Образование в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:11, реферат

Краткое описание

Цель моего реферата – показать, что такое обучение в Америке и насколько оно совпадает с образованием? И, наконец, насколько американский опыт может быть полезен для нас в деле реформирования системы образования в России.

Прежде чем перейти к обсуждению американской системы образования и ее проблем, мне представляется необходимым определить в первом разделе реферата, что такое образование и как его понимать. По-видимому, наиболее эффективно определить значение термина «образование» будет, определив его отличие от терминов «обучение» и «учеба», часто ошибочно употребляемых в качестве его синонимов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...…3

1 Система образования в США….……………………………………………………….4

2 Начальное и среднее образование……………………………………………………...5

3 Высшее образование…………………...……………………………………………...10

3.1 Колледжи: местные, технические и начального образования…………………….12

4 Особенности обучения в американских школах………………………………….....15

5 Особенности американского высшего образования………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………………….27

Список использованных источников…………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

    5 Особенности американского высшего образования 

   В американской системе образования  тестирование является не только основным методом проверки знаний студента, но и основным критерием эффективности образования вообще. Поэтому SAT разработан как комбинированный тест, призванный не только и не столько оценить и проверить наличие знаний выпускника по определенному предмету (или группе предметов) — на это нацелена вторая часть теста, которая является менее важной, — сколько выяснить и измерить способности выпускника к математическому и логическому мышлению, т. е. определить его потенциальные интеллектуальные возможности.

   Но  это скорее то, к чему стремятся при проведении SAT, замысел разработчика. Какова же реальная роль теста SAT в жизни американского абитуриента и американского общества? SAT и его результаты считаются в США основным критерием при отборе в высшие учебные заведения: чем выше результаты теста, тем более вероятно для абитуриента попадание в наиболее престижные, элитные университеты. SAT — это ключ к воротам высшего образования США, но одновременно это и ключ к будущему успеху, к богатству и привилегиям, к неограниченным возможностям высших слоев общества. Ибо американская действительность такова, что диплом элитного университета рассматривается здесь как визитная карточка, открывающая дорогу в высшие слои общества[6]. Поэтому SAT в США окружен настоящей истерией: родители старшеклассников готовы платить тысячи долларов за подготовку их чад к сдаче тестов. В лучших школах введены специальные предметы, «натаскивающие» старшеклассников на SAT. Вокруг SAT сформирована целая культура, мифологизирующая его значимость и ценность.

   Люди, не имеющие отношения к бизнесу ETS, в большинстве своем относятся к SAT скептически. Их оценки варьируются от умеренной критики (одаренные школьники, не обладающие специфическим умением хорошо сдавать тесты, отсеиваются и лишаются возможности показать, чего бы они смогли добиться, если бы им был дан шанс проявить себя[7]) до резких выпадов против теста (SAT — это жульничество, которое нужно упразднить[8]).

   Существующий  конфликт в оценке SATа между разработчиками теста и его многочисленными  «потребителями» объясняется не только тем, что эти люди принадлежат к разным «лагерям», но и тем, что провозглашенные цели SAT, связанный с тестом социальный замысел и его реальное воплощение не совпадают. В 30-е годы прошлого столетия президент Гарварда Джеймс Конант загорелся идеей создания новой элиты американского общества, что способствовало бы, по его мнению, превращению общества из классового в бесклассовое. SAT задумывался и разрабатывался как специальный тест, который должен был позволить отбирать талантливых молодых людей и принимать в лучшие университеты страны невзирая на доходы их родителей, а также их расовую и социальную принадлежность[9].

   Николас Леманн, журналист, автор книги «Большой тест. Тайная история американской меритократии», пишет, что этот колоссальный утопический эксперимент Конанта в некотором роде удался, хотя результат оказался весьма далек от того, к которому стремился сам его автор. Тест, изначально задуманный как инструмент борьбы с привилегированными абитуриентами, оказался на деле мощным средством, обеспечивающим их надежное поступление в институты высшего образования[10].

   SAT по существу позволяет определить  не врожденные способности, а  приобретенные навыки. Чем лучше  школа, семья и социальное окружение,  — тем лучше результаты. SAT определенно не в состоянии объективно оценить и измерить столь важные навыки и черты характера, как способность и готовность к обучению, к интенсивной работе по самообразованию, способность к критическому анализу собственных достижений и принятию решений, целеустремленность и инициативность, потенциал духовного и интеллектуального роста и т. д. Но именно эти характеристики являются существенными для оценки образовательного потенциала молодого человека и кладутся в основу правил по отбору старшеклассников в колледжи, особенно в те, которые входят в тридцатку лучших американских колледжей и университетов. Вот почему сегодня ряд колледжей пересматривают свои правила приема абитуриентов, стремясь расширить критерии, использующиеся при отборе потенциальных студентов[11]. Для многих немаловажное значение здесь приобретают вопросы расового, полового и социального равенства, мультикультурализм, многообразие этнического состава студентов, его соответствие структуре общества и т. д. Хорошие университеты и кафедры по-прежнему принимают решение о приеме, основываясь на оценке личностных (интеллектуальных и духовных) качеств абитуриентов. Но они оценивают эти качества, используя гораздо более широкий набор критериев, чем тот, что предлагает SAT.

