Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:09, контрольная работа
Краткое описание
Очень важно, чтобы взрослые, находящиеся рядом с ребенком, давали ему возможность почувствовать себя защищенным, поддерживали веру в себя и в свои силы, способствовали формированию у ребенка эмоционального благополучия.
Благодаря интенсивному интеллектуальному
и личностному развитию к концу дошкольного
возраста формируется его центральное
новообразование – самосознание. Самооценка
появляется во второй половине периода
на основе первоначальной, чисто эмоциональной
самооценки («я хороший») и рациональной
оценки чужого поведения. Ребенок приобретает
сначала умение оценивать действия других
детей, а затем – собственные действия,
моральные качества и умения.
О моральных качествах ребенок
судит, главным образом, по своему поведению,
которое или согласуется с нормами, принятыми
в семье и коллективе сверстников или
не вписывается в систему этих отношений
Его самооценка, поэтому практически всегда
совпадает с внешней оценкой, прежде всего
с оценкой близких взрослых.
В целом, самооценка дошкольника
очень высока, что помогает ему осваивать
новые виды деятельности, без сомнений
и страха включаться в занятия учебного
типа при подготовке к школе. Адекватный
образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном
сочетании знаний, почерпнутых им из собственного
опыта и из общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, специфика эмоционального
развития в дошкольном возрасте заключается
в том, что:
Ребенок осваивает социальные
формы выражения чувств.
Изменяется роль эмоций в деятельности
ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.
Чувства становятся более осознанными,
обобщенными, разумными, произвольными,
внеситуативными. Формируется система
мотивов, которая составляет основу произвольности
психических процессов и поведения в целом.
Происходит развитие воображения,
образного мышления и произвольной памяти.
Способы развития
эмоциональности
Воспитателями проводятся целенаправленные
занятия по ознакомлению детей с окружающим
миром. Воспитатели знакомят детей с предметами
и явлениями, объединенных общей темой.
Основными методами являются наблюдения
на занятиях и экскурсиях, действие с натуральными
предметами и их изображениями, просмотр
кинофильмов, диафильмов, составление
тематических альбомов, лото, дидактические
игры и др. В процессе таких занятий дети
должны получит как можно больше впечатлений
об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных
связях и проявлениях. В ходе наблюдений,
и в процессе овладения действиями с предметом
дети усваивают и необходимый речевой
материал. Однако работа над словом, фразой
продолжается на занятиях по развитию
речи.
Сенсорное воспитание воспитатели
осуществляют посредством дидактических
игр, которые отличаются своим разнообразием.
С помощью игр, большинство которых изготовлено
воспитателями, дети знакомятся с понятием
цвета, формы, величины предметов. Большое
количество игр направлено на развитие
мелкой моторики и обучение бытовым действиям
(застегивание пуговиц, молний, шнуровка
и др.)
Сенсорное воспитание происходит
и на занятиях по изобразительной деятельности.
Воспитатели учат детей лепить, правильно
держать кисть, карандаш, помогают овладеть
приемами изображения красками, карандашами,
мелками, учат детей составлять и наклеивать
аппликации, конструировать из деталей
конструктора. На начальном этапе обучения
детей знакомят с материалами, показывают,
что рисунок, лепка, аппликация, постройка
- изображение предметов, отражающие свойства
и отношения. Далее идет становление самостоятельных
изображений по образцу, с натуры, и по
представлению. Постепенно детей подводят
к формированию собственного замысла,
подготавливают к сюжетному изображению.
Занятия проводятся как фронтально, так
и по подгруппам.
Основными методами на таких
занятиях выступают: создание игровой
ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей
внимание к изображаемому предмету, явлению,
показ и формирование навыков и умений,
обследование предмета. В процессе обследования,
наблюдения происходит сочетание восприятия
предмета со словесным обозначением предметов,
явлений, их свойств, и отношений (название
цветов, геометрических форм, величин,
пространственных отношений). На занятиях
широко применяются таблички для глобального
чтения, обозначающие предмет, свойства,
побуждающие к действию: «Будем рисовать!»,
«Лепи шар!» и т.п.
Обучение рисованию направлено
на умение передавать в рисунке свои впечатления;
уметь обследовать предметы сначала с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
отражать свойства предметов; умение радоваться
рисункам и лепным поделкам. Важнейшим
элементом работы по рисованию является
формирование замысла рисунка, развитие
сюжетного рисования, лепки, конструирования,
соотнесение с реальными предметами, людьми,
событиями. Важное значение придается
развитию творчества в процессе рисования,
аппликации, конструирования. Развитие
изобразительной деятельности тесно связано
с расширением словаря и использованием
фразеологии — этот вид деятельности
может быть связан с обучением рассказыванию.
Игра представляет собой важный
вид деятельности, в процессе которого
осуществляется физическое, умственное,
речевое, нравственное и конечно эмоциональное
развитие детей. Детей обучают сюжетно-ролевым,
дидактическим и подвижным играм. Обучение
игре воспитатели проводят в игровом уголке.
Детям показывают игрушку, обыгрывают
ее, показывают игровые действия, при необходимости
используют совместные действия детей
и взрослых. Далее на следующих этапах
обучения воспитатели учат детей планировать
игры, распределять роли, использовать
предметы-заместители, способность перевоплощаться
со взятой на себя ролью. Главное развить
творчество. Важно и то, что в процессе
ролевых игр формируются навыки коллективных
взаимоотношений.
