняя из добродетелей человеческих – всепрощающая любовь, т.е. полное снисхождение к своему ближнему» (там же).

 

 

Концепция психических процессов И. М. Сеченова.

Огромным вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических процессов. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению – нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения основных категорий концептуального аппарата сеченовской рефлекторной теории психических процессов. "Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная, во-первых, потому, что она представляет собой в самом деле крайний предел отвлечении от суммы всех проявлений психической деятельности – предел, в сфере которого мысли соответствует еще реальная сторона дела; во-вторых, на том основании, что и в этой общей форме она все-таки представляет удобный и легкий критерий для проверки фактов; наконец, в-третьих, потому, что этой мыслью определяется основной характер задач, составляющих собою психологию как науку о психических реальностях... [Эта мысль]... должна быть принята за исходную аксиому, подобно тому, как в современной химии исходной истиной считается мысль о неразрушимости материи" (Сеченов, 1952).

Информация о работе Новое представление о психике и задачах психологии как науки в трудах И.М Сеченова