   Каждый  колледж имеет свои собственные правила приема, которые обычно сводятся к определению минимальных баллов (как по тесту на интеллектуальные способности, так и среднего балла аттестата), необходимых для поступления. Чем лучше колледж (по качеству обучения, по контингенту обучаемых, по квалификации профессорско-преподавательского состава и т. д.), тем выше минимальный балл. И наоборот, чем более низкого ранга колледж, тем легче в него поступить. Качество колледжа — весьма конкретное и объективное понятие, оно определяется по ряду существенных показателей и критериев на общенациональном уровне. Причем первенство определяется не только на уровне колледжей или университетов, но также и по конкретным дисциплинам, направлениям, научным центрам и т. д. Поэтому часто происходит так, что колледж или университет, занимающий в национальном ранге вузов 25–27-е места, может быть одним из лучших в стране по какой-то конкретной специальности.

   Уже за несколько месяцев до окончания  школы выпускник получает письма об отказе или приеме в колледж. Очень  часто приходит сразу несколько писем о приеме из разных вузов, и выпускник вправе выбирать, отдавая предпочтение тому или другому колледжу.

   Сами  колледжи, конечно, очень заинтересованы в том, чтобы получить как можно  лучших студентов, и потому уже задолго  до приемной компании они начинают «охоту» за потенциальными «отличниками». Подчеркну, что речь идет даже не об отличниках в прямом смысле этого слова. Речь идет о тех, кто наиболее успешен в учебе, признан одним из лучших в своем классе или определенной группе.

   Считается, что если ученик лучший в классе, то даже если он, учась в более  слабой школе, имеет знания или навыки несколько хуже, чем кто-то другой, оказавшийся в лучших для обучения условиях, его установка на успешность и привычка быть лучшим будет способствовать его развитию и создавать ситуацию необходимости интеллектуального роста и движения вперед. Этот подход, применяемый при отборе студентов в университеты Йейла, Гарварда, Стэнфорда, т. е. американские топуниверситеты, мне представляется очень интересным и перспективным, поскольку опирается на результаты изучения психологии личности и ее развития.

   Еще одна характерная особенность приемной активности колледжей состоит в  том, чтобы заполучить как можно  больше спортивно одаренных студентов. Университетский спорт в США почти профессиональный. Все крупные колледжи и университеты имеют свои спортивные команды, которые участвуют в национальных состязаниях, защищая честь не только университета, но и штата, а часто и целого региона. К тому же активные занятия спортом являются одним из критериев оценки вузов в их национальных рейтингах. Поэтому университеты заинтересованы в получении студентов-атлетов, т. е. тех, кто будет успешен на спортивных площадках. Тренеры университетских сборных проводят недели и месяцы, посещая школы, следя за спортивными соревнованиями старшеклассников, рекрутируя спортсменов-выпускников в свои сборные, а значит, и в те колледжи и университеты, где они базируются. Поэтому отнюдь не лишен смысла совет, который часто дают американским школьникам: хочешь учиться в хорошем колледже, стремись быть успешным в учебе или спорте.

   Основная  идея обучения на степень бакалавра  в том, чтобы дать студенту тот  минимум знаний, который понадобится  ему для успешной работы в избранной  специальности. Чисто технически это выглядит таким образом, что студент должен набрать необходимое для получения степени количество кредитов, или, говоря другими словами, прослушать определенное количество конкретных курсов, выполнить все необходимые в их рамках лабораторные и письменные работы и сдать соответствующие тесты. Разработанные по каждой специальности списки обязательных курсов позволяют студенту планировать собственный процесс обучения. Как правило, студенту предлагаются на выбор несколько курсов. И он вправе выбирать в соответствии со своими интересами, своим расписанием или графиком работы, а часто и ориентируясь на преподавателя, читающего тот или иной курс.

   Колледж призван в определенной степени  преодолеть ограниченность школьного  образования и дать азы общекультурной, общегуманитарной подготовки, которые не смогла дать школа. Поэтому в первые два года обучения в колледже студент, как правило, проходит общеобразовательные курсы по английскому языку, истории, философии, литературе, иностранному языку и др. Они являются обязательными и входят в перечень курсов, необходимых для получения степени бакалавра по всем специальностям.

