Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 13:05, курсовая работа
Цель исследования - выявление определенных личностных качеств и способностей лидера у старших школьников.
Объект исследования – образ лидера у старших школьников.
Предмет исследования – сопоставление личностных качеств образа лидера и его ожидание у старших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что успешность старшего школьника в качестве лидера классного коллектива обусловлена наличием у них определенных личностных качеств и способностей.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы образа лидера у старших школьников……...6
1.1 Понятие и типы лидерства в психологии…………………………………...6
1.2 Теории лидерства……………………………………………………………..8
1.3 Особенности личностного развития старших школьников……………….15
Глава 2. Экспериментальное исследование образа лидера у старших школьников………………………………………………………………………27
2.1 Выявление лидеров в ученическом коллективе…………………………...27
2.2 Разработка комплекса занятий по развитию выделенные личностных качеств образа лидеров у старших школьников……………………………….32
2.3 Проверка эффективности занятий по развитию лидерских качеств……..40
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………45
Приложение………………………………………………………………………49
22. Общение и оптимизация совместной деятельности(под редакцией Андреева М., Якоуше К. и др.) – М.: МГУ, 1987.
23. Общение и развитие психики, собрание научных трудов (под редакцией Бодалева) – М.:Просвещение, 1986.
24. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.(под редакцией Ветрова В.В. и др.) – М.:Просвещение, 1985.
25. Общение и формирование личности школьника, (под редакцией Бодалева и др.) – М.:Педагогика, 1987.
26. Общение и формирование личности, собрание трудов (под редакцией Кондратьева).- Гродно, 1984.
27. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации, сборник научных трудов, – М.:Просвещение, 1987.
28. Пивоварова, Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей[Текст] /Г.Н.Пивоварова. – М.:Просвещение, 1978.
29. Проблема общения в психологии, – М.:Просвещение, 1981.
30. Петровский, А.В. и др. Проблема личности в современной психологии [Текст] /А.В.Петровский. – М.:Просвещение, 1982.- №4.
31. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив[Текст] /А.В.Петровский. – М.:Просвещение, 1982.
32. Рейнвальд, Н.И. Психология личности[Текст] /Н.И.Ренвальд. – М.:Просвещение, 1987.
33. Теории личности в западно-европейской и американской психологии.(под редакцией РайгородскогоД.Я.).- Самара: Бахрах, 1996.
34. Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией Гуровой), – М.:Просвещение, 1959.
35. Фресс, П., Пиаже, Ж. Экспериментальная психология[Текст] /П.Фресс, Ж.Пиаже. – М.:Просвещение, 1975.
36. Цукерман, Г.А.,Елизарова, Н.В.О детской самостоятельности, вопросы психологии [Текст] /Г.А.Цукерман, Ж.Пиаже. – М.:Педагогика, 1990.- №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк ответов к социометрическому тесту
Ф.И.О. |
Близкий друг |
Товарищ |
Вместе учится |
Только здороваться |
Не хочу здороваться |
Лена А. |
|||||
Марина Б. |
|||||
Олег С. |
|||||
Ирина В. |
|||||
Саша Б. |
|||||
Катерина Л. |
|||||
Ирина Ш. |
|||||
Ольга Ш. |
|||||
Мария Д. |
|||||
Марина Т. |
|||||
Игорь С. |
|||||
Сергей Д. |
|||||
Иван П. |
|||||
Анна Г. |
|||||
Степан И. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Полярные значения факторов теста-опросника 16PF
Индекс фактора |
Отрицательный полюс |
Положительный полюс |
А |
Сизотимия (обособленность, отчужденность): — Конфликтность; — ригидность; — холодность; —скрытность, —неразговорчивость — сдержанность; — подозрительность; — осторожность; —отгорженность, —эгоистичность |
Аффектотимия (сердечность, доброта): — легкость общения; — гибкость, — приспособленность — добросердечность; — открытость; — эмоциональность; — доверчивость; — беспечность; — общительность |
В |
Низкий интеллект: — низкие умственные способности; — медленно соображает; — не понимает абстракции; — нет интеллектуальных интересов; — не доводит дело до конца; — необразованный |
Высокий интеллект: — высокие умственные способности; — быстро соображает; — понимает абстракции; — широкие интеллектуальные интересы; — упорный, настойчивый; — образованный |
С |
Слабость «Я» (эмоциональная неустойчивость): — имеет много невротических симптомов; — ипохондрик (чрезмерно беспокоится о состоянии здоровья); — переменчив, неустойчив в интересах; — легко расстраивается; — уклоняется от ответственности: — не доводит дело до конца: — невыдержан; — тревожный |
Сила «Я» (эмоциональная устойчивость): — свободный от невротических симптомов: — неипохондричен, не проявляет заботы о состоянии здоровья; — интересы постоянны; — спокойный; — реалистичен в отношении жизни; — настойчив, упорен; — умеет держать себя в руках; — безмятежный |
Е |
Конформность (покорность, зависимость): —подчиняющийся; — неуверенней в себе; — скромный; — тактичный; — робкий, осторожный; — доброжелательный; — послушный |
