Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 03:06, контрольная работа
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. "Без памяти,— писал С. Л. Рубинштейн,— мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом"'.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначально воспринятой ими информации.
Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой,, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следовательно, не запомнил его. Процедуру введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т. е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.
Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зрительно предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т. е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.
В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти,— антероградной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.
Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически представлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т. е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.
Во многих жизненных ситуациях процессы кратковременной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и параллельно.
Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысловой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышающих объема кратковременной памяти.
Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.
Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы работы долговременной памяти. Эта память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур. связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.
Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспроизвести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковременная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большинстве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы используем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудности при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же особенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.
Список литературы
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.
Память – форма
психического отражения, заключающаяся
в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведении прошлого
опыта, делающая возможным его повторное
использование в деятельности или возвращение
в сферу сознания. Память связывает прошлое
субъекта с его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежащей
в основе развития и обучения.
Память – основа
психической деятельности. Без нее невозможно
понять основы формирования поведения,
мышления, сознания, подсознания. Поэтому
для лучшего понимания человека необходимо
как можно больше знать о нашей памяти.
Образы предметов
или процессов реальной действительности,
которые мы воспринимали ранее, а сейчас
мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Представления
памяти делятся на единичные и общие.
Представления
памяти являются воспроизведением, более
или менее точным, предметов или явлений,
когда-то воздействовавших на наши органы
чувств. Представление воображения –
это представление о предметах и явлениях,
которые в таких сочетаниях или в таком
виде никогда нами не воспринимались.
Подобные представления являются продуктом
нашего воображения. Представления воображения
также основываются на прошлых восприятиях,
однако эти последние служат лишь материалом,
из которого мы создаем с помощью воображения
новые представления и образы.
В основе памяти
лежат ассоциации, или связи. Предметы
или явления, связанные в действительности,
связываются и в памяти человека. Встретившись
с одним из этих предметов, мы можем по
ассоциации вспомнить другой, связанный
с ним. Запомнить что-то – значит связать
запоминание с уже известным, образовать
ассоциацию. С физиологической точки зрения,
ассоциация представляет собой временную
нервную связь. Различают два рода ассоциаций:
простые и сложные. К простым относят три
вида ассоциаций: по смежности, по сходству
и по контрасту.
Ассоциации по
смежности объединяют два явления, связанных
во времени или пространстве.
Ассоциации по
сходству связывают два явления, имеющих
сходные черты: при упоминании об одном
из них вспоминается другое. Ассоциации
опираются на сходство нервных связей,
которые вызываются в нашем мозге двумя
объектами.
Ассоциации по
контрасту связывают два противоположных
явления. Этому благоприятствует то, что
в практической деятельности эти противоположные
объекты (организованность и расхлябанность,
ответственность и безответственность,
здоровье и болезнь, общительность и замкнутость,
и т.д.) обыкновенно сопоставляются и сравниваются,
что и приводит к образованию соответствующих
нервных связей. ...
Непроизвольно переключая внимание
на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем
повторять его имя, фамилию и отчество
и в результате скоро о них забываем. Кратковременная
память играет большую роль в жизни человека.
Благодаря ей перерабатывается самый
большой объем информации, сразу отсеивается
ненужная и остается потенциально полезная.
Вследствие этого не происходит информационной
перегрузки долговременной памяти излишними
сведениями, экономится время человека.
