Обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:28, контрольная работа
Краткое описание
Проблемами старения общества занимается геронтология, рассматривающая старение с биологической, психологической и социальной точек зрения и представляющая собой, таким образом, междисциплинарную область исследований. На биологическом уровне рассматривается физиологическая сторона старости, на психологическом – мыслительные и психические аспекты старения, на социальном – старость в социальном контексте.
Содержание
Специфика социальной работы с пожилыми людьми Обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Социальная защита пожилых людей в современных российских условиях Специфика социальной работы с детьми с ограниченными возможностями
Особенности
социальной помощи семьям с детьми с ограниченными
возможностями жизнедеятельности
В настоящее время, несмотря на новый подход
к проблемам инвалидности и инвалидов,
продолжается падение основных показателей
уровня жизни.
В настоящее время каждый десятый
в населении Земли, т.е. более 500 млн. человек
имеют те или иные ограничения в повседневной
жизнедеятельности, связанные с физическими,
психическими или сенсорными дефектами.
Среди них не менее 150 млн. детей. Каждая
четвертая семья сталкивается так или
иначе с проблемой инвалидности .В Российской
Федерации официально признанными инвалидами
считаются свыше 8 миллионов человек. В
перспективе их численность будет расти
.
Дети с ограниченными возможностями
составляют особую социальную группу
населения, неоднородную по своему составу
и дифференцированную по возрасту, полу
и социальному статусу, занимающую значительное
место в социально-демографической структуре
общества. Особенностью этой социальной
группы является неспособность самостоятельно
реализовать свои конституционные права
на охрану здоровья, реабилитацию, труд
и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные
Конституцией равные права всем детям
России, возможности реализации этих прав
у детей-инвалидов различны и зависят
от социального статуса родителей.
Реализацию гарантированных
государством прав и удовлетворение основных
потребностей, а также дальнейшее включение
в общество детей с ограниченными возможностями
осуществляют семья, школа, лечебные и
реабилитационные учреждения, общество
в целом.
Отдельные аспекты проблемы
инвалидности нашли свое отражение также
в Налоговом кодексе Российской Федерации,
в Кодексе Российской Федерации об административных
правонарушениях, Градостроительном Кодексе
Российской Федерации, Федеральном законе
"О лицензировании отдельных видов
деятельности". Принят и введен в действие
Федеральный закон, установивший систему
социальных гарантий для лиц, пострадавших
от испытания ядерного оружия на Семипалатинском
полигоне .
Права детей-инвалидов особо
закреплены в Семейном кодексе Российской
Федерации, Основах законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан, а также в Законе Российской Федерации
"Об образовании", в Федеральном законе
"Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации" и других законах
.
Во исполнение перечисленных
законов Правительством Российской Федерации,
принято более 20 федеральных нормативных
актов. Кроме того, органами исполнительной
и законодательной власти субъектов Российской
Федерации по проблемам инвалидов принято
свыше 800 нормативных актов.
Следует отметить, что наиболее
существенным недостатком российского
национального законодательства в области
социальной защиты инвалидов, в том числе
детей-инвалидов, является недостаточность
в законодательстве конкретных механизмов
реализации важнейших правовых норм по
профилактике инвалидности и реабилитации
инвалидов.
Очевидно, что стратегическим
направлением реформирования государственной
политики в отношении инвалидов, в том
числе детей-инвалидов, является переход
от вопросов материальной поддержки инвалидов
к профилактике инвалидности, обеспечению
для инвалидов среды жизнедеятельности
и их медицинской, социальной и трудовой
реабилитации.
Проблема соблюдения прав детей-инвалидов
в Российской Федерации поднималась в
Заключительных замечаниях Комитета ООН
по правам ребенка, данных Российской
Федерации по результатам рассмотрения
Первого (1993 год), Второго (1999 год) и Третьего
(2005 год) периодических докладов Российской
Федерации о выполнении Конвенции о правах
ребенка; в ежегодных государственных
докладах "О положении детей в Российской
Федерации"; в докладе Генеральной прокуратуры
Президенту Российской Федерации "Об
исполнении законодательства о социальной
защите детей-инвалидов" (февраль 2002
года), а также в представлении заместителя
Генерального прокурора Российской Федерации
Министру здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (январь
2006 года).
