Общение, его роль в развитии личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:59, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОЧТИ ЧЕЛОВЕКА….………..4
Понятие общения, его виды и функции…………………………………..4
Классификация общения ………………………………………………….7
ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ..…….....11
Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности………………………………………………………………11
Ю.Б. Гиппенрейтер, И.Н. Леонов о роли общения в развитии личности…………………………………………………………….……..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..…………………………………………………………………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………………..….23

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология тема общение2.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что мы знаем о его переживании (или состоянии), «слышим» его.

С какого возраста начинают вслушиваться в ребёнка: с первого месяца жизни. Мама повторяет за младенцем его гуление, и он понимает, что его слышат, он не одинок. Есть контакт! Потом он ответит нам благодарностью за труды. Так мы только разовьёте эмоциональный план ребенка, но и предупредим многие проблемы в дальнейшем. Далее мама продолжает находиться с ребёнком на его волне, на уровне его глаз, и он поймёт, что родители – это не возвышающиеся над горизонтом каменные столпы, а близкие люди, которые его слышат. Дети приходят в этот мир со стерильной душой и впитывают в себя впечатления как губка, они всегда настроены на контакт, и в общении с ними важно всё, потому что они всё видят и знают.

Следует избегать общаться с ребенком, находясь в другой комнате, отвернувшись от него. Наше положение по отношению к нему и наша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько мы готовы его слушать и услышать. Нужно быть очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Ю. Гиппенрейтер подробно разбирает примеры на основе активного слушания – когда его применять не стоит или нужно слегка подкорректировать. Овладев системой, родители с удивлением откроют в себе новую вершину: пластичность ума по отношению к своим детям.23

Ю. Гиппенрейтер в своих трудах учит, как направлять отрицательные чувства не на ребёнка, не циклить на его личности, ведь неправильным, забитым или чересчур раскованным его сделали именно мы. Поэтому и говорить нужно о себе и за себя.

Когда мы говорим о своих чувствах ребенку, следует говорить от первого лица, о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении

В книге перечисляются очевидные ошибки в воспитании и способы их исправления. Например, если предоставить ребёнку слишком много самостоятельности, он может воспринимать это как отсутствие внимания к себе, мол, родителям всё равно. Множественные ограничения приведут к такому же результату. Маленький ребёнок ещё не знает, какой он, он думает о себе и окружающих именно то, что говорят ему родители. Потом эта проекция будет вести его по всей жизни.

Работа Ю. Б. Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношения в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка.

Н. И. Леонов в своих работах, таких как «Психология делового общения», обобщает подходы к проблеме обобщения, дает понимание, общения и его видов. Автор рассматривает специфику делового общения и описывает феномены социально психологического взаимодействия.24

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является 
регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, 
которые определяются национальными и культурными традициями, 
профессиональными этическими принципами.

Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя. В основе человеческого поведения лежат сокровенные желания.25 Прежде всего, надо понять эти желания, затем надо заставить вашего собеседника страстно чего-то пожелать. Тот, кто сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет – останется в одиночестве. Человек, который пытается бескорыстно служить другим людям, приобретает огромное преимущество. Человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет необходимости беспокоится о своем будущем.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.26 Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.

Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общение – важная духовная потребность человека как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо.

Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.

По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т. п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.

2. Бодалев А. А.Психология общения. – М. – Воронеж: 1996.

3. Введение в психологию / Под  общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский  центр «Академия», 1996. – 496 с.

3. Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с  ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.

5. Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 2002.

6. Ерастов Н. П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 1979.

7. Казаринова Н. В. Межличностное  общение. Хрестоматия. Питер, 2004

8. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.

9. Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1973.

10. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: 1997.

11. Леонов Н. Психология делового  общения. – М.: Московский психолого-социальный  институт. – 2003.

12. Мухина В. С. Проблемы генезиса  личности. – М., 1985.

13. Обухова. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995.

14. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.

15. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца  А. В. – М.: 1996.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей  психологии / С. Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002. – 712 с.

17. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Ступени общения. – М.: 1992.

18. Сорокун П. А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.

19. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. – М.; Воронеж, 2000.

 

1 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.

 

2 Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.

3 Бодалев А. А.Психология общения. – М. – Воронеж: 1996.

 

4 Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. – М.; Воронеж, 2000.

5 Сорокун П. А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.

6 Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А. В. – М.: 1996

7 Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Ступени общения. – М.: 1992.

8 Ерастов Н. П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 1979.

9 Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.

10 Казаринова Н. В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004

 

11 Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.

12 Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.

 

13 Обухова. Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995.

14 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.

15 Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.

16 Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.

17 Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1973.

18 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл.: А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002. – 712 с.

19 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.

20 Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.

 

21 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.

 

22 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.

 

23 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.

 

24 Леонов Н. Психология делового общения. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2003.

25 Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: 1997.

26 Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 2002.

 


 



Информация о работе Общение, его роль в развитии личности