Общение как процесс коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:34, реферат

Краткое описание

«Коммуникация» в широком понимании этого слова отождествляется с понятием «общение». Относительно узкого толкования , межличностная коммуникация представляет собой сложный процесс, в ходе которого происходит не только обмен информацией (это формальная сторона дела), но и то, как она формируется, отправляется, получается, уточняется, переделывается, обсуждается, развивается.

Вложенные файлы: 1 файл

тема 6.docx

— 32.49 Кб (Скачать файл)

Ожидаемый результат: изменение  настроя партнера, провоцирование необходимых  чувств (сострадания, сопереживания), вовлечение в конкретные акции и действия.

Суггестивная  коммуникация

Цель: оказать внушающее  воздействие на делового партнера для  изменения мотивации, ценностных ориентаций и установок, поