Общение как межличностное взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:53, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение общения как взаимодействие.
Задачи исследования:
1. Изучить общение как взаимодействия.
2.Рассмотреть виды мотивов взаимодействия
3. Рассмотреть типы взаимодействия
4.Изучить теории межличностного взаимодействия

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Общение как взаимодействие…………………………………………………….4
2.Виды мотивов взаимодействия…………………………………………………...7
3.Типы взаимодействия……………………………………………………………..9
4.Теории межличностного взаимодействия ……………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….....14
Список используемой литературы………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Общение как межличностное взаимодействие.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Психология»

на тему:

Общение как межличностное  взаимодействие.

Выполнил:

студент 411 группы 1 курса

заочного отделения

Романов Р.И.

№ зачетной книжки: 29411

Вариант 21

Проверил:

 

 

 

Санкт-Петербург

Пушкин

2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Общение как взаимодействие…………………………………………………….4

2.Виды мотивов взаимодействия…………………………………………………...7

3.Типы взаимодействия……………………………………………………………..9

4.Теории межличностного взаимодействия ……………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….....14

Список используемой  литературы………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимодействие человека с окружающим миром  осуществляется  в  системе

объективных отношений, которые  складываются между людьми в  их  общественной жизни.

Объективные отношения и  связи  неизбежно  и  закономерно  возникают  в

любой реальной группе. Отражением  этих  объективных  взаимоотношений  между членами  группы  являются  субъективные  межличностные  отношений,   которые изучает социальная психология.

Основной   путь   исследования   межличностного    взаимодействия    и

взаимодействия  внутри  группы  –   это   углубленное   изучение   различных

социальных факторов, а  также взаимодействия людей, входящих в состав  данной группы. Никакая человеческая  общность  не  может  осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт  между  людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного  взаимопонимание.

Так, например, для  того, чтобы учитель мог обучить  чему-либо  учеников,  он должен вступить с ними в общение.

Общение – это многоплановый  процесс развития контактов  между  людьми,

порождаемый потребностями  совместной деятельности.

В данной работе  будет рассматриваться общение  как взаимодействие людей, виды мотивов взаимодействия ,типы взаимодействия и будут представлены теории межличностного взаимодействия Дж.Мида, Э.Гофмана , З.Фрейда .

Целью работы является изучение общения как взаимодействие.

Задачи исследования:

1. Изучить общение как взаимодействия.

2.Рассмотреть виды мотивов взаимодействия

3. Рассмотреть типы взаимодействия

4.Изучить теории межличностного взаимодействия

 

 

Объектом исследования является процесс общения.

Предметом исследования является общение как взаимодействие

 

1. Общение как взаимодействие

 

Общение – это форма  деятельности, осуществляемая между  людьми как равными партнерами и  приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как  двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.

Общение – сложный и  весьма многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми. И чаще всего оно  включено в практическое взаимодействие людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в  одно и то же время и как процесс  взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей  друг к другу, и как процесс  их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного  переживания и взаимного понимания  друг друга1. Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельную природу.

Интерес ученых (социологов, психологов, философов и др.) к  феномену общения настолько велик, что рассмотрение проблем общения  осложняется различием трактовок  как самого понятия «общение», так  и нахождением его места в  иерархии других социально-психологических  феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения и др.

Так, А.С. Золотнякова2 понимала общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Для нее общение было коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой. В ПР такая трактовка просматривается через реализацию коммуникативно-регуляционной функции на уровне отношений организации и общественности.

В определении общения, прослеживаемого  в работах А.А. Бодалева, общение  трактуется как средство «паблик  рилейшнз», вытекающее из самого определения  ПР: «взаимодействие людей, содержанием  которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми»3.

Авторы сборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения» в общении видят «систему межличностного взаимодействия», ограничивая феномен  общения только непосредственным контактом  между индивидами. Общение же как  процесс взаимодействия гораздо  шире. А.А. Леонтьев понимает общение  «не как интериндивидуальный, а  как социальный феномен», субъект  которого «следует рассматривать не изолированно… Социален процесс  специфически человеческой деятельности, даже когда он является «деятельностью индивида», это не «индивидуальная  деятельность»; вне… общественных отношений  человеческая деятельность вообще не существует…»4. В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека»5.

В свою очередь «общение как вид деятельности» и «общение как взаимодействие», рассматриваемые  А.А. Леонтьевым как вид коллективной деятельности, ближе к позициям Г.М. Андреевой, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выгодского, который еще в 30-е годы пришел к выводу, что первым видом человеческой деятельности является общение6. Корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов, общение же и есть реализация всей системы отношений человека… Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе отношения7.

Таким образом, в социально-психологической  литературе сложилась определенная позиция, согласно которой за изначальную  точку осмысления и понимания  других социально-психологических  феноменов как взаимодействие, восприятие (социальная перцепция), взаимоотношения  принимается общение.

Однако существует и другая точка зрения, которая переводит  основной вопрос социальной психологии в другую иерархическую плоскость, т.е. именно взаимодействие должно приниматься  за единицу анализа в социальной психологии, так как в основе вышеперечисленного ряда лежит «именно взаимодействие, потому что ранее его ничего нет»8.