   Во  время поступления в колледж  абитуриент вправе еще не уточнять специальность, которой он надеется овладеть. Достаточно лишь определиться с направлением или отраслью науки, в которой он намерен специализироваться, как-то: гуманитарные дисциплины, инженерные науки, математика и физика, педагогика и т. д. Как правило, достаточно определить лишь факультет, на который поступает абитуриент. При этом тематика и диапазон факультетов в США, а также перечень предлагаемых ими специальностей весьма широки. Приведу пример университета, в котором работаю я. Здесь есть инженерный факультет, факультет естественных наук, текстильный факультет, факультет гуманитарных и социальных наук, ветеринарный факультет, факультет наук о питании, педагогический факультет и ряд других, каждый из которых готовит студентов по десятку специальностей. Таким образом, определяя факультет, студент бывает еще далек от выбора конкретной специальности. Только на третьем году своего обучения он избирает специальность (в некоторых случаях студент, помимо основной, получает и вторую специальность).

   При этом сроки учебы никак не фиксируются. Обучение (и это верно для всех трех ступеней американского высшего образования) может длиться и значительно дольше, чем указано выше. Дело в том, что университеты четко регламентируют процесс зарабатывания студентами «кредитов», определяя интенсивность прохождения курсов. Так, студент может заработать за семестр не более семнадцати кредитов, что примерно соответствует четырем-пяти курсам и одному-двум лабораторным занятиям. В очень редких случаях сроки обучения могут сокращаться, да и это — скорее некое новое веяние, чем традиция. В последние несколько лет в американских средних школах (high schools) была введена специальная AP-программа (Advanced Placement Program). Она позволяет старшеклассникам изучать в школе более продвинутые (advanced) и сложные курсы, по уровню соответствующие курсам колледжей, и, сдавая соответствующие экзамены, зарабатывать кредиты, которые пойдут в зачет обязательных кредитов, необходимых для получения степени бакалавра. Естественно, это может сократить сроки обучения. Но, как правило, этого не случается. Американский студент предпочитает облегчить свою нагрузку, сокращая количество курсов, которые он пройдет за семестр, нежели ускорить процесс обучения. Связано это прежде всего с тем, что высшее образование в США платное[12]. И студенту приходится работать, чтобы обеспечить свое обучение или, если родители платят за колледж, свое существование (расходы на проживание, питание, одежду и другие нужды).

   Преподаватель американского вуза оказывается зависимым от студента, от его оценки деятельности профессора. В американских колледжах принята своеобразная система аттестации студентами качества преподавания. В конце каждого семестра студенты оценивают преподавателя и его курс, анонимно отвечая на составленный кафедрой или факультетом вопросник относительно курса и его содержания, методов преподавания, его эффективности и т. д. Студента просят оценить курс и деятельность преподавателя по пятибалльной системе. Эти результаты учитываются при аттестации преподавателя. Они непосредственно сказываются на карьере профессора: от них зависит, получит ли он бессрочный контракт, будет ли повышен в должности и т. д. Вот почему в американских колледжах широкое распространение получила практика «заигрывания» со студентами: будучи реально зависимым от студентов, от их оценки его преподавательской деятельности, профессор стремится если не быть эдаким «добрым дядюшкой», то хотя бы казаться таковым.

   В действительности создается весьма неприятная ситуация, когда профессор  в определении тактики преподавания часто вынужден выбирать, с одной  стороны, между собственной совестью и чувством долга, не позволяющими ему занижать предъявляемые к студентам требования, и с другой — интересами своей карьеры. Особенно остро эта проблема стоит для тех, кто только начинает свою карьеру и еще не имеет пожизненного контракта. Дабы избежать лишних неприятностей, такие профессора часто очень «снижают планку».

   Как правило, студентам хорошо известно, кто из преподавателей менее требователен и у кого проще получить высокую  оценку. А последняя для американского  студента очень важна. Порой студент просто требует от преподавателя, чтобы тот поставил ему более высокую оценку, часто безо всяких на то оснований. Некоторые профессора откровенно теряются перед таким натиском и сдаются.

   Отношение студентов к преподавателям в американских вузах принципиально отличается от того, к которому мы привыкли в России или которое традиционно сложилось в Европе. При всей лояльности, открытости и незакомплексованности студентов, при всей их терпимости к восприятию различных языков, акцентов и диалектов[13], отношение студента к преподавателю далеко от идеала. В сущности своей оно является потребительским, но не в содержательном плане (связанном с приобретением знания), а скорее в функциональном: студент ожидает от преподавателя, что тот создаст все условия для получения им наиболее высокой оценки за его курс. И чем больше студент платит за свое образование, тем более потребительски он относится к преподавателю, ожидая от него полной отдачи не только на занятиях, но и вне их.

Информация о работе Образование в США