Кратковременная память имеет большое
значение для организации мышления; материалом
последнего, как правило, становятся факты,
находящиеся или в кратковременной, или
в близкой к ней по своим характеристикам
оперативной памяти. Данный вид памяти
активно работает и в процессе общения
человека с человеком. Установлено, что
в том случае, когда впервые встретившихся
людей просят рассказать о своих впечатлениях
друг о друге, описать те индивидуальные
особенности, которые они во время первой
встречи заметили друг у друга, в среднем
ими называется обычно такое количество
черт, которое соответствует объему кратковременной
памяти, т. е. 7±2. Без хорошей кратковременной
памяти невозможно нормальное функционирование
долговременной памяти. В последнюю может
проникнуть и надолго отложиться лишь
то, что когда-то было в кратковременной
памяти. Иначе говоря, кратковременная
память выступает в роли обязательного
промежуточного хранилища и фильтра, который
пропускает нужную, уже отобранную информацию
в долговременную память. Переход информации
из кратковременной в долговременную
память связан с рядом особенностей. В
кратковременную память попадают последние
5 или 6 единиц информации, поступившие
через органы чувств, они-то и проникают
в первую очередь в долговременную память.
Сделав сознательное усилие, повторяя
материал, можно удерживать его в кратковременной
памяти и на более длительный срок, чем
несколько десятков секунд. Тем самым
можно обеспечить перевод из кратковременной
в долговременную память такого количества
информации, которое превышает индивидуальный
объем кратковременной памяти. Этот механизм
лежит в основе запоминания путем повторения.
Обычно же без повторения в долговременной
памяти оказывается лишь то, что находится
в сфере внимания человека. Данную особенность
кратковременной памяти иллюстрирует
следующий опыт. В нем испытуемых просят
запомнить всего лишь 3 буквы и спустя
примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале
между первичным восприятием этих букв
и их припоминанием испытуемым не дают
возможности повторять эти буквы про себя.
Сразу же после предъявления трех разных
букв им предлагается в быстром темпе
начать вести обратный счет тройками,
начиная с какого-нибудь большого числа,
например с 55. В этом случае оказывается,
что многие испытуемые вообще не в состоянии
запомнить данные буквы и безошибочно
их воспроизвести через 18 с. В среднем
в памяти людей, прошедших через подобный
опыт, сохраняется не более 20% первоначально
воспринятой ими информации. Многие жизненные
психологические проблемы, казалось бы,
связанные с памятью, на самом деле зависят
не от памяти как таковой, а от возможности
обеспечить длительное и устойчивое внимание
человека к запоминаемому или припоминаемому
материалу.
Этот вид памяти по длительности хранения
информации и своим свойствам занимает
промежуточное положение между кратковременной
и долговременной. Долговременная — это
память, способная хранить информацию
в течение практически неограниченного
срока. Информация, попавшая в хранилища
долговременной памяти, может воспроизводиться
человеком сколько угодно раз без утраты.
Более того, многократное и систематическое
воспроизведение данной информации только
упрочивает ее следы в долговременной
памяти. Последняя предполагает способность
человека в любой нужный момент припомнить
то, что когда-то было им запомнено. При
пользовании долговременной памятью для
припоминания нередко требуется мышление
и усилия воли, поэтому ее функционирование
на практике обычно связано с двумя этими
процессами. Генетическую память можно
определить как такую, в которой информация
хранится в генотипе, передается и воспроизводится
по наследству. Основным биологическиммеханизмом
запоминания информации в такой памяти
являются, по-видимому, мутации и связанные
с ними изменения генных структур. Генетическая
память у человека — единственная, на
которую мы не можем оказывать влияние
через обучение и воспитание. Зрительная
память связана с сохранением и 'воспроизведением
зрительных образов. Она чрезвычайно важна
для людей любых профессий, особенно для
инженеров и художников. Хорошей зрительной
памятью нередко обладают люди с эйдетическим
восприятием, способные в течение достаточно
продолжительного времени "видеть"
воспринятую картину в своем воображении
после того, как она перестала воздействовать
на органы чувств. В связи с этим данный
вид памяти предполагает развитую у человека
способность к воображению. На ней основан,
в частности, процесс запоминания и воспроизведения
материала: то, что человек зрительно может
себе представить, он, как правило, легче
запоминает и воспроизводит. Слуховая
память — это хорошее запоминание и точное
воспроизведение разнообразных звуков,
например музыкальных, речевых. Она необходима
филологам, людям, изучающим иностранные
языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность
речевой памяти составляет словесно-логическая,
которая тесным образом связана со словом,
мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется
тем, что человек, обладающий ею, быстро
и точно может запомнить смысл событий,
логику рассуждений или какого-либо доказательства,
смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл
он может передать собственными словами,
причем достаточно точно. Этим типом памяти
обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели
вузов и учителя школ. Двигательная память
представляет собой запоминание и сохранение,
а при необходимости и воспроизведение
с достаточной точностью многообразных
сложных движений. Она участвует в формировании
двигательных, в частности трудовых и
спортивных, умений и навыков. Совершенствование
ручных движений человека напрямую связано
с этим видом памяти. Эмоциональная память
— это память на переживания. Она участвует
в работе всех видов памяти, но особенно
проявляется в человеческих отношениях.
