Общее представление о памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:46, реферат

Краткое описание

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный

след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –

воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. <<Без памяти, -

писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы

без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в

прошлом>>.

Содержание

1. Общее представление о памяти.

2. Виды памяти и их особенности.

3. Индивидуальные различия памяти у людей.

4. Теории и законы памяти.

5. Формирование и развитие памяти.

6. Рекорды памяти

7. Использованная литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.docx

— 60.64 Кб (Скачать файл)

План:

1.        Общее представление о памяти.

2.        Виды памяти и их особенности.

3.        Индивидуальные различия памяти  у людей.

4.        Теории и законы памяти.

5.        Формирование и развитие памяти.

6.        Рекорды памяти

7.        Использованная литература. 
 
 
 
 
 
 

     Общее представление о памяти.

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определенный

след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости  и возможности –

воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. <<Без памяти, -

писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы

без будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в

прошлом>>.

Память лежит  в основе способностей человека, является условием научения,

приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без  памяти невозможно

нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря  своей памяти,

её совершенствованию  человек выделился из животного  царства и достиг тех

высот, на которых  он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества

без постоянного  улучшения этой функции немыслим.

Память можно  определить как способность к  получению, хранению и

воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и

приобретенные механизмы  поведения есть не что иное, как  запечатленный,

передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни

опыт. Без постоянного  обновления такого опыта, его воспроизводства  в

подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим,

быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что  с ним было, организм

просто не смог бы совершенствоваться дальше, так  как то, что он приобретает,

не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память есть у  всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития

она достигает  у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает

он, не располагает  никакое другое существо в мире. У дочеловеческих

организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая

проявляется в  передаче генетическим путем из поколения  в поколение жизненно

необходимых биологических, психологических и поведенческих  свойств. Вторая

выступает в форме  способности к научению, к приобретению жизненного опыта,

который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает

вместе с его  уходом из жизни. Возможности для  запоминания у животных

ограничены их органическим устройством, они могут  помнить и воспроизводить

лишь то, что  непосредственно может быть приобретено  методом условно –

рефлектрного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы

то ни было мнемических средств.

У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения

информации в  виде текстов и разног рода технических  записей. Ему нет

необходимости полагаться только на свои органические способности, так как

главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации

находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать

эти средства практически  бесконечно, не меняя своей собственной  природы. У

человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более  мощных и продуктивных,

чем у животных: произвольная, логическая и опосредственная. Первая связана с

широким волевым  контролем запоминания, вторая –  с употреблением логики,

третья – с  использованием разнообразных средств  запоминания, большей частью

представленных  в виде предметов материальной и  духовной культуры.

Более точно и  строго, чем это сделано выше, память человека можно определить

как психовизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции

запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти  функции являются

для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным

данным и результатам, но и по тому, что у разных людей  развиты неодинаково.

Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо

воспроизводят и  довольно долго хранят в памяти запомненный  им материал. Это

индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие  люди, которые,

напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда – то

запомнили. У них  более сильны кратковременный и  оперативный виды памяти.

     Виды памяти и их особенности.

Существует несколько  оснований для классификации  видов человеческой памяти.

Одно из них  – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по

преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения

материала анализатору. В первом случае говорят о двигательной, зрительной,

слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Рассмотрим и  дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или  иконическая, память связана с удержанием точной и полной

картины только что  воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было

переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение

информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная

память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от

непосредственного восприятия стимулов. Это — память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в

течение короткого  промежутка времени. Длительность удержания  мнемических

следов здесь  не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без

повторения). В  кратковременной памяти сохраняется  не полный, а лишь

обобщенный образ  воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память

работает без  предварительной сознательной установки  на запоминание, но зато с

установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память

характеризует такой  показатель, как объем. Он в среднем  равен от 5 до 9

единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек

в состоянии точно  воспроизвести спустя несколько  десятков секунд после

однократного предъявления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием

человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая

сознается, соотносится  с актуальными интересами и потребностями  человека,

привлекает к  себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение

определенного, заранее  заданного срока, в диапазоне  от нескольких секунд до

нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей,

вставшей перед  человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После

этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по

длительности хранения информации и своим свойствам  занимает промежуточное

положение между  кратковременной и долговременной.

Долговременная  – это память, способная хранить  информацию в течение

практически неограниченного  срока. Информация, попавшая в хранилища

долговременной  памяти, может воспроизводиться человеком  сколько угодно раз

без утраты. Более  того, многократное и систематическое  воспроизведение данной

информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя

предполагает способность  человека в любой нужный момент припомнить то, что

когда = то было им запомнено. При использовании долговременной памятью для

припоминания нередко  требуется мышление и усилия воли, поэтому ее

функционирование  на практике обычно связано с двумя  этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в  которой информация хранится

в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным

биологическим механизмом запоминания информации в такой  памяти являются, по –

видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая

память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние

через обучение и  воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных

образов. Она чрезвычайно  важна для людей любых профессий, особенно для

инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко  обладают люди с

эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного

времени “видеть” воспринятую картину в своем  воображении после того, как она

перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти

предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в

частности, процесс  запоминания и воспроизведения  материала: то, что человек

зрительно может  себе представить, он, как правило, легче  запоминает и

воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание  и точное воспроизведение

разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она  необходима

филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую

разновидность речевой  памяти составляет  словестно – логическая, которая

тесным образом  связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти

характеризуется тем, что человек обладающий ею, быстро и точно может

запомнить смысл  событий, логику рассуждений или  какого – либо доказательства,

смысл читаемого текст и т.п. Этот смысл он может передать собственными

словами, причем достаточно точно. Эти типом памяти обладают ученые, опытные

лекторы, преподаватели  вузов и учителя школ.

Двигательная память – представляет собой запоминание  и сохранение, а при

необходимости и  воспроизведение с достаточной  точностью многообразных сложных

движений. Она участвует  в формировании двигательных, в частности трудовых и

спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека

напрямую связано  с этим видом памяти.

Информация о работе Общее представление о памяти