Важно учить детей передавать
свои впечатления в играх, отражать отношения
между людьми и взрослыми, использовать
предметы-заместители, воображаемые ситуации
и др. Как и в других видах деятельности,
важное значение придается игре как средству
развития речи: обозначению атрибутов
игры, называнию ролей и определению сюжета,
общению с другими детьми в процессе игры.
Воспитатели должны создать условия для
проявления речевой активности, помочь
выразить в слове их игровой опыт.
Дидактические игры широко
используются на занятиях по ознакомлению
с окружающим и в свободной деятельности.
Подвижные игры разучиваются на физкультурных
занятиях, ЛФК, на занятиях по хореографии,
на прогулках, в перерывах между занятиями.
Воспитатели обучают детей
и трудовым навыкам. Спецификой данной
группы является то, что трудовое обучение
так же как и игра выносится на занятия,
а также осуществляется и вне занятий.
Трудовое воспитание включает в себя труд
по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой
труд, труд в природе, ручной труд. Воспитатели
дают расчлененный показ способов и последовательность
выполнения доступной детям трудовой
операции, применяют совместные действия,
действия по образцу и словесной инструкции.
Для детей важно поощрение, подбадривание
в ходе работы, воспитание самоконтроля.
Все это также влияет на развитие эмоциональной
сферы ребят. «Трудолюбие — это прежде
всего сфера эмоциональной жизни детей.
Ребенок стремится работать тогда, когда
труд дает ему радость... Радость труда
— могучая воспитательная сила, благодаря
которой ребенок осознает себя как члена
коллектива»,— писал В. А. Сухомлинский.
Важным является физическое
воспитание. Оно направлено на укрепление
здоровья детей, их правильному физическому
развитию, формированию двигательных
навыков, развитию основных двигательных
качеств (ловкости, быстроты, точности,
силы мышц и др.)
Музыкальное воспитание является
составной частью общей системы обучения
и воспитания детей. Музыкальные занятия
направлены на восприятие музыки, голоса,
ритма, речи и ритмичности движений. В
музыкальные занятия включаются упражнения
на развитие слухового восприятия «Слышу
– не слышу», где вырабатывается реакция
на начало и конец звучания музыки. Знакомит
с музыкальными инструментами, учит различать
звучание инструментов. Включаются упражнения
на различение звуков по длительности
звучания (длинный - короткий), по силе
звучания (тихий – громкий), по высоте
звучания (высокий – низкий), различать
один и серию звуков, быстрый и медленный
темп. Идет знакомство детей с музыкальными
жанрами: марш, колыбельная, танец. Музыкальные
занятия дают представление о настроении
музыки, знакомство с ритмическом рисунком
музыки и речи, музыкальный работник учит
отстукивать ритмический рисунок ладошками,
ложками. Обучение строится на слухо-зрительной
основе. Дети слушают музыку, наблюдая
за движениями рук музыкального руководителя,
его эмоциональной настроенностью. Если
необходимо перейти на восприятие только
на слух, используется ширма. Широко на
занятиях применяется наглядность: картинки,
карточки, схемы, карточки для глобального
чтения и словесная инструкция: «Будем
петь!» «Иди!», «Стой!» и др., игровые упражнения.
И конечно, данные музыкальные занятия
широко действуют на развитие эмоций и
чувств детей.
Таким образом, перед воспитателями
стоят задачи способствовать обогащению
общего развития детей и их подготовки
к школе.
Заключение
Дошкольный возраст – это «период первоначального
склада личности»
А.Н.Леонтьев.
Для развития эмоциональной
сферы дошкольников требуются специально
разработанные принципы, методы и формы
работы, учитывающие возрастные и личностные
особенности дошкольников, тщательный
отбор и адаптация используемого речевого
материала.
Задачи воспитателей - обеспечить
разностороннее развитие детей. Все обучение
осуществляется тремя способами: действием,
изображением, речью (устной, письменной),
в различном их сочетании, в зависимости
от этапа обучения и условий коммуникации.
Специфика эмоционального развития
в дошкольном возрасте заключается в том,
что ребенок осваивает социальные формы
выражения чувств. Изменяется роль эмоций
в деятельности ребенка, формируется эмоциональное
предвосхищение. Чувства становятся более
осознанными, обобщенными, разумными,
произвольными, внеситуативными. Формируется
система мотивов, которая составляет основу
произвольности психических процессов
и поведения в целом. Формируются высшие
чувства – нравственные, интеллектуальные,
эстетические. Происходит развитие воображения,
образного мышления и произвольной памяти.
Важно, чтобы любое практическое
задание, предложенное дошкольнику, не
было самоцелью, а способствовало формированию
у малышей начал трудолюбия, готовности
и умения сделать что-то самим. Чтобы воспитать
у ребенка такие качества, следует воздействовать
не только на знания и умения, но и на его
эмоциональную сферу.
Все, во что включается дошкольник
- игра, рисование, лепка, конструирование,
подготовка к школе, помощь маме в домашних
делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную
окраску, иначе деятельность не состоится
или быстро разрушится. Ребенок, в силу
своего возраста, просто не способен делать
то, что ему неинтересно.
Кошелева А.Д. (ред.) Эмоциональное
развитие дошкольника: Пособие для воспитателей
детского сада. - М., 1985.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера»,
при участии «Юрайт-М», 2001.
Лямина Г. М. Воспитание и развитие
детей раннего возраста. - М., 1981.
Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2008.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.