На эмоциональной памяти непосредственно
основана прочность запоминания материала:
то, что у человека вызывает эмоциональные
переживания, запоминается им без особого
труда и на более длительный срок.
Обратный процесс предполагает перевод
мысли в слово. Если, например, после некоторого
количества прочтений или прослушиваний
мы попытаемся через некоторое время воспроизвести
длинный ряд слов, то так же обычно совершаем
ошибки, как и тогда, когда не срабатывает
при запоминании кратковременная память.
Однако эти ошибки бывают иными. В большинстве
случаев вместо забытых слов при воспоминании
мы используем другие, близкие к ним не
по звучанию или написанию, а по смыслу.
Часто бывает так, что человек, будучи
не в состоянии точно вспомнить забытое
слово, вместе с тем хорошо помнит его
смысл, может передать его иными словами
и уверенно отвергает другие, не похожие
на данное слово сочетания звуков. Благодаря
тому, что смысл вспоминаемого приходит
на память первым, мы в конечном счете
можем вспомнить желаемое или по крайней
мере заменить его тем, что достаточно
близко к нему по смыслу. Если бы этого
не было, то мы бы испытывали огромные
трудности при припоминании и часто терпели
неудачу. На этой же особенности долговременной
памяти, вероятно, основан процесс узнавания
когда-то виденного или слышанного. Список
литературы
Память. Виды памяти и их особенности
Память
Память - это медная доска, покрытая
буквами, которые время незаметно сглаживает,
если порой не возобновлять их резцом.
- Д. Локк
Память подобна населенному
нечистой силой дому, в стенах которого
постоянно раздается эхо от невидимых
шагов. В разбитых окнах мелькают тени
умерших, а рядом с ними - печальные призраки
нашего былого "я". - Д.К. Джером
Память — совокупность видов
деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические,
так и психические процессы, осуществление
которых в данный момент обусловлено тем,
что некоторые предшествующие события,
близкие или отдалённые по времени, существенным
образом модифицировали состояние организма.
(Ц. Флорес).
Память означает использование
и участие предыдущего опыта в настоящем
поведении. С этой точки зрения память
и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения
представляет собой деятельность в полном
смысле этого слова. (Зинченко)
Память —это процесс, состоящий
в запоминании, сохранении, восстановлении
и забывании приобретенного опыта. Способности
длительно хранить информацию о событиях
внешнего мира и реакциях организма и
многократно использовать её в сфере сознания
для организации последующей деятельности.
В наиболее простой форме память
реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся
предметов, в более сложной форме предстает
как воспроизведение в представлении
предметов, которые не даны в настоящее
время в актуальном восприятии. Узнавание
и воспроизведение также могут быть произвольными
и непроизвольными.
Память - весьма ненадежное
хранилище данных, содержимое которого
легко может изменяться под влиянием новой
информации. События нашей жизни проходят
через нашу память как через сито. Некоторые
из них задерживаются в его ячейках надолго,
другие же только на то время, которое
требуется, чтобы через эти ячейки пройти.
