Общая характеристика речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Всякое общение, прежде всего, есть воздействие на собеседника. Это воздействие может быть прямым (если указывается прямо, что необходимо сделать) и косвенным (если сообщаемые сведения будут использованы в соответствующей ситуации через некоторое время). В процессе общения происходит передача эмоционального отношения к содержанию речи и человеку, к которому она обращена. Эту функцию речи называют экспрессивной (выразительной).

Содержание

Введение .3

1. Общая характеристика речи 5

2. Основные виды речи 9

3. Восприятие речи 14

4. Мозговые центры речи 15
4 1. Речевые центры коры 16
4.2. Синтагматические и парадигматические аспекты речи 16
4.3. Механизмы восприятия речи 17
4.4. Организация речевого ответа 19
4.5. Контроль речевой деятельности 20

5. Речь как система сигналов 21
5.1. Вторая сигнальная система .21
5.2. Три уровня внутренней речи 22

6. Связь мышления и речи 23
6.1. Физиологические основы мышления и речи 24

7. Понятие о мышлении...............................................................................25
7.1. Операции мышления.............................................................................28
7.2. Обобщение и конкретизация.................................................................31
7.3. Основные формы мышления................................................................31

Заключение.................................................................................................37

Список литературы.....................................................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовичек речь.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

Суждение. В суждениях  отражаются связи и отношения  между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение-это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например:

«Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение—это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва-столица России», «Пушкин — великий русский поэт».

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Умозаключение.      Умозаключение   -  такая форма мышления,  в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них   новое   суждение.    Типичный   пример   умозаключения - доказательство геометрических теорем.

Человек пользуется в  основном двумя видами умозаключений  — индуктивными и дедуктивными.

Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно большем  числе в чем-либо однородных предметов  и явлений, что дает возможность  найти сходное и различное  в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия "домашние животные" учащиеся устанавливают,  что корова полезна, лошадь полезна,  овца,  свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны».

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в частности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач. Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; дает ли учитель ученику для решения задачу — всегда мышление определяется необходимостью найти что-то пока еще неизвестное.

Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Известны случаи, когда ученик с недоумением рассказывал: "Учитель нарисовал на доске два одинаковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны. Не понимаю зачем". Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного  анализа данных, уяснения того, что  дано, чем располагает человек. Эти  данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия, путь решения. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы. Важное значение при поисках пути решения имеет переосмысливание (переформулирование) исходных данных задачи, попытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для младших школьников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для школьников-подростков. Попробуйте дать ученику IV—V классов задачу: «Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с, а мост длиной 540м за 45 с. Какова длина поезда и скорость его?» Ученики не решат этой задачи, если не представят себе ситуацию наглядно. Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с—это значит, что за 15 с он проходит расстояние, равное своей длине. За 45 с поезд проходит мост. Начинает он проходить его, когда паровоз вступает на мост, а кончает тогда, когда с моста сходит последний вагон, т. е. за 45 с поезд проходит 540 м плюс расстояние, равное своей длине, или 540 м за 30 с. Дальнейшее решение просто. Решение    задачи    завершается    проверкой,    сопоставлением    полученного результата с исходными данными. Все   указанные   моменты   можно   легко   проследить   на   решении   любой практической задачи (например,  определить,  почему не горит настольная лампа), любой учебной задачи (например, решить сложную математическую задачу).  

Заключение,

По определению речь - это исторически сложившаяся  форма общения людей посредством  языка. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно  включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое «внутренней речью». Таким образом, речь является многозвенным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.

Способность человека к  анализу и синтезу звуков речи тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. В свою очередь речевое общение опирается на законы конкретного языка, которые диктуют систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических правил. Важно подчеркнуть, что речевая деятельность - это не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает также и понимание речи для установления смысла сообщения. Среди когнитивных процессов речь занимает особое место, поскольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует «оречевлению» информации, получаемой человеком.

Однако до сих пор не ясны механизмы того, как один человек материализует свою мысль в поток звуков, а другой, восприняв этот звуковой поток, понимает обращенную к нему мысль. Тем не менее, естественнонаучный подход к изучению речи имеет свою историю.

Значение слова для процесса мышления исключительно велико. В связи с тем, что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мыслисущность не только непосредственно на нас действующих предметов, но и недоступных прямому восприятию. Мышление позволяет нам проникнуть в далёкое прошлое, представить процессы возникновения и развития на Земле жизни. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлением мы можем отразить законы существования, как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов. Оно необходимо в любой практической деятельности, поскольку помогает предвидеть её результаты.

Мышление всегда есть отражение связей и отношений  между предметами в словесной  форме. Мышление и речь всегда находятся  в неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: «Язык есть непосредственная действительность мысли»; «...ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства... они - только проявление действительной жизни». Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются    совершенно    особыми    раздражителями,    сигнализирующими    о действительности в  самой обобщенной форме.  «Всякое  слово  (речь) уже обобщает».

Мышление человека органически  связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается  на общественную практику человека. Это  отнюдь не простое «созерцание» внешнего мира, а такое его отражение, которое  отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира. Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком.

Мышление- это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

 

Список литературы:

  1. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.-373 с.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. - 592 с: ил. (Серия «Учебник нового века»)
  3. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 400 с.
  4. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. - М., МГОПУ. АНОО НОУ, 1999. -272 с.
  5. Смирнов В.М., Будылина СМ. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 304 с.
  6. Выгодский Л. С .Психология: Учебник для вузов. - М.: «ЭКСМО - Пресс» 2000.-1006с.
  7. Станкин М.И. Общая психология. Функциональные явления человеческой психики.-2-е изд. испр.-М. Издательство МПСИ; 2003.-400с.
  8. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды.-М. . Издательство МПСИ; 2003.-536с.
  9. Социальная психология. учебное пособие/Н.М.Титова.-2-е изд.,испр.-М. Флинта: . Издательство МПСИ; 2007.-248с.

1 Леонтьев А.А. «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды».- М. Издательство Московского психолого-социального института, 2003г., 536с.

2 Данилова Н.Н. «Психофизиология»: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.-373с.




Информация о работе Общая характеристика речи