Общение как коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:07, доклад

Краткое описание

Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад к презентации.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Общение как  коммуникация

  1. Понятие коммуникации
  2. Виды коммуникации
  3. Структура коммуникации
  4. Коммуникативная ситуация.  Хронотоп

 

Понятие коммуникации

Понятие коммуникации связано с  информационными обменами, которые  существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.

В более широком философском  смысле коммуникация рассматривается  как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и т.д., либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983). Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой коммуникации).

Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей. Как межиндивидный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимодействующих субъектов.

Коммуникация выступает как  особая функция общения. Она проявляется  в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в  межличностных отношениях, поскольку  информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий ее, - реципиентом.

 

Виды коммуникации

Коммуникации классифицируются по следующим видам:

1. По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации.

2. По каналам общения – формальные и неформальные.

3. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.

4. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.

Вербальные коммуникации - это устные и письменные сообщения. По данным А. Пиза передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 10 %, звуковых средств (включая тон  голоса, интонации звука) - на 35 %, за счет невербальных средств - 55 %. Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному - отношение к партнёру по общению.

Невербальная коммуникация –  средство информации, система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Структурные компоненты НК:

1)кинестетика  - зрительно-воспринимаемый диапазон движений тела, жестов, движения глаз и лица;

2)просодическая структура – тембр, темп, диапазон голоса, экстралингвистическая структура (паузы речевые, психофизиологические реакции (кашель, вздохи, выдохи));

3)такесика – область невербального поведения, находящаяся под воздействием тактильно-кинестической системы (подергивание нерва, кожа);

4)альфакторная система – обоняние человека. Особенность НК-независимость от семантики речи.

Организационные коммуникации – это  совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.

Межличностные коммуникации – устное общение людей  в одном из перечисленных видов. Природа межличностных отношений  существенно отличается  от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Неформальные  коммуникации. В любой организации  наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.

Формальные  коммуникации – это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, т.к. каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.

Вертикальные  коммуникации. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень  в рамках вертикальных коммуникаций. С их помощью информация передается с высших уровней руководства  на низшие, или по нисходящей.

Горизонтальные  коммуникации – это коммуникации между различными отделами организации. Так как организация состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией для координации задач и действий.

 

Классификация процессов коммуникации по видам  трансакций (минимальная логически осмысленная операция, которая имеет смысл и может быть совершена только полностью):

Фронтальная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат».

Диалог - вид  коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между  двумя собеседниками.

Опосредованная  коммуникация - вид коммуникации, при  которой трансакции идут в обоих  направлениях через информацию, зафиксированную  в каком-либо виде, например, через  текст, звуко- или видеозапись, рисунок  или схему.

 

Вариант коммуникации, характеризуемый составом коммуникантов:

Групповая коммуникация - коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа "индивид - группа".

Интраперсональная коммуникация - разговор с самим  собой.

Массовая коммуникация - систематическое  распространение информации через  печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения  духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Межличностная коммуникация - коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов.

 

Панфилова А.П. различает пять видов  коммуникации:

Познавательная коммуникация. Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения.

Убеждающая коммуникация. Цель: вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.

Экспрессивная коммуникация. Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.

Суггестивная коммуникация. Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.

Ритуальная коммуникация. Цель: закрепить и поддерживать конвенциальные отношения в деловом мире; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.

 

Структура коммуникации

Модель Лассуэла (пятизвенная модель) - 1948г. Кто?(коммуникатор)анализ управления→сообщает что?(сообщение)анализ содержания→по какому каналу?(канал)анализ средств и каналов→кому?(получатель)анализ аудитории→с каким эффектом?

Формула Лассуэла представляет одновременно и модель исследования коммуникационного процесса и развёрнутый план коммуникативного действия. Главный недостаток – отсутствие обратной связи (монологичность).

Модель Шеннона-Уивера (математическая модель) – 1949г.

5 элементов комуникации:

*источник информации

*передатчик инфы

*канал передачи

*конечная цель

*шум в ком-ции (на протяжении  всего процесса) - внешний и внутренний

По Шеннону преодоление шумов  может быть достигнуто путём использования  избыточности сигналов. Понятие избыточности – это повторение элементов сообщения для предотвращения коммуникационной неудачи. Чем больше информации содержит система, тем выше степень её упорядоченности.

«+»: появляется представление о скорости и количестве передаваемой информации.

«-»: модель механистична (отражает технический способ коммуникации), модель абстрагируется от содержания информации; однонаправленный процесс.

 

Модель де Флёра (циркулярная,  обратная связь): коммуникатор А (источник/значение1)→передатчик→канал→приёмник→коммуникатор Б(получатель/значение2)/ Между каналами ШУМ. Источник1/значение1→передатчик→канал→приёмник→ получатель/значение 2.

Данная модель учитывает основной недостаток линейной модели Шеннона, т.е. отсутствие обратной связи. Она занимает цепочку следования информации от источника до получателя петлёй обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении.

Модель Шрама (циркулярная модель). С точки зрения Шрама коммуникация – это бесконечный двусторонний процесс связи, когда и отправитель и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями, сигналами в результате чего коммуникация превращается в диалог. Основной недостаток – монологичность.

Современная модель. информация, опыт -> отправитель-лицо, регенерирующее инфу -> кодирует сообщение-вербальные/невербальные символы -> канал передачи-речь/письмо/эл.связь -> получатель-лицо, декодирующее инфу -> (обратная связь) -> кодирование инфы -> отклик в адрес отправителя -> канал -> отправитель

Шум в коммуникации сопровождает весь процесс.

 

 

Коммуникативная ситуация.  Хронотоп

Коммуникативная ситуация — это  «целостное коммуникативное событие, включающее участников (кто), окружающую обстановку (где) и совершаемые действия (что).

Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих  компонентов:

1) говорящий  (адресант);

2) слушающий  (адресат);

3) отношения  между говорящим и слушающим  и связанная с этим 

4) тональность  общения (официальная – нейтральная  – дружеская);

5) цель;

6) средство общения  (язык или его подсистема –  диалект, стиль, а также параязыковые  средства – жесты, мимика);

7) способ общения  (устный / письменный, контактный / дистантный);

8) место общения.

Эти компоненты - ситуативные переменные. Изменение каждой из них ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.

Так, цель общения  реализуется каким-либо конкретным речевым актом, типы которых исчислимы, с использованием определенных функций языка.

Несмотря на то, что тональность на первый взгляд кажется такой ситуативной переменной, которая имеет не дискретные значения, в действительности говорящие не только отчетливо ощущают различия между официальным, нейтральным и дружеским (фамильярным) общением, но и знают заранее, какая тональность соответствует тем или иным коммуникативным ситуациям.

Место общения не является наперед заданной переменной, и число значений этой переменной едва ли можно признать конечным. В связи с этим заметим, что и вес этой переменной меньше, чем вес таких факторов общения, как цель, отношения между коммуникантами, тональность общения и др. Изменение места коммуникации далеко не всегда ведет к изменению характера речевого поведения общающихся: если отношения между ними остаются прежними, то изменение фактора "место" оказывается нерелевантным.

В социальной психологии под хронотопом понимают некоторую  характерную коммуникативную ситуацию, повторяющуюся в определённом времени и месте. "Известны хронотоп школьного урока, где формы общения заданы традициями обучения, хронотоп больничной палаты, где доминирующие установки (острое желание излечиться, надежды, сомнения, тоска по дому) накладывают специфический отпечаток на предмет общения, и др.» (Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон.)

Информация о работе Общение как коммуникация