Общая характеристика гуманистической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 22:47, контрольная работа

Краткое описание

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими.

Вложенные файлы: 1 файл

гуманистической психологии.docx

— 6.29 Кб (Скачать файл)

Частное учреждение образования

«МИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра юридической психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Управляемая самостоятельная работа

По дисциплине:  «История психологии »

На тему: «Общая характеристика гуманистической психологии».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила :Студентка группы 120801с            

__________Кажуро Екатерина

 

 

 

 

 

Проверила: Преподаватель кафедры ю.п. доцент             

 

______________Р.В.Петрунникова

 

Общая характеристика гуманистической психологии

Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности обогатило психологию многими важными открытиями. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа Я» и строить взаимоотношения с окружающими.

 

Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности происходит в течение всей жизни.

 

Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие этот подход, сосредоточиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, так же как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.

 

Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии.

 

Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые. «Теперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера», - писал он.

 

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Если Первая мировая война продемонстрировала бессознательную жестокость и агрессию человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то Вторая война, не опровергнув наличия этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики.

 

Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

 

Эти факты, так же как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали ограниченность подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации.

 

Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, «встать над полем», как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей.

 

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты.

 

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

 

Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей (см. табл.).

Основные теории гуманистической психологии

 

Ученый

 

Движущие силы развития и структура личности

 

Основные достижения

 

Г.Олпорт

 

Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен

 

Открытость системы человек - общество, опросники

 

А.Маслоу

 

Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефициентных потребностей

 

Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения

 

К.Роджерс

 

«Я-концепция», в центре которой гибкая и адекватная самооценка

 

Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия

 

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить | человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.

 

Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом, А. Маслоу, К.Рождерсом.

Список используемой литературы

  • Ярошевский М.Г. История психологии. Учебник. - М.: Гардарики, 1996. - 611с.
  • Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. -- М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
  • Введение в психологию. Учебник / под ред. Петровского А.В. - М.: НОРМА, ИНФРА - М, 1996. - 496с.

Информация о работе Общая характеристика гуманистической психологии