Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 21:42, реферат
Проблема детского развития — одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.
Глава 1. Общая характеристика аномального развития личности.
1.1 Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития детей.
1.2 Некоторые тенденции в понимании нормального и аномального развития личности.
Заключение
Список использованной литературы
Вместе с тем описательный
подход имеет и свои ограничения.
Во-первых, большинство описаний не
соотнесено с психологическим
Когда же речь заходит об этих закономерностях, суждения «компетентных судей» зарубежной психологии обнаруживают все принципиальные разногласия, которые соответствуют разным психологическим концепциям личности. Далеко не в каждой из этих концепций ставится проблема нормального развития личности. Такая проблема не существует вообще для бихевиоризма. Точнее, понятие о нормальности здесь присутствует, но оно понимается как адаптивность, соответствие поведения среде и т. п., со всей ограниченностью этого взгляда, на которую мы указывали выше.
Апофеозом этой точки зрения
стала книга Б. Скиннера «По ту
сторону свободы и достоинства»
Такое представление о
человеческой личности и ее назначении
вызвало резкую критику в отечественной
и зарубежной печати, показывающую
психологическую, социологическую
и философскую
Проблема специфики
Со времен Джеймса в
психологии бытует старая аналогия психического
мира человека с всадником на лошади.
Всадник — это «я», то что воспринимает
и ощущает, оценивает и сравнивает;
лошадь — это эмоции, чувства, страсти,
которыми призвано управлять «я». Воспользовавшись
этой аллегорией, Фрейд говорил о
всаднике как о сознании, и о
лошади как о бессознательном. Причем
сознание находится в безнадежном
положении: оно пытается управлять
значительно более сильным
Такая точка зрения, критика которой широко дана в отечественной психологической литературе (Рубинштейн, Бассин, Ярошёвский, и др.). конечно, не могла удовлетворить и многих зарубежных исследователей, прежде всего тех, кто пытался непосредственно изучать продуктивную здоровую личность. Наиболее ярким здесь стало то направление, которое названо гуманистической психологией (Бюллер, Маслоу, Оллпорт и др.). Особый
интерес для нас представляет концепция Оллпорта, которая создавалась в острой полемике с бихевиоризмом и фрейдизмом и является во многом их теоретическим антиподом. Оллпорт, справедливо сетуя на то, что большинство современных концепций личности построено на изучении «чахлых» субъектов, ставит своей целью исследовать здоровую, продуктивную личность, понять ее во всей полноте и уникальности. Остановимся на теории Оллпорта подробнее.
В отличие от Фрейда, согласно которому мотивация человека проистекает из бессознательных сексуальных влечений, Оллпорт развивает положение о функциональной автономии личности. Основные принципы этой автономии следующие. Мотивы «современны», т. е. каковы бы они ни были, они действуют в данный момент, и их направленность может быть функционально не связанной с их историческими «предшественниками» или прежними целями. Характер мотивов в период от детства и зрелости настолько радикально меняется, что мотивы нормального взрослого человека можно рассматривать только как заменители детских влечений, но не как их естественное продолжение и усложнение. Отсюда зрелость личности определяется степенью функциональной автономии, достигнутой ее мотивами. Взрослый индивид демонстрирует зрелость в той мере, в какой он превзошел ранние (детские) формы мотивации.
Оллпорт подчеркивает, что функционирование основных мотивов в определяющей части происходит вполне сознательно и здоровый, нормальный индивид всегда знает, что он делает и зачем он это делает. Отсюда — адекватным методом изучения нормальной личности будет прямое выяснение планов, притязаний и надежд данного человека (о которых он всегда может дать отчет), а не установление путем толкования сновидений и результатов прожективных тестов вытесненных инфантильных драм. Таким образом, если у Фрейда «я» подчинено силам бессознательного (лошадь направляет всадника), то у Оллпорта именно сознательное «я» обладает в здоровой личности основной динамической силой и играет определяющую роль в организации и направлении человеческого поведения.
Оллпорт солидаризируется с другими авторами гуманистического направления в полемике с психоанализом и бихевиоризмом, сводящим механизм действия потребностей человека к гомеостазису, «редукции напряжения», к тому, что главное здесь — «уменьшить напряжение», привести систему личности в состояние покоя и удовлетворения.
Исходя из этих представлений Оллпорт выделяет ряд психологических механизмов (сказать точнее — описательных характеристик), которые свойственны нормальной личности. Это следующие так называемые анаболические механизмы:
1) активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее;
2) доступность опыта сознанию
(т. е. способность видеть
3) самопознание с присутствием юмора;
4) способность к абстракции;
5) постоянный процесс
индивидуализации — развития
и усложнения внутренней
6) функциональная автономность мотивов;
7) устойчивость к фрустрациям.
В противоположность
1) пассивная позиция по отношению к действительности;
2) вытеснения;
3) другие способы защиты
«я» (рационализация, реактивные
образования, проекции и
4) ограниченность мышления на конкретном уровне;
5) всевозможные формы «закоснения» развития.
По мнению Оллпорта, именно эти механизмы, качественно отличные от анаболических, характерны для различных случаев аномалий.
Итак, это концепция, где
обозначен целый ряд важных позитивных
характеристик такой личности, которые
прямо противополагаются
Создание такой теории требует прежде всего - выделения специфических единиц анализа личности, усмотрения движущих противоречий, лежащих в основе развития личности в ходе всей жизни, указания психологических условий и причин их нормального и отклоняющегося функционирования.
Заключение
Делая выводы можно сказать, что проблема детского развития — это одна из самых сложных в психологии, в то же время в этой области очень много сделано, накоплено большое количество фактов, выдвинуты многочисленные, иногда противоречащие друг другу теории.
При этом, если известен набор элементов, необходимых для построения новой функциональной системы, скорость и последовательность, с какой каждый из элементов должен пройти свой участок пути, а также набор необходимых качеств, которыми должна обладать будущая система, то в случае сбоев в этом процессе мы можем не только предсказать характер ожидаемых нарушений, но и предложить адресную программу, направленную на коррекцию всех составляющих формирующейся функции.
Во – вторых, задачей теории личности состоит в том, чтобы исходя из своих категорий и принципов объяснить как, случаи нормального развития, ведущего к всестороннему и гармоническому раскрытию личности, так и случаи аномалий этого развития.
В – третьих, создание такой теории требует прежде всего - выделения специфических единиц анализа личности, усмотрения движущих противоречий, лежащих в основе развития личности в ходе всей жизни, указания психологических условий и причин их нормального и отклоняющегося функционирования.
Список использованной литературы:
Информация о работе Общая характеристика аномального развития личности