«Взаимодействие – это  процесс непосредственного или  опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий  их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность  составляет главную особенность  взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих  сторон выступает как причина  другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной  стороны, что определяет развитие объектов и их структур»9. В этой довольно обстоятельной и полезной работе раскрывается сущность иного подхода к пониманию и осмыслению каждого из перечисленных выше социально-психологических феноменов. Раскрывая философские и социологические основы связей и влияния людей друг на друга, делается вывод, что сначала возникает взаимодействие, а потом уже как его следствие общественные и психологические отношения между людьми. И это соответствует реальности. «Психологические же отношения – результат непосредственного контакта между конкретными людьми, наделенными определенными особенностями, способными выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами, т.е. переживанием и выражением индивидами или группами своего отношения к взаимодействию с другими конкретными людьми и группами». (При этом автор делает важную сноску, говоря, что при описании и анализе непосредственного взаимодействия индивидов понятие социальной роли является центральным). Таким образом, делается вывод, что взаимодействие и психологические (общественные) отношения лежат в основе правильного и исходного понимания всех других психологических феноменов. Однако «следует только оговориться, - пишет автор, - а точнее всегда помнить, что сами взаимодействия и психологические (общественные) отношения могут быть адекватно поняты через анализ взаимного восприятия и влияния людей друг на друга, характер общения между ними. Взаимодействие, психологические (общественные) отношения, восприятие людьми друг друга, обоюдное их влияние, общение между ними – это однопорядковые, но, в то же время, разноуровневые явления, которые не отделяемы один от другого. «Взаимодействие и психологические отношения не могут не проявляться вне их реального восприятия людьми, влияния их друг на друга и общения между ними»10.

2. Виды мотивов  взаимодействия

 

Мотивы и характер взаимодействия людей и их групп в организации  определяются их целями, а эти цели проистекают из содержания их деятельности. Следовательно, если меняется содержание деятельности, должна измениться и  организация. Тогда, если изменения  в организации привязаны к  изменениям в том, что рассматривается  как ее сущность, логично предположить, что объектом стратегического планирования должна быть целесообразная деятельность взаимодействующих людей, то есть бизнес. Стратегии развития организации  должны следовать в русле стратегий  развития бизнеса.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется: а) субъектом  – инициатором общения; б) субъектом  – партнером, которому адресована инициатива; в) нормами, по которым организуется общение; г) целями, которые преследуют участники общения; д) ситуацией, в  которой совершается взаимодействие.

Люди общаются друг с другом в организациях по разным причинам. Мы можем быть заинтересованы в приобретении какой-то технической информации или  же мы можем хотеть знать, разделяют  ли окружающие наше мнение по какому-либо вопросу. Иногда мы просто хотим с  кем-то  
поделиться своим опытом. Различные мотивы такого взаимодействия с окружающими могут быть рассмотрены с разных точек зрения: организационной, групповой и индивидуальной.

Взаимодействия с организационной  точки зрения. Одна из мотивирующих причин взаимодействия в организации - это стремление к достижению целей  организации.

Взаимодействие сверху - вниз (downward communication).

Взаимодействием сверху - вниз называется взаимодействие, критерии которого вырабатываются в верхних  управленческих уровнях  
организации и потом «спускаются» на более низкие уровни. Главная мотивирующая причина такого взаимодействия состоит в управлении и направлении поведения на более низких уровнях

Многие сообщения сверху - вниз проходят через несколько  иерархических слоев. При прохождении  через каждый слой происходят две  вещи: 1) содержание сообщения становится более специфическим и 2) оно может  быть искажено.

Взаимодействие снизу - вверх. Взаимодействием снизу - вверх называется взаимодействие, возникающее на нижних уровнях организации и «идущее» на более высокие уровни. Это взаимодействие является лучшим механизмом обратной связи, позволяющим верхним слоям  оценивать эффективность 1) их сообщений  сверху - вниз и 2) функционирование в  целом организации «под ними». Хотя взаимодействие снизу - вверх выглядит как спутник взаимодействия сверху - вниз, на практике с ним возникают  определенные сложности.

Например, люди не любят сообщать что-либо «наверх», не зная, как это  сообщение будет воспринято.

Боковое взаимодействие. Боковое  взаимодействие, известное также  как горизонтальное взаимодействие, возникает между индивидуумами  на одном и том же организационном  уровне. С организационной точки  зрения причины такого взаимодействия относятся к выполнению задания.  Оно предоставляет возможности  для координации действий, которая  особенно необходима людям,  
тесно сотрудничающим друг с другом.

Внешнее (external) взаимодействие. Внешним взаимодействием называется взаимодействие, которое либо возникает  внутри организации и распространяется за ее пределы (наружное (outward) взаимодействие), либо, наоборот, приходит в организацию  извне (внутреннее (inward)  
взаимодействие)11.

3. Типы взаимодействия

 

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также  о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации  и т.д.

За всеми этими понятиями  ясно виден принцип выделения  различных типов взаимодействия. В первом случае анализируются такие  его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки  зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие»  совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия  для нее.

Кооперация, или кооперативное  взаимодействие, обозначает координацию  единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация - необходимый элемент  совместной деятельности, порожденный  ее особой природой. Важным показателем  «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается другого типа взаимодействия - конкуренции, то здесь  чаще всего анализ сконцентрирован  на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции  сторон по какому-либо поводу, либо противоположные  цели или средства их достижения в  данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Конфликты обычно возникают  непредвиденно, стихийно, ситуативно. Чаще всего пищу им дают отрицательные  оценки, носящие критический характер. Поэтому такие оценки лучше не делать, а если и делать, то очень  осторожно. Американский психолог Дейл Карнеги считает, что критика  является той «опасной искрой, которая  может вызвать взрыв в пороховом  погребе гордости». Далее он советует вместо того чтобы осуждать людей, давайте  попытаемся понять их. Попытаемся представить  себе, почему они поступают так, а  не иначе.

Информация о работе Общение как межличностное взаимодействие