Общение как деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 04:23, контрольная работа

Краткое описание

В отечественной психологии понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль в изучении закономерностей развития сознания и личности человека. Данное направление исследований в отечественной психологии получило название деятельностного подхода.
Как отмечают многие исследователи, содержательная неоднозначность категории деятельности порождает на сегодняшний день множественность ее интерпретаций, смешение философского, методологического и собственно психологического планов анализа.

Содержание

Введение 3
1. Единство общения и деятельности 4
2. Структура общения как деятельности: потребности, мотивы, цели, средства, результат 9
3. Функции общения 15
4. Практическое задание 18
Заключение 20
Список использованных источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

Общение как деятельность контрольная.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

В психологии человека предполагается наличие потребности в коммуникативной деятельности. Определение общения как формы взаимодействия допускает широкую трактовку содержания такой потребности. В общей психологии в качестве потребности, лежащей в основе общения, выделяется потребность в совместной деятельности.

В отечественной психологии изучением потребности в общении занималась М.И. Лисина. Изучая общение младенцев, она выяснила, что в первые дни ребенок никак не общается со взрослым, что позволяет сделать вывод об отсутствии у него вначале потребности в общении. Эта потребность формируется позже. «Мы полагаем, что она может быть построена только на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. По-видимому, первоначально некоторые элементы будущей деятельности общения выполняются в составе иных видов активности, побуждаемых другими потребностями. Ведь любая деятельность всегда многограннее, чем предусматривается предварительной задачей. И лишь потом постепенно эти элементы выделяются, объединяются и составляют новый вид деятельности. При этом деятельность общения и потребность в общении конституируются почти одновременно, и исходным пунктом в обоих случаях служит выделение взрослого в качестве объекта особой активности ребенка», - пишет Лисина [5, с. 39].

Автор считает основой коммуникативной потребности органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле) и другие, которые младенец не может удовлетворить самостоятельно. Постепенно он понимает, что их удовлетворяют взрослые, и на основе этого рождается потребность в общении.

Однако это не объясняет, как рождается у ребенка потребность в общении с другими детьми. Поэтому М.И. Лисина делает вывод: «На наш взгляд, потребность в общении имеет единую природу независимо от того, каков возраст партнера: главное — это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью. А кто является тем зеркалом, в которое ты смотришься, определяется только тем, как именно можно использовать партнера для целей самопознания и самооценки» [5, с. 57].

Б. Ф. Ломов также пишет: «Общение существенно влияет на развитие и всех других потребностей человека. В любой (или почти в любой) из них обнаруживается коммуникативный компонент.

Коммуникативная потребность может детерминировать не только общение, но и многие другие формы и виды человеческого поведения, в том числе деятельность.

Вместе с тем и  общение детерминируется не только этой, но и иными потребностями. Человек вступает в общение с другими людьми часто, а может быть, и в большинстве случаев, не только для того, чтобы удовлетворить возникшую коммуникативную, но и многие другие потребности. Более того, удовлетворение любой человеческой потребности так или иначе включает момент общения» [7, с. 264].

Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив – это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. Мотив – это опредмеченная потребность. А.Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом» [3, с. 205].

Таким образом, понятие мотива тесно связано с понятием потребности. Мотив деятельности совпадает с ее предметом. Следовательно, для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению.

Б.Ф. Ломов отмечает, что  хотя обязательным в общении является то, что партнеры выступают как  субъекты взаимодействия (т.е. это взаимный, двунаправленный процесс), но мотивы у общающихся могут быть разные и  самостоятельные

М.И. Лисина отмечает, что мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: это 1) потребность во впечатлениях, 2) потребность в активной деятельности и 3) потребность в признании и поддержке [5, с. 42].

Мотивы общения можно разделить на три группы: познавательные, деловые и личностные. Познавательные и деловые мотивы играют служебную роль и опосредуют достижение более далёких, конечных мотивов; личностные мотивы получают в деятельности общения своё конечное удовлетворение.

Взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему своё отношение, воздействует на него с целью решения какой – либо конкретной задачи.

В свою очередь он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует к нему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух ипостасях – объекта и субъекта – характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другим или учащегося и учителя.

В качестве объекта общения по отношению к человеку могут выступать не только люди, но и животные, природа в целом, лес, море, небо, поля и луга – неиссякаемый источник эмоционального отношения, впечатлений и символической значимости для человека.

Не менее богат возможностями для общения человека и мир предметно-вещной среды, созданный его руками.

  В тех случаях, когда у субъекта нет реального партнера по общению, он может восполнить его отсутствие своим воображением.

   Также в процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п ). побуждает человека вступить в общение;
  2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
  3. ориентировка в личности собеседника;
  4. планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно, что именно он скажет);
  5. бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести;
  6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
  7. корректировка направления, стиля, методов общения.

Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

В.Ф. Лавриненко выделяет следующие цели общения. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, то может быть четыре цели.

• цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;

• цель общения заключена в нем самом,

• цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

• цель общения — приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера [9, с. 124].

По целям общение также можно поделить на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида [8, с. 118].

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации – это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

Традиционно все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. В.Ф. Лавриненко приводит следующую схему классификации невербальных средств общения [9, с. 139]:

 

 

К вербальным средствам общения относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

 

3. Функции общения

 

 

Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны и существуют различные основания для их классификации.

Одно из общепринятых оснований классификации - выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

• перцептивной — процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;

•  информационной — процесса обмена информацией;

•  интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении.

В соответствии с этим выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функция общения.

1. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

2. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения [7, С. 266-271].

Представляет интерес  также классификация по критерию целей общения, предложенная Л.А. Карпенко [10, с. 245]. Л.А. Карпенко выделяет следующие функции общения:

  1. Контактная, цель которой установление и поддержание контакта. Эта же функция выделяется, как одна из реализуемых в актах коммуникации (фатическая функция).
  2. Информационная, цель которой – обмен сообщениями. Обмен сообщениями с использованием коммуникативных средств составляет сам процесс коммуникативной деятельности.
  3. Побудительная, цель которой – стимуляция партнера к выполнению тех или иных действий.
  4. Координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при совместной деятельности.
  5. Понимание, цель которой – понимание смысла сообщений и намерений, состояний и т.п. партнера.
  6. Эмотивная, цель которой – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний и изменение своих эмоциональных переживаний.
  7. Установление отношений, цель которой – осознание и фиксирование своего места в системе социальных связей. Именно эта функция является основной в личностном развитии. Для ее осуществления требуется построение образа себя и другого, причем не только в познавательном (что необходимо в любом коммуникативном процессе), но и в аффективном плане. М.И. Лисина подчеркивает этот момент специально: «…познание и оценка других людей являются результатом и продуктом общения, можно предположить, что они и побуждают эту деятельность» [6, c. 272]; «…наличие у ребенка деятельности, направленной на построение когнитивного и одновременно аффективного образа самого себя и другого человека, т.е. на удовлетворение потребности в общении, как мы ее определили» [6, 273]. Однако, здесь установление контакта и обмен коммуникативными актами являются опять же средством и процессом реализации этой функции.
  8. Оказание влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, содержаний сознания партнера.

Информация о работе Общение как деятельность