С другой стороны, если бы сохранялась
вся несущественная информация, то мозг,
в конце концов, уже не смог бы отделять
главное от второстепенного и деятельность
его была бы полностью парализована. Поэтому
память - это способность не только к запоминанию,
но и к забыванию.
Основные процессы памяти
Запоминание- Представляет
собой запечатление и закрепление любого
опыта.
Хранение- означает наличие
информации, что не всегда связано с ее
доступностью для сознания
Воспроизведение отвечает за
извлечение информации из блока хранения.
Осуществляется его деятельность через
«узнавание», «воспроизведение», «припоминание».
Узнавание генетически более
раннее проявление памяти. Это воспроизведение
образа какого-либо объекта, явления в
условиях его повторного восприятия. Узнать
— это опознать, то есть узнавание — это
акт познания.Воспроизведение отличается
от узнавания тем, что осуществляется
без повторного восприятия того объекта,
который воспроизводится.
Реконструкция материала
Реминисценция — факт улучшения
отсроченного воспроизведения, то есть
воспоминание первоначально забытого
материала.
Забывание . Блок забывания
также определяется как относительно
независимый. До сих пор на уровне дискуссий
идет объяснение механизма и причин забывания.
Немецкий психолог Герман Эббингауз ,
первый среди современных психологов,
обратившихся к этой проблеме, определял
забывание как функцию времени.
Особенности функционирования
памяти
Свойства памяти:
Точность
Характеризуется отсутствием
искажений, пропусков чего-либо существенного
и субъективных дополнений. Точность —
одно из важнейших качеств памяти, требующее
к себе особенного внимания.
Объём
Это важнейшая интегральная
характеристика памяти, которая характеризует
возможности запоминания и сохранения
информации,
Скорость процессов запоминания
Одному человеку, чтобы запомнить
какой-нибудь материал, нужно долго и прилежно
работать, тогда как другой запоминает
этот же материал очень быстро. Это свойство
памяти больше всего бросается в глаза,
и поэтому многие склонны оценивать память,
главным образом, с точки зрения быстроты
запоминания. Такая оценка, однако, несправедлива.
Быстрота запоминания сама по себе не
имеет решающего значения; она приобретает
ценность лишь в соединении с другими
качествами памяти.
Скорость процессов забывания
Забывание начинается вскоре
после заучивания и в первое время идёт
особенно быстрым темпом. Если сравнить
воспроизведение выученного материала
через 5 и через 10 дней после заучивания,
то окажется, что забывание за первые пять
дней больше, чем дополнительное забывание
за вторые пять дней.
Длительность сохранения отражает
способность человека удерживать определенное
время необходимую информацию.
Готовность воспроизвести запечатленную
в памяти информацию.
Закономерности памяти:
имеет ограниченный объём
для запоминания информации,
объём которой превышает объём непосредственной
памяти (кратковременной), её надо повторять
Чем больше информации надо
запомнить, тем большее количество повторений
надо произвести
Успешность воспроизведения
большого объёма материала зависит от
характера распределения повторений во
времени
Краевой эффект (явления, показывающего,
что лучше всего запоминается материал,
находящийся вначале и в конце)
Кривая забывания (или кривая
Эббингауза, характеризующая процесс
забывания любой информации человеком,
являющийся функцией от времени)
Механизм памяти.
Поступающая от органов ощущений
информация обрабатывается
сенсорной памятью, которая
обеспечивает удержание этой информации
в течение очень короткого времени (обычно
меньше одной секунды). В соответствии
с видом стимула сенсорная память может
быть иконической (связанной со зрением),
эхоической (связанной со слухом) и пр.
Психологи полагают, что в сенсорной памяти
удерживаются физические признаки информации:
иными словами, на этом этапе происходит
различение — мы «запоминаем» глазами
или, скажем, носом.
Процесс забывания начинается
сразу же после поступления информации.
Исследования показывают, что
если испытуемому в течение 50 миллисекунд
предъявить 16 букв, а затем попросить
назвать эти буквы, то сразу после
предъявления он вспоминает
около 70% увиденного.
