Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:35, сочинение
В настоящее время проблема эмоций стала достаточно популярной. Она относится к числу весьма актуальных и весьма сложных проблем современной психологии. Как теоретический, так и методический аспекты этой проблемы нуждаются в глубокой и всесторонней разработке.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения эмоциональных процессов и состояний
.1 Понятие эмоций
.2 Классификация эмоциональных процессов и состояний
Глава 2. Эмоциональные процессы, их характеристика
.1 Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
.2 Настроение, собственно эмоции и чувства
.3 Методы изучения эмоциональных процессов и состояний
Заключение
Используемая литература
Таким образом, аффект и стресс - это эмоциональные процессы, которые отличаются друг от друга специфичной для них формой протекания. Но в эмоциональной сфере человека выделяют также и такие эмоциональные процессы, как настроение и собственно эмоции и чувства, о которых пойдет речь дальше.
2.2 Настроение, собственно эмоции и чувства
Из всех эмоциональных феноменов настроение
является самым неопределенным, туманным,
почти что мистическим. Например, в обыденном
сознании оно часто понимается как хорошее
или плохое «расположение духа», как настрой
(наличие или отсутствие желания) человека
в данный момент общаться, чем-то заниматься,
соглашаться или не соглашаться и т.д.
Именно так С.И.Ожегов и определяет настроение:
как внутреннее душевное состояние, как
направление мыслей, чувств.
Прийти к какому-то однозначному определению настроения невозможно. Поэтому необходимо рассмотреть разные характеристики настроения.
Говоря о видах настроения, можно сказать, что оно может быть хорошим (стеническим) и плохим (астеническим). В первом случае при его устойчивом проявлении говорят о гипертимии, то есть повышенном настроении. Оно характеризуется приподнятостью, веселостью, оптимизмом.
Вторым проявлением хорошего настроения является эйфория, которая характеризуется беспечностью, безмятежностью, беззаботностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сторонам жизни.
Говорят также об общественном настроении как общественном сознании, отражающем преобладание чувства и настроения коллектива, социальной группы. То есть настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое и т.д.
Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека.
Собственно эмоции - это длительное эмоциональное состояние, которое возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающего с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Чувства носят личностный характер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности.
Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства. Они тесно связаны с потребностями личности. За каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность. То есть чувства порождаются двумя причинами; с одной стороны, потребностями человека, а с другой - его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.
2.3 Методы изучения эмоциональных процессов
Поскольку возникновение эмоций связано
с изменением физиологических параметров,
естественно стремление исследователей,
диагностирующих наличие того или иного
эмоционального состояния, опираться
на эти «объективные» показатели.
Среди вегетативных показателей наиболее часто используются частота сердечных сокращений, артериальное давление и кожно-гальваническая реакция, реже - газообмен и энерготраты (Мясищев, 1929; Ермолаева-Томина, 1965; Валуева, 1967 и др.).
О.В.Овчинникова и Н.Н.Наенко (1968) для измерения эмоциональной напряженности использовали показатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точки зрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение от операционального: при первом температура понижена, при втором - повышена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышеизложенному в данной работе следует отметить, что эмоции - это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.
К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его жизни.
Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций.
В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания.
Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым характеризуются эмоциональные процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность, динамика развития.
Существуют две разные точки зрения на вопрос: развиваются ли эмоции в течении жизни человека.
Исследователи по-разному отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение - о том, что эмоциональная сфера человека развивается.
На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными характеристиками эмоциональных процессов. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Эти эмоции развиваются. Вот поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.
Используемая литература
1. Анохин П.К. Эмоции // Психология
эмоций: Тексты - М., 1984.
. Бэн А. Психология. - М., 1996. - Т.2, кн.3-4.
. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М., 1984.
. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1999.
. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.6.
. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.
. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987.
. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.
. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., - М., 2003.
. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.
. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.
. К работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». М., 1977.
. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
. Ладанов И.Д. Управление стрессом. М., 1989.
. Лазарус Г. Теория стресса
и психофизиологические
. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.
. Немов Г.С. Психология. Уч-к. В 3-х кн. // Кн.1. Общие основы психологии. - М., 1999.
. Никифоров А.В. Эмоции в нашей жизни. М., 1974.
. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии - М., 1977.
. Молчанова А.С. На вкус, на цвет… М., 1966.
. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.
. Рогов Е.И. Эмоции и воля // Особенности чувственной сферы. М., 2001.
. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М., 1986.
. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. - М., 1970.
. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.
. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. - М., 1998.
. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности - М., 1971.
Информация о работе Общее представление об эмоциональных явлениях