Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:07, доклад
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.
Общение как коммуникация
Понятие коммуникации
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются.
В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и т.д., либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983). Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Поэтому данное понятие часто употребляется применительно к многообразным средствам массовой передачи информации (средства массовой коммуникации).
Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей. Как межиндивидный процесс коммуникация определяет смысловое поле конкретных взаимодействующих субъектов.
Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий ее, - реципиентом.
Виды коммуникации
Коммуникации классифицируются по следующим видам:
1. По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации.
2. По каналам общения – формальные и неформальные.
3. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.
4. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.
Вербальные коммуникации - это устные и письменные сообщения. По данным А. Пиза передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 10 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 35 %, за счет невербальных средств - 55 %. Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному - отношение к партнёру по общению.
Невербальная коммуникация – средство информации, система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения. Структурные компоненты НК:
1)кинестетика - зрительно-воспринимаемый диапазон движений тела, жестов, движения глаз и лица;
2)просодическая структура – тембр, темп, диапазон голоса, экстралингвистическая структура (паузы речевые, психофизиологические реакции (кашель, вздохи, выдохи));
3)такесика – область невербального поведения, находящаяся под воздействием тактильно-кинестической системы (подергивание нерва, кожа);
4)альфакторная система – обоняние человека. Особенность НК-независимость от семантики речи.
Организационные коммуникации – это совокупность коммуникаций, строящихся на основе общения, опосредованного информацией о самой организации, ее целях и задачах.
Межличностные
коммуникации – устное общение людей
в одном из перечисленных видов.
Природа межличностных
Неформальные коммуникации. В любой организации наряду с формальной структурой существует и неформальная, которая основана на личных, неслужебных, нерегламентированных отношениях и соответственно кроме информации, передаваемой по официальным, формальным каналам (формальные коммуникации), циркулирует и неофициальная информация, проще говоря, слухи, передаваемые при помощи неформальных коммуникаций.
Формальные коммуникации – это коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, т.к. каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
Вертикальные коммуникации. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. С их помощью информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей.
Горизонтальные коммуникации – это коммуникации между различными отделами организации. Так как организация состоит из нескольких (иногда множества) подразделений, нуждающихся в согласованном выполнении своих задач, это вызывает у них необходимость обмениваться между собой информацией для координации задач и действий.
Классификация процессов коммуникации по видам трансакций (минимальная логически осмысленная операция, которая имеет смысл и может быть совершена только полностью):
Фронтальная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в одном направлении от говорящего ко многим слушающим, по принципу «один говорит — остальные молчат».
Диалог - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях между двумя собеседниками.
Опосредованная коммуникация - вид коммуникации, при которой трансакции идут в обоих направлениях через информацию, зафиксированную в каком-либо виде, например, через текст, звуко- или видеозапись, рисунок или схему.
Вариант коммуникации, характеризуемый составом коммуникантов:
Групповая коммуникация - коммуникация внутри группы, между группами или коммуникация типа "индивид - группа".
Интраперсональная коммуникация - разговор с самим собой.
Массовая коммуникация - систематическое
распространение информации через
печать, радио, телевидение, кино, звуко-
и видеозапись с целью
Межличностная коммуникация - коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов.
Панфилова А.П. различает пять видов коммуникации:
Познавательная коммуникация. Цель: расширить информационный фонд партнера, передать необходимую информацию, прокомментировать инновационные сведения.
Убеждающая коммуникация. Цель: вызвать у делового партнера определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки; убедить в правомерности стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником.
Экспрессивная коммуникация. Цель: сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому действию.
Суггестивная коммуникация. Цель: оказать внушающее воздействие на делового партнера для изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.
Ритуальная коммуникация. Цель: закрепить и поддерживать конвенциальные отношения в деловом мире; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.
Структура коммуникации
Модель Лассуэла (пятизвенная
модель) - 1948г. Кто?(коммуникатор)анализ
управления→сообщает что?(сообщение)анализ
содержания→по какому каналу?(канал)анализ
средств и каналов→кому?(получатель)
Формула Лассуэла представляет одновременно и модель исследования коммуникационного процесса и развёрнутый план коммуникативного действия. Главный недостаток – отсутствие обратной связи (монологичность).
Модель Шеннона-Уивера (математическая модель) – 1949г.
5 элементов комуникации:
*источник информации
*передатчик инфы
*канал передачи
*конечная цель
*шум в ком-ции (на протяжении всего процесса) - внешний и внутренний
По Шеннону преодоление шумов может быть достигнуто путём использования избыточности сигналов. Понятие избыточности – это повторение элементов сообщения для предотвращения коммуникационной неудачи. Чем больше информации содержит система, тем выше степень её упорядоченности.
«+»: появляется представление о скорости и количестве передаваемой информации.
«-»: модель механистична (отражает технический способ коммуникации), модель абстрагируется от содержания информации; однонаправленный процесс.
Модель де Флёра (циркулярная,
обратная связь): коммуникатор А (источник/значение1)→
Данная модель учитывает основной недостаток линейной модели Шеннона, т.е. отсутствие обратной связи. Она занимает цепочку следования информации от источника до получателя петлёй обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении.
Модель Шрама (циркулярная модель). С точки зрения Шрама коммуникация – это бесконечный двусторонний процесс связи, когда и отправитель и получатель информации в равной степени взаимодействуют друг с другом, обмениваясь сообщениями, сигналами в результате чего коммуникация превращается в диалог. Основной недостаток – монологичность.
Современная модель.
информация, опыт -> отправитель-лицо,
регенерирующее инфу -> кодирует сообщение-вербальные/
Шум в коммуникации сопровождает весь процесс.
Коммуникативная ситуация. Хронотоп
Коммуникативная ситуация — это «целостное коммуникативное событие, включающее участников (кто), окружающую обстановку (где) и совершаемые действия (что).
Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру. Она состоит из следующих компонентов:
1) говорящий (адресант);
2) слушающий (адресат);
3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим
4) тональность
общения (официальная –
5) цель;
6) средство общения
(язык или его подсистема –
диалект, стиль, а также
7) способ общения (устный / письменный, контактный / дистантный);
8) место общения.
Эти компоненты - ситуативные переменные. Изменение каждой из них ведет к изменению коммуникативной ситуации и, следовательно, к варьированию средств, используемых участниками ситуации, и их коммуникативного поведения в целом.
Так, цель общения реализуется каким-либо конкретным речевым актом, типы которых исчислимы, с использованием определенных функций языка.
Несмотря на то, что тональность на первый взгляд кажется такой ситуативной переменной, которая имеет не дискретные значения, в действительности говорящие не только отчетливо ощущают различия между официальным, нейтральным и дружеским (фамильярным) общением, но и знают заранее, какая тональность соответствует тем или иным коммуникативным ситуациям.
Место общения не является наперед заданной переменной, и число значений этой переменной едва ли можно признать конечным. В связи с этим заметим, что и вес этой переменной меньше, чем вес таких факторов общения, как цель, отношения между коммуникантами, тональность общения и др. Изменение места коммуникации далеко не всегда ведет к изменению характера речевого поведения общающихся: если отношения между ними остаются прежними, то изменение фактора "место" оказывается нерелевантным.
В социальной психологии
под хронотопом понимают некоторую
характерную коммуникативную