Через 150 миллисекунд объем
запомненной информации равен 25–35%, а
через
250 миллисекунд уже вся информация
из сенсорной памяти теряется.
Но если информация сохранилась
(на нее обратили внимание), то она попадает
в кратковременную память.
Информация в кратковременной
памяти долго не
задерживается: либо она сразу
используется сознанием, либо она отправляется
в соседний зал долговременной
памяти, либо ее проглатывает ненасытное
забывание.
Для кратковременной памяти
верен закон «7 ± 2»: в ней может храниться
лишь
ограниченный объем информации,
включающий от пяти до девяти объектов.
Например, если обычному человеку
предъявить на несколько секунд рисунок,
на котором изображено пятнадцать или
двадцать предметов, то он по памяти
сможет воспроизвести названия
не более чем девяти из них.
Классификация памяти
Рассматривая вариации памяти,
обычно говорят о видах, формах и типах
памяти.
1) Классификация Тульвинга
Э.:
Зрительная (визуальная) память
отвечает за сохранение и воспроизведение
зрительных образов.
Моторная память отвечает за
сохранение информации о моторных функциях.
К примеру, первоклассный бейсболист великолепно
бросает мяч в частности благодаря памяти
о моторной деятельности при прошлых бросках.
Эпизодическая память — память
о событиях, участниками или свидетелями
которых мы были (1972). Примерами ее могут
быть воспоминания о том, как вы справили
свой день рождения, когда вам исполнилось
17 лет; память о дне вашей помолвки; припоминание
сюжета фильма, который вы видели на прошлой
неделе. Этот вид памяти характерен тем,
что запоминание информации происходит
без видимых усилий с нашей стороны.
Семантическая память — память
о таких фактах, как таблица умножения
или значение слов. Вы, скорее всего, не
сможете вспомнить, где и когда вам стало
известно, что 6547 х 8791 = 57554677, или от кого
вы узнали, что означает слово «Акацки»,
но тем не менее эти знания составляют
часть вашей памяти. Может быть, вы сумеете
припомнить все те мучения, которые доставило
вам изучение таблицы умножения. И эпизодическая,
и семантическая память содержат знания,
которые легко могут быть рассказаны,
декларированы. Поэтому эти две подсистемы
составляют часть более обширной категории,
которую называют декларативной памятью.
Процедурная память, или запоминание
того, как нужно что-то делать, имеет некоторые
сходства с моторной памятью. Различие
заключается в том, что описание процедуры
не обязательно предполагает владения
какими-то моторными навыками. К примеру,
в школьные годы вас должны были обучать
работе с логарифмической линейкой. Это
своего рода «знание о том, как», которое
часто противопоставляют описательным
задачам, предполагающим «знание о том,
что».
Топографическая память — способность
ориентироваться в пространстве, распознавать
путь и следовать маршруту, признавать
знакомые места. Топографический кретинизм
может быть вызван многочисленными нарушениями,
включая трудности с восприятием, ориентацией
и запоминанием.
2) Блонским П.П. были выделены:
двигательная, эмоциональная, образная,
вербальная память. Он считал эти виды
памяти представляющими ступени единого
генетического ряда. В частности, по его
мнению, эмоциональная память сама имеет
основу в чувственной память, которая
есть уже у шестимесячного ребенка и которая
проявляется в осторожности, симпатии,
первичном узнавании.
3) В зависимости от деятельности
хранения материала выделяют мгновенную,
кратковременную, оперативную, долговременную
и генетическую память.
Мгновенная (иконическая) память
связана с удержанием точной и полной
картины только что воспринятого органами
чувств, без какой бы то ни было переработки
полученной информации. Эта память – непосредственное
отражение информации органами чувств.
Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная память сохраняет
в течение короткого промежутка времени
(в среднем около 20 с.) обобщенный образ
воспринятой информации, ее наиболее существенные
элементы. Эта память работает без предварительной
сознательной установки на запоминание,
но зато с установкой на последующее воспроизведение
материала. Кратковременную память характеризует
такой показатель, как объем. Объем кратковременной
памяти составляет 5 - 9 единиц информации
и определяется по количеством информации,
которую человек способен точно воспроизвести
после однократного предъявления. Важнейшей
особенностью кратковременной памяти
является ее избирательность. Из мгновенной
памяти в нее попадает только та информация,
которая соответствует актуальным потребностям
и интересам человека, привлекает к себе
его повышенное внимание. " Мозг среднего
человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает
и тысячной доли того, что видит глаз".
Оперативная память рассчитана
на сохранение информации в течение определенного,
заранее заданного срока, необходимого
для выполнения некоторого действия или
операции. Срок хранения сведений этой
памяти определяется задачей, вставшей
перед человеком, и рассчитан только на
решение данной задачи. После этого информация
может исчезать из оперативной памяти.
Этот вид памяти по длительности хранения
информации и своим свойствам занимает
промежуточное положение между кратковременной
и долговременной.
Долговременная память способна
хранить информацию в течение практически
неограниченного срока, при этом существует
(но не всегда) возможность ее многократного
воспроизведения. На практике функционирование
долговременной памяти обычно связано
с мышлением и волевыми усилиями.
Генетическая память обусловлена
генотипом и передается из поколения в
поколение. Очевидно, что влияние человека
на этот вид памяти очень ограничено (если
оно, вообще, возможно). Основным биологическим
механизмом запоминания информации в
такой памяти являются, по-видимому, мутации
и связанные с ними изменения генных структур.
Генетическая память у человека – единственная,
на которую мы не можем оказывать влияние
через обучение и воспитание.
4) В зависимости от преобладающего
в процессе функционирования памяти анализатора
выделяют двигательную, зрительную, слуховую,
{осязательную, обонятельную, вкусовую},
эмоциональную и другие виды памяти.
У человека преобладающим является
зрительное восприятие. Оно чрезвычайно
важно для людей любых профессий, особенно
для инженеров и художников. Хорошей зрительной
памятью нередко обладают люди с эйдетическим
восприятием, способные в течение достаточно
продолжительного времени «видеть» воспринятую
картину в своем воображении после того,
как она перестала воздействовать на органы
чувств. В связи с этим данный вид памяти
предполагает развитую у человека способность
к воображению. На ней основан, в частности,
процесс запоминания и воспроизведения
материала: то, что человек зрительно может
себе представить, он, как правило, легче
запоминает и воспроизводит. Так, например,
мы часто знаем человека в лицо, хотя не
можем вспомнить, как его зовут. За сохранение
и воспроизведение зрительных образов
отвечает зрительная память . Она напрямую
связана с развитым воображением: то, что
человек зрительно может себе представить,
он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
У китайцев есть пословица: "Лучше один
раз увидеть, чем тысячу раз услышать".
Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем,
что "нервы, ведущие от глаз к мозгу,
в двадцать пять раз толще, чем те, которые
ведут от уха к мозгу".
Слуховая память - это хорошее
запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например, музыкальных,
речевых. Она необходима филологам, людям,
изучающим иностранные языки, акустикам,
музыкантам. Данный вид памяти характеризуется
тем, что человек, обладающий ею, быстро
и точно может запомнить смысл событий,
логику рассуждений или какого-либо доказательства,
смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл
он может передать собственными словами,
причем достаточно точно. Этим типом памяти
обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели
вузов и учителя школ. Особую разновидность
речевой памяти составляет словесно-логическая,
которая тесным образом связана со словом,
мыслью и логикой.
Двигательная память представляет
собой запоминание и сохранение, а при
необходимости и воспроизведение с достаточной
точностью многообразных сложных движений.
Она участвует в формировании двигательных
умений и навыков. Совершенствование ручных
движений человека напрямую связано с
этим видом памяти. Ярким примером двигательной
памяти является рукописное воспроизведение
текста, подразумевающее, как правило,
автоматическое написание когда-то изученных
символов.
