Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 12:35, сочинение
Образование. После восстания 1863 г. для культурной жизни Белорусского края были характерны две основные тенденции: становление профессиональной (элитарной) белорусской культуры- сферы творческой деятельности художественной интеллигенции и усиленный культурный взаимообмен между народами, которые населяли белорусские земли. Со стороны господствующей нации этот обмен приобретал форму насильственной русификации нерусского населения.
Русской культуре городов, можно сказать, противостояла польская культура имений, поскольку землевладельцев из внутренней России тут было мало. Под крышами помещичьих дворцов хранились многотысячные книжные собрания, в том числе и рукописные книги на пергаменте. Одной из крупнейших в крае была библиотека Хрептовичей в Щорсах, где в 1880 г. насчитываюсь 20 тыс. томов книг. Стены помещичьих комнат украшали картины знаменитых художников. Практически в каждой помещичьей усадьбе имелась коллекция слуцких поясов. Графы Тизенгаузы имели в Поставах огромную орнитологическую коллекцию — около 3 тыс. чучел птиц, которая затем попала в Виленский музей древностей. После восстания 1863 г. важнейшие польские центры в городах были закрыты. Но оставалась интеллигенция, воспитанная в польской культуре. Она заложила традицию «открытого дома*, когда в помещичьих имениях устраивались литературные вечера, велись дискуссии, обсуждались литературные произведения, заслушивались доклады. Тайное польское обучение существовало почти во всех значительных городах Беларуси. Завоеванные революцией 1905 г. свободы содействовали подъему в Беларуси польской культуры,. С 1906 по 1914 количество польских газет и журналов возросло в Вильно с 11 до 28. До 1908 г. в Вильно работало популярное культурно-просветительное товарищество «Освята» (.Просвещение.), которое имело свои филиалы в Минске, Несвиже и других местах.
Успехи «нашенивцев» в развитии белорусской культуры и пропаганде национального самосознания в сравнении с деятельностью культурных деятелей Польши, Украины, Литвы были более скромными, процесс национального самоутверждения белорусов шел более медленно, чем у украинцев и литовцев. Причины замедленности самоутверждения белорусской нации были следующими:
1. Царская шовинистическая политика и идеалогия смогли парализовать национальное самосознание большинства белорусов, и они сначала довольно слабо принимали участие в национальном движении.
2. Белорусы-католики (преимущественно шляхетско-крстьянская интеллигенция) быстрее присоединялись к белорусскому движению, поскольку оставались преемниками западноевропейских традиций, заложенных еще, в Великом княжестве Литовском.
Согласно переписи 1897 г. 43,3 % католической шляхты своим родным языком назвали белорусский. Католическая интеллигенция создала ядро нации. Однако дальнейшей консолидации белорусской нации мешал барьер недоверия между православными массами и католическими лидерами.
3. Белорусское движение не имело надежной экономической базы. Торгово -промышленные элиты были мизерными. В среде помещиков католической веры существовал постоянный страх, что усиление белорусского движения, преимущественно социалистической ориентации, может уничтожить их земельную собственность в Беларуси.
4 Беларусы не имели районов относительной вольности, как литовцы в Пруссии или украинцы в Галиции, откуда можно было бы транслировать национальную культуру. Тем не менее, белорусское возрождение приобретало такую стремительность, что захватывало как русифицированных, гак и полонизированных белорусов.
Таким образом, политическое подчинение Беларуси Российской империи в 1863-1904 гг. существенно дополнилось подчинением культурным, а потом и экономическим. Процесс универсализации общественной жизни наблюдался тогда во всех европейских странах. Только в многонациональной империи, какой была Россия он осуществлялся преимущественно насильственными методами. Но даже в таких неблагоприятных условиях белорусы не только теоретически обосновали идеалы самостоятельной политической жизни, но и начали за эту жизнь политическую борьбу (деятельность БСГ)
Информация о работе Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX - начале XX в