Доминантность (настойчивость, напористость): — независимый; — самоуверенный; — хвастливый; — экстрапунитивный; — грубый, бесцеремонный; — смелый; — конфликтный: — своенравный |
F |
Десургенсия (рассудительность, озабоченность); — печальный: — избегающий общества; — апатичный: — молчаливый; — беспокойный; — медлительный, осторожный; — подозрительный; — ригидный |
Сургенсия (беспечность): — жизнерадостный; — общительный: — энергичный: — разговорчивый; — спокойный; — живой, проворный: — доверчивый; — гибкий |
G |
Слабость «Сверх-Я» (недобросовестность): — непостоянный, переменчивый; — легкомысленный; — потворствующий своим желаниям; — небрежный, — аморальный; — безответственный; — небрежный в обыденной жизни; — расхлябанный |
Сила «Сверх-Я» (высокая совестливость): — стойкий, упорный; — обязательный; — дисциплинированный; — собранный; — высоко моральный; — ответственный; — внимательный к людям; — требовательный к порядку |
Н |
Тректия (робость, застенчивость): — застенчивый; — смущается в присутствии лиц противоположного пола; — сдержанный; — ограниченные интересы; — враждебный; — сдержанный; — осторожный; — испытывает страх к жизни |
Пармия (смелость в общении): — общительный: — оживляется в присутствии лиц противоположного пола; — отзывчивый; — эмоциональные и артистические интересы; — дружелюбный; — импульсивный; — беззаботный: — любит быть на виду |
I |
Харрия (суровость, жесткость): — эмоционально зрелый; — независимый; — реалист; — рационалист, подчиняющий чувства рассудку; — не фантазирует, практичен; — действует по логике; — не обращает внимания на физические недомогания |
Премсия (мягкосердечность, Нежность): — нетерпеливый, требовательный; — зависимый; — сентиментальный; — эмоциональный, чувствительный; — наслаждается фантазиями; действует по интуиции; — мягкий к себе и окружающим — ипохондрик, беспокоится о здоровье |
L |
Алаксия (доверчивость): — слишком доверчив; — не ревнивый; — бескорыстный; — легко забывает трудности; — покладистый; — терпимый, прощает, понимает; — уступчив; — чувство собственной не значительности |
Протенсия (подозрительность): — недоверчивый; — ревнивый; — завистливый; — фиксирован на неудачах; — раздражительный; — тиран; — склонен к соперничеству; — повышенная самооценка, высокомерие |
М |
Праксерния (практичность): — занят решением практических вопросов; — занят устройством личных дел; — избегает всего необычного; — руководствуется объективной реальностью, — надежен в практических вопросах; — спокойный, твердый |
Аутия (мечтательность): — поглощен своими идеями; — интересуется абстрактными проблемами; — увлечен фантазиями; — непрактичный, легко отступает от реальности; — неуравновешен, легко приходит в восторг |
N |
Безыскусственность (наивность, простота): — прямой, бестактный; — неконкретный ум; — эмоционально недисциплинированный; — естественный, непосредственный; — простые вкусы; — неопытен в анализе мотивировок; — доволен достигнутым; — обращается с людьми вольно, непочтительно |
Искусственность (проницательность, расчетливость): — изысканный, умеет себя вести; — точный ум; — эмоционально сдержанный; — искусственный, наигранный в поведении; — эстетически изощренный; — проницателен по отношению к окружающим; — честолюбивый; — осторожный, срезает «углы» |
O |
Гипертимия (самоуверенность) — веселый, жизнерадостный; — спокойный, самонадеянный; — безмятежный; —нечувствительный к замечаниям и упрекам; — бесстрашный; — беззаботный; — энергичный, активный; — расслабленный |
Гипотимия (склонность к чувству вины) — печальный, грустный; —беспокойный, озабоченный; — ранимый, впечатлительный; — обязательный, чувствительный к замечаниям и порицаниям; — боязливый; — погруженный в мрачные раздумья; — усталый, ипохондричный; — напряженный |
Q1 |
Консерватизм (ригидность) |
Радикализм (гибкость) |
Q2 |
Социабельность |
Самодостаточность |
(зависимость от группы) |
(самостоятельность) | |
Q3 |
Импульсивность (низкий |
Контроль желаний (высокий |
Самоконтроль поведения) |
Самоконтроль поведения) | |
Q4 |
Расслабленность |
Напряженность |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Критерии показателей к тесту «Личностный дифференциал»
0+1. Обаятельный |
3210123 - |
Непривлекательный |
С - 2. Слабый |
3210123 + |
Сильный |
А + 3. Разговорчивый |
3210123 - |
Молчаливый |
0-4. Безответственный |
3210123 + |
Добросовестный |
С + 5. Упрямый |
3210123 - |
Уступчивый |
А - 6. Замкнутый |
3210123 + |
Открытый |
0+7. Добрый |
3210123 - |
Эгоистичный |
С - 8. Зависимый |
3210123 + |
Независимый |
А + 9. Деятельный |
3210123 - |
Пассивный |
0-10 Черствый |
3210123 + |
Отзывчивый |
С + 11. Решительный |
3210123 - |
Нерешительный |
А - 12. Вялый |
3210123 + |
Энергичный |
0 + 13. Справедливый |
3210123 - |
Несправедливый |
С - 14. Расслабленный |
3210123 + |
Напряженный |
А + 15. Суетливый |
3210123 - |
Спокойный |
0 - 16. Враждебный |
3210123 + |
Дружелюбный |
С + 17. Уверенный |
3210123 - |
Неуверенный |
А - 18. Нелюдимый |
3210123 + |
Общительный |
0 + 19. Честный |
3210123 - |
Неискренний |
С - 20. Несамостоятельный |
3210123 + |
Самостоятельный |
А + 21. Раздражительный |
3210123 - |
Невозмутимый |