Эмоциональная память - это
память на переживания. Она участвует
в работе всех видов памяти, но особенно
проявляется в человеческих отношениях.
На эмоциональной памяти основана прочность
запоминания материала: то, что у человека
вызывает эмоции, запоминается без особого
труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной,
обонятельной, вкусовой и других видов
памяти по сравнению со зрительной, слуховой,
двигательной и эмоциональной памятью
очень ограничены; и особой роли в жизни
человека не играют. Их роль в основном
сводится к удовлетворению биологических
потребностей или потребностей, связанных
с безопасностью и самосохранением организма.
Рассмотренные выше виды памяти
лишь характеризуют источники исходной
информации и не хранятся в памяти в чистом
виде. В процессе запоминания (воспроизведения)
информация претерпевает разнообразные
изменения: сортировку, отбор, обобщение,
кодирование, синтез, а также другие виды
обработки информации.
По характеру участия воли в
процессе запоминания и воспроизведения
материала память делят на произвольную
и непроизвольную .
В первом случае перед человеком
ставится специальная мнемоническая задача
(на запоминание, узнавание, сохранение
и воспроизведение) , осуществляемая благодаря
волевым усилиям. Непроизвольная память
функционирует автоматически, без особых
на то усилий со стороны человека. Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное, во многих
случаях жизни оно превосходит его.
Рассмотрим теперь некоторые
особенности и взаимосвязь двух основных
видов памяти, которыми человек пользуется
в повседневной жизни: кратковременной
и долговременной.
Объем кратковременной памяти
индивидуален. Он характеризует природную
память человека и обнаруживает тенденцию
к сохранению в течение всей жизни. Им
в первую очередь определяется механическая
память, ее возможности. С особенностями
кратковременной памяти, обусловленными
ограниченностью ее объема, связано такое
свойство, как замещение. Оно проявляется
в том, что при переполнении индивидуально
ограниченного объема кратковременной
памяти человека вновь поступающая информация
частично вытесняет хранящуюся там, и
последняя безвозвратно исчезает, забывается,
не попадает в долговременное хранилище.
Это, в частности, происходит тогда, когда
человеку приходится иметь дело с такой
информацией, которую он не в состоянии
полностью запомнить и которая ему предъявляется
непрерывно и последовательно.
Переход информации из кратковременной
памяти в долговременную связан с рядом
особенностей. В кратковременную память
попадают последние 5 или 6 единиц информации,
поступившие через органы чувств, они-то
и проникают в первую очередь в долговременную
память. Сделав сознательное усилие, повторяя
материал, можно удерживать его в кратковременной
памяти и на более длительный срок, чем
несколько десятков секунд. Тем самым
можно обеспечить перевод из кратковременной
в долговременную память такого количества
информации, которое превышает индивидуальный
объем кратковременной памяти. Этот механизм
лежит в основе запоминания путем повторения.
Индивидуальные различия памяти
у людей
Память рассматривать в отрыве
от особенностей и свойств личности. Важно
понимать, что у разных людей разные функции
памяти развиты неодинаково. Разница может
быть количественной, например:
различная скорость запоминания;
в прочности сохранения;
в легкости воспроизведения,
точность и объем запоминания.
Например: некоторые люди чудесно
запоминают материал, но потом не могут
его воспроизвести. Другие же, наоборот,
с трудом запоминают, но долго хранят в
памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной,
или отличаться по своей модальности,
т.е. в зависимости от того какой вид памяти
доминирует. В зависимости от этого в человеке
может больше проявляться зрительная,
слуховая, двигательная или эмоциональная
память. Одному, чтобы запомнить, нужно
прочесть материал, у другого больше развито
слуховое восприятие, третьему нужны зрительные
образы. Известно что «чистые» виды памяти
встречаются редко, в жизни чаще всего
различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная,
зрительно-слуховая и двигательно-слуховая
память являются наиболее типичными. У
большинства людей ведущей является зрительная
память. Виды памяти будут рассмотрены
немного ниже.