Новейшие данные о проблемах
обеспечения прав детей-инвалидов содержатся
в специальном докладе Уполномоченного
по правам человека в Российской Федерации
за 2006 год "О соблюдении прав детей инвалидов
в Российской Федерации", где приводятся
следующие данные о нарушении права детей-инвалидов
жить и воспитываться в семье: 29 тысяч
детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах
органов социальной защиты; 67 тысяч - в
специальных (коррекционных) школах-интернатах
органов образования; 5 тысяч - в домах
ребенка. Таким образом, 17 процентов (101
тысяча) детей-инвалидов лишены семейной
среды. При этом доля детей-инвалидов с
отклонениями в умственном и психическом
развитии детей, постоянно живущих в интернатных
учреждениях, достигает 30 процентов и
имеет тенденцию к увеличению .
Следует отметить, что наиболее
существенным недостатком российского
национального законодательства в области
социальной защиты инвалидов, в том числе
детей-инвалидов, является недостаточность
в законодательстве конкретных механизмов
реализации важнейших правовых норм по
профилактике инвалидности и реабилитации
инвалидов.
Очевидно, что стратегическим
направлением реформирования государственной
политики в отношении инвалидов, в том
числе детей-инвалидов, является переход
от вопросов материальной поддержки инвалидов
к профилактике инвалидности, обеспечению
для инвалидов среды жизнедеятельности
и их медицинской, социальной и трудовой
реабилитации.
Таким образом, решение социальных
проблем детей с ограниченными возможностями,
связанных с включением их в общество
может быть только комплексным, с участием
органов управления социальной защиты
населения, экономики, здравоохранения,
культуры, образования, транспорта, строительства
и архитектуры, а также в разработке единой,
целостной системы социальной реабилитации.
При комплексном взаимодействии различных
государственных и общественных структур
можно достичь такого уровня адаптации
детей с ограниченными возможностями,
что они смогут в будущем трудиться и вносить
свой посильный вклад в развитие экономики
страны.
Семья, ближайшее окружение
ребенка с ограниченными возможностями
- главное звено в системе его воспитания,
социализации, удовлетворения потребностей,
обучения, профориентации. Материально-бытовые,
финансовые, жилищные проблемы с появлением
ребенка - инвалида увеличиваются. Жилье
обычно не приспособлено для ребенка-инвалида,
каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной
площади на одного члена семьи, редко -
отдельная комната или специальные приспособления
для ребенка.
В таких семьях возникают проблемы,
связанные с приобретением продуктов
питания, одежды и обуви, самой простой
мебели, предметов бытовой техники: холодильника,
телевизора. Семьи не имеют крайне необходимого
для ухода за ребенком: транспорта, дач,
садовых участков, телефона.
Услуги для ребенка - инвалида
в таких семьях преимущественно платные
(лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские
процедуры, массаж, путевки санаторного
типа, необходимые приспособления и аппараты,
обучение, оперативные вмешательства,
ортопедическая обувь, очки, слуховые
аппараты, инвалидные кресла, кровати
и т.д.). Все это требует больших денежных
средств, а доход в этих семьях складывается
из заработка отца и пособия на ребенка
по инвалидности.
Сведения показывают, что среди
семей с детьми-инвалидами самый большой
процент составляют неполные материнские
семьи. У 15 % родителей произошел развод
по причине рождения ребенка-инвалида,
мать не имеет перспективы вторичного
замужества. Поэтому к проблемам семьи
ребенка с ограниченными возможностями
прибавляются проблемы неполной семьи
.
Окружающие часто уклоняются
от общения и дети - инвалиды практически
не имеют возможности полноценных социальных
контактов, достаточного круга общения,
особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся
социальная деривация может привести
к личностным расстройствам (например,
эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке
интеллекта, особенно если ребенок слабо
адаптирован к жизненным трудностям, социальной
дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам
развития, в том числе нарушениям коммуникационных
возможностей, что формирует неадекватное
представление об окружающем мире.
