Общая характеристика говорения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Самые важные с методической точки зрения качества говорения как одного из видов речевой деятельности.
1. Говорение всегда ситуативно. Отсюда следует, что необходимо избегать использования неситуативных фраз, причем не только в процессе развития речевого уме-ния (это проще и чаще всего имеет место), но и в процессе формирования и совершенствования навыков (что факти-чески не делается и самое главное, не признается жизненно необходимым).

Вложенные файлы: 1 файл

10 вопрос.docx

— 15.36 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика говорения

Самые важные с методической точки зрения качества говорения  как одного из видов речевой деятельности.

1. Говорение всегда  ситуативно. Отсюда следует, что необходимо избегать использования неситуативных фраз, причем не только в процессе развития речевого уме-ния (это проще и чаще всего имеет место), но и в процессе формирования и совершенствования навыков (что факти-чески не делается и самое главное, не признается жизненно необходимым).

2. Говорение всегда  целенаправленно и мотивировано. Это требует и соответственной ор-ганизации процесса обучения говорению: использование почти полностью только условно-речевых и речевых уп-ражнений, стремление к мотивации речевых поступков уча-щихся.

3. Говорение всегда  связано с мышлением. Отсюда  следует, что необходимо развивать  речевое умение в условиях  решения коммуникативных задач  речевого общения. Подчеркиваем: речь идет не об обучении  мышлению и не о мыслительных  задачах, а о речемыслительных  зада-чах, т. е. о коммуникативных, возникающих в речевых си-туациях.

4. Говорение на  уровне умения -- это всегда продук-ция, а не репродукция готового. Из этого положения сле-дует один из важнейших выводов: нужно всемерно, по всем аспектам развивать продуктивность говорения.

Чтобы должным образом  оценить важность такой задачи, необходимо рассмотреть механизмы, на которых  основано говорение.

Характеристика  процесса слушания

"Когда говорят  - слушай хорошенько… Большинство людей никогда не слушает". Имеются любопытные статистические данные, подтверждающие это высказывание Эрнеста Хемингуэя. Большинство из нас тратит на слушание около 45 % своего активного времени. Однако 75% этого времени мы теряем из-за своей рассеянности, занятости или забывчивости. Результаты маркетинговых исследований показывают, что объем внимания взрослого человека, составляет всего 22 секунды. Прослушав чью- либо речь, мы сохраняем в памяти примерно ее половину. По прошествии нескольких часов, мы в состоянии вспомнить лишь 20% услышанного. Из всего взрослого населения Земли лишь 5% обучались навыкам слушания.

Что такое слушание? Существует множество определений  этого понятия, и каждый из нас  может привести свое, опираясь на свой жизненный опыт и образование. Слушание- это наш выбор. Решая слушать  кого-либо или нет, мы делаем выбор. Чаще всего мы даже не догадываемся об этом. Доводилось ли Вам, слушая кого-нибудь, ловить себя на мысли, что за последнюю  минуту или две, Вы не расслышали ни слова из того, что Вам говорили? Вы сами не заметили, как переключили  свое внимание с говорящего на что-то другое. Не осознавая того, что сделали выбор- не слушать.

Слушание- это не пассивная деятельность, это действие и оно требует от нас энергии.

В ходе беседы происходит взаимообмен энергиями между  слушающим и говорящим.

Искусство слушать  собеседника – одно из важнейших  в общении, но почему-то обычно ему  уделяют достаточно мало внимания. Некоторым этот талант дан "от природы". Но большинство из нас должно постигнуть это искусство, пройдя настоящие  тернии, ломая в себе устоявшиеся привычки, воспитывая искренний интерес к людям и тому, что они говорят.

Умение слушать  особенно важно при неформальном общении, когда люди выражают свои настоящие  чувства и отношения к собеседнику  или предмету беседы. Это можно  увидеть в общении "снизу вверх" в деловых и профессиональных кругах. Руководство имеет многочисленные каналы для передачи информации "сверху вниз", однако средства передачи информации "снизу вверх" малочисленны, обычно это передача устной информации по цепочке людей. Информация идет от человека к человеку, пока она в конечном итоге не достигает высшего уровня уже в отрывочном и искаженном виде.

В новом издании  словаря Уэбстера "слушать" означает "делать сознательное усилие услышать звук" или "обратить на него внимание". Уже из этого ясно, что слушать - больше, чем слышать. По существу "слышать" - значит физически воспринимать звук. Тогда как "слушать" - значит воспринимать звуки определенного значения. Человек  слышит в результате автоматической реакции органов чувств и нервной  системы. Слушание же - волевой акт, включающий также и высшие умственные процессы. Чтобы слушать, необходимо желание. Иначе вы услышите вместо того, что вам говорят, только то, что  вам нужно или хочется услышать, как это и случается довольно часто. Мы слышим многое, но прислушиваемся лишь к незначительной части того, что слышим.

Слушание - активный процесс. Слушание становится возможным  вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности слушающего. Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимую со скоростью в  три-четыре раза выше обычной, т. е. до 400 слов в минуту. Различие между скоростью  речи и умственной деятельностью  может стать причиной невнимания, особенно в случаях, когда говорят  медленно или неинтересно. Мы можем  быстро поймать себя на невнимании, поскольку слушание - активный процесс, но процесс внутренний. Как таковое  слушание предполагает желание услышать, внимание к собеседнику. Прежде всего надо хотеть слушать. Иначе слова попадут в глухие уши, как это часто и бывает. Слушая, мы "отдаем" наше внимание, нашу заинтересованность и усилия, с тем, чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт или развлечение. Слушание - тяжелый труд, вот почему мы и не можем слушать долго. Но умение слушать - это еще и дар, ценнейший дар, которым можно одарить другого. Слушание - активный процесс и в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение. Некий философ как-то сказал: "Правду могут высказать двое - один говорит, другой слушает". Мы часто не осознаем этого в силу предубеждения. Мы очень часто не проявляем достаточной активности, чтобы понять правильно говорящего. Слушание - активный процесс и в том смысле, что оно требует определенных навыков. Вас это удивляет? Слушание на самом деле является умением общаться, и учиться этому надо в первую очередь, поскольку слушать приходится часто. Кроме того, из всех видов общения умению слушать меньше всего учатся и меньше всего совершенствуют. Каждый из нас может слушать более эффективно, но этому надо учиться.

Информация о работе Общая характеристика говорения