Встречается даже такое феноменальное
индивидуальное свойство как эйдетическое
зрение, т.е. то, что называют «фотографическая
память». Примером может служить человек,
который после однократного восприятия
материала и очень небольшой умственной
обработки, все же продолжает «видеть»
материал, и прекрасно восстанавливает
его даже по прошествии долгого времени.
На самом деле такой вид памяти в той или
иной мере не так уж и редок, имеется у
многих детей, но в последствие исчезает
у взрослых из-за недостаточного упражнения
данного вида памяти. Этот тип памяти может
быть развит некоторыми людьми (например
у художников, музыкантов, где требуется
точное воспроизведение увиденного). У
каждого человека больше всего развиваются
те виды памяти, которые им чаще используются.
Память также зависит от индивидуальных
особенностей личности:
Интересов и склонностей личности;
(то, чем человек больше интересуется,
запоминается без труда)
От отношения личности к той
или иной деятельности;
От эмоционального настроя
физического состояния;
От волевого усилия и многих
других факторов
Рекорды памяти
Исключительная долговременная
память была у Наполеона. Однажды, еще
будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту
и нашел в помещении книгу по римскому
праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия
он еще мог цитировать выдержки из нее.
Он знал многих солдат своей армии не только
в лицо, но и помнил, кто храбр, кто стоек,
кто сообразителен.
Академик А.Ф. Иоффе пользовался
таблицей логарифмов по памяти, а великий
русский шахматист А. А. Алехин мог играть
по памяти «вслепую» с 30-40 партнерами одновременно.
Что иллюстрирует у них великолепную зрительную
память.
Феноменальной «фотографической»
памятью обладал брат А. С. Пушкина — Лев
Сергеевич. Его память сыграла спасительную
роль в судьбе пятой главы поэмы «Евгений
Онегин». А. С. Пушкин потерял ее по дороге
из Москвы в Петербург, где собирался отдать
ее в печать, а черновик главы был уничтожен.
Поэт послал письмо брату на Кавказ и рассказал
о случившемся. Вскоре он получил в ответ
полный текст потерянной главы с точностью
до запятой: его брат один раз слышал ее
и один раз читал.
С.В. Шерешевский мог повторить
без ошибок последовательность из 400 слов
через 20 лет. Один из секретов его памяти
состоял в том, что у него восприятие было
комплексным, синестетическим. Образы
— зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные
— сливались для него в единое целое. Шерешевский
слышал свет и видел звук, он воспринимал
на вкус слово и цвет. «У вас такой желтый
и рассыпчатый голос», — говорил он. Синестезия
отмечалась у Н. А. Римского-Корсакова,
А. Н. Скрябина, Н. К. Чюрлениса. У всех у
них зрение было связано со слухом. Римский-Корсаков
считал, что «ми-мажор» — синий, «ми-минор»
— сиреневый, «фа-минор» — серовато-зеленый,
«ля-мажор» — розовый. У Скрябина звук
порождал переживание цвета, света, вкуса
и даже прикосновения. У. Диаманди, обладавший
уникальными способностями к счету, также
считал, что запоминать цифры и оперировать
ими помогает их цвет, а процесс вычисления
представлялся в виде бесконечных симфоний
цвета.
Список литературы
Б. М. Теплов. "Психология"
Учпедгиз, Москва, 1953 г.
Свободная энциклопедия «Википедия»
Психологический словарь
Блонский П.П. Избранные педагогические
и психологические сочинения: в 2-х томах.
Т. 2 / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика,1979
Хрестоматия по общей психологии:
Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер,
В.Я.. Романова.- М., Изд-во МГУ, 1979
Немов Р.С., Общие основы психологии.
М.: Просвещение, 1994г.
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://referat.ru/