Родители стараются воспитывать
своего ребенка, избегая его невротизации,
эгоцентризма, социального и психического
инфантилизма, давая ему соответствующее
обучение, профориентацию на последующую
трудовую деятельность. Это зависит от
наличия педагогических, психологических,
медицинских знаний родителей, так как,
чтобы выявить, оценить задатки ребенка,
его отношение к своему дефекту, реакцию
на отношение окружающих, помочь ему социально
адаптироваться, максимально самореализоваться,
нужны специальные знания. Большинство
родителей отмечают их недостаток в воспитании
ребенка - инвалида, отсутствуют доступная
литература, достаточная информация, медицинские
и социальные работники. Многие семьи
не имеют сведений о профессиональных
ограничениях, связанных с болезнью ребенка,
о выборе профессии, рекомендуемой больному
с такой патологией. Дети - инвалиды обучаются
в обычных школах, на дому, в специализированных
школах-интернатах по разным программам
(общеобразовательной школы, специализированной,
рекомендованной для данного заболевания,
по вспомогательной), но все они требуют
индивидуального подхода.
Адаптация семей к ограниченным
возможностям детей часто происходит
за счет выполнения родителями традиционных
семейных ролей. Поскольку женщина имеет
больший опыт по воспитанию и обслуживанию
детей и по ведению домашнего хозяйства,
то ответственность за ребенка-инвалида
закрепляется за матерью. Если к тому же
учесть, что средняя заработная плата
женщин ниже, чем мужчин, а "домашний
потенциал" выше, то экономически рациональной
стратегией семьи становится вариант,
когда муж работает на условиях оплачиваемой
занятости, а жена - в домашнем хозяйстве.
Поскольку уход за детьми с ограниченными
возможностями является вынужденной мерой,
адаптация семей с установкой на традиционные
гендерные роли проходит травматично
для родителей. Женщины, вынужденные отказываться
от профессиональной самореализации и
от участия в общественной жизни, чувствуют
обреченность на однообразный и психологически
тяжелый труд, ощущают себя ущемленными
в средствах, рассчитывая только на зарплату
мужей. Мужчинам же в кризисных экономических
условиях трудно соответствовать роли
"кормильца".
Значительная социальная, психологическая
и практическая помощь может быть оказана
семьям детей-инвалидов группами поддержки.
Такие группы могут защищать права семей,
оказывая влияние на социальную политику,
внося конструктивные инициативы во властные
структуры. Ассоциации родителей детей
с ограниченными возможностями не только
имеют большое значение в поддержке семьи
- они все чаще инициируют новые формы,
виды и технологии реабилитационной работы,
помощи детям. В экосистему входят те институты,
в которые семья может не включаться непосредственно,
но которые могут опосредованно оказывать
воздействие на семью: средства массовой
информации; система здравоохранения;
система социального обеспечения; система
образования [43].
Усилия социальной работы должны
быть направлены на социальную реабилитацию
семьи, а, с другой стороны, нужно создать
условия для поддержания инициативы самой
семьи в реабилитации ребенка с ограниченными
возможностями, инициатива реабилитации
ребёнка в семье должна совпадать с инициативой
реабилитации самой семьи. И здесь роль
общественных объединений инвалидов,
родителей детей-инвалидов неоценима.
Надо всегда помнить, что именно в семье
формируется та социальная роль, которую
он будет демонстрировать, а это может
быть роль больного, роль здорового (ведущая
к отрицанию факта своей инвалидности).
И та, и другая роль негативны. С психологической
точки зрения только в семье может быть
выработана единственно правильная установка
- адекватно рассматривать умственное
или физическое отклонение в развитии
ребенка.
Задачи социальных работников
и представителей общественных объединений:
забота о правах инвалидов; предоставление
конкретной помощи инвалиду, его семье;
принятие участия в разработке программ
социального обеспечения; стимулирование
усилий семьи по реабилитации ребенка-инвалида;
интеграция инвалида и его семьи в жизнь
местного сообщества. Работа с родителями
предполагает следующее: направить их
усилия по более оптимальному пути; обучить
правильному пониманию своих тяжелых
обязанностей; вооружить хотя бы минимумом
психологических, педагогических, медицинских
знаний и раскрыть возможности их использования;
помочь родителям признать за ребёнком
потенциальную исключительность.
Таким образом, родители, организации
и объединения должны воспитывать в обществе
стремление морально поддерживать семьи,
имеющие ребёнка с недостатками развития,
делать все для лучшего понимания их проблем,
способствовать устранению всех препятствий,
мешающих успешному социальному развитию,
обучению, социальной адаптации и интеграции
ребенка-инвалида в социум.