Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX - начале XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 12:35, сочинение

Краткое описание

Образование. После восстания 1863 г. для культурной жизни Белорусского края были характерны две основные тенденции: становление профессиональной (элитарной) белорусской культуры- сферы творческой деятельности художественной интеллигенции и усиленный культурный взаимообмен между народами, которые населяли белорусские земли. Со стороны господствующей нации этот обмен приобретал форму насильственной русификации нерусского населения.

Вложенные файлы: 1 файл

3.docx

— 85.63 Кб (Скачать файл)

Русской культуре городов, можно сказать, противостояла польская культура имений, поскольку землевладельцев из внутренней России тут было мало. Под крышами помещичьих дворцов хранились многотысячные книжные собрания, в том числе и рукописные книги на пергаменте. Одной из крупнейших в крае была библиотека Хрептовичей в Щорсах, где в 1880 г. насчитываюсь 20 тыс. томов книг. Стены помещичьих комнат украшали картины знаменитых художников. Практически в каждой помещичьей усадьбе имелась коллекция слуцких поясов. Графы Тизенгаузы имели в Поставах огромную орнитологическую коллекцию — около 3 тыс. чучел птиц, которая затем попала в Виленский музей древностей. После восстания 1863 г. важнейшие польские центры в городах были закрыты. Но оставалась интеллигенция, воспитанная в польской культуре. Она заложила традицию «открытого дома*, когда в помещичьих имениях устраивались литературные вечера, велись дискуссии, обсуждались литературные произведения, заслушивались доклады. Тайное польское обучение существовало почти во всех значительных городах Беларуси. Завоеванные революцией 1905 г. свободы содействовали подъему в Беларуси польской  культуры,. С 1906 по 1914 количество польских газет и журналов возросло в Вильно с 11 до 28. До 1908 г. в Вильно работало популярное культурно-просветительное товарищество «Освята» (.Просвещение.), которое имело свои филиалы в Минске, Несвиже и других местах.

Успехи «нашенивцев» в развитии белорусской культуры и пропаганде национального самосознания в сравнении с деятельностью культурных деятелей Польши, Украины, Литвы были более скромными, процесс национального самоутверждения белорусов шел более медленно, чем у украинцев и литовцев. Причины замедленности самоутверждения белорусской нации были следующими:

1. Царская шовинистическая политика и идеалогия смогли  парализовать национальное самосознание большинства белорусов, и они сначала довольно слабо принимали участие в национальном движении.

2. Белорусы-католики (преимущественно  шляхетско-крстьянская интеллигенция) быстрее присоединялись к белорусскому движению, поскольку оставались преемниками западноевропейских традиций, заложенных еще, в Великом княжестве Литовском.

Согласно переписи 1897 г. 43,3 % католической шляхты своим родным языком назвали белорусский. Католическая интеллигенция создала ядро нации. Однако дальнейшей консолидации белорусской нации мешал барьер недоверия между православными массами и католическими лидерами.

 3. Белорусское движение не имело надежной экономической базы. Торгово -промышленные элиты были мизерными. В среде помещиков католической веры существовал постоянный страх, что усиление белорусского движения, преимущественно социалистической ориентации, может уничтожить их земельную собственность в Беларуси.

 4 Беларусы не имели районов относительной вольности, как литовцы в Пруссии или украинцы в Галиции, откуда можно было бы транслировать национальную культуру. Тем не менее, белорусское возрождение приобретало такую стремительность, что захватывало как русифицированных, гак и полонизированных белорусов.

  Таким образом, политическое подчинение Беларуси Российской империи в 1863-1904 гг. существенно дополнилось подчинением культурным, а потом и экономическим. Процесс универсализации общественной жизни наблюдался тогда во всех европейских странах. Только в многонациональной империи, какой была Россия он осуществлялся преимущественно насильственными методами. Но даже в таких неблагоприятных условиях белорусы не только теоретически обосновали идеалы самостоятельной политической жизни, но и начали за эту жизнь политическую борьбу (деятельность БСГ)


Информация о работе Образование, наука и культура Беларуси во второй половине XIX - начале XX в