Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:59, контрольная работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОЧТИ ЧЕЛОВЕКА….………..4
Понятие общения, его виды и функции…………………………………..4
Классификация общения ………………………………………………….7
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ..…….....11
Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности………………………………………………………………11
Ю.Б. Гиппенрейтер, И.Н. Леонов о роли общения в развитии личности…………………………………………………………….……..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………………..….23
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что мы знаем о его переживании (или состоянии), «слышим» его.
С какого возраста начинают вслушиваться в ребёнка: с первого месяца жизни. Мама повторяет за младенцем его гуление, и он понимает, что его слышат, он не одинок. Есть контакт! Потом он ответит нам благодарностью за труды. Так мы только разовьёте эмоциональный план ребенка, но и предупредим многие проблемы в дальнейшем. Далее мама продолжает находиться с ребёнком на его волне, на уровне его глаз, и он поймёт, что родители – это не возвышающиеся над горизонтом каменные столпы, а близкие люди, которые его слышат. Дети приходят в этот мир со стерильной душой и впитывают в себя впечатления как губка, они всегда настроены на контакт, и в общении с ними важно всё, потому что они всё видят и знают.
Следует избегать общаться с ребенком, находясь в другой комнате, отвернувшись от него. Наше положение по отношению к нему и наша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько мы готовы его слушать и услышать. Нужно быть очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.
Ю. Гиппенрейтер подробно разбирает примеры на основе активного слушания – когда его применять не стоит или нужно слегка подкорректировать. Овладев системой, родители с удивлением откроют в себе новую вершину: пластичность ума по отношению к своим детям.23
Ю. Гиппенрейтер в своих трудах учит, как направлять отрицательные чувства не на ребёнка, не циклить на его личности, ведь неправильным, забитым или чересчур раскованным его сделали именно мы. Поэтому и говорить нужно о себе и за себя.
Когда мы говорим о своих чувствах ребенку, следует говорить от первого лица, о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении
В книге перечисляются очевидные ошибки в воспитании и способы их исправления. Например, если предоставить ребёнку слишком много самостоятельности, он может воспринимать это как отсутствие внимания к себе, мол, родителям всё равно. Множественные ограничения приведут к такому же результату. Маленький ребёнок ещё не знает, какой он, он думает о себе и окружающих именно то, что говорят ему родители. Потом эта проекция будет вести его по всей жизни.
Работа Ю. Б. Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношения в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка.
Н. И. Леонов в своих работах, таких как «Психология делового общения», обобщает подходы к проблеме обобщения, дает понимание, общения и его видов. Автор рассматривает специфику делового общения и описывает феномены социально психологического взаимодействия.24
Деловое общение – это сложный многоплановый
процесс развития контактов между людьми
в служебной сфере. Его участники выступают
в официальных статусах и ориентированы на достижение
цели, конкретных задач. Специфической
особенностью названного процесса является
регламентированность, т. е. подчинение
установленным ограничениям,
которые определяются национальными и
культурными традициями,
профессиональными этическими принципами.
Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя. В основе человеческого поведения лежат сокровенные желания.25 Прежде всего, надо понять эти желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет – останется в одиночестве. Человек, который пытается бескорыстно служить другим людям, приобретает огромное преимущество. Человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет необходимости беспокоится о своем будущем.
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.26 Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.
Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – важная духовная потребность человека как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо.
Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.
По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т. п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.
2. Бодалев А. А.Психология общения. – М. – Воронеж: 1996.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
3. Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.
5. Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 2002.
6. Ерастов Н. П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 1979.
7. Казаринова Н. В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004
8. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.
9. Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1973.
10. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: 1997.
11. Леонов Н. Психология делового
общения. – М.: Московский психолого-
12. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.
13. Обухова. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995.
14. Петровский А. В., Ярошевский М.
Г. Основы теоретической
15. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А. В. – М.: 1996.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002. – 712 с.
17. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Ступени общения. – М.: 1992.
18. Сорокун П. А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.
19. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. – М.; Воронеж, 2000.
1 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.
2 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.
3 Бодалев А. А.Психология общения. – М. – Воронеж: 1996.
4 Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. – М.; Воронеж, 2000.
5 Сорокун П. А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.
6 Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А. В. – М.: 1996
7 Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Ступени общения. – М.: 1992.
8 Ерастов Н. П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 1979.
9 Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.
10 Казаринова Н. В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004
11 Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.
12 Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.
13 Обухова. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995.
14 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.
15 Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
16 Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.
17 Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1973.
18 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002. – 712 с.
19 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.
20 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.
21 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.
22 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.
23 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.
24 Леонов Н. Психология делового общения. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2003.
25 Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: 1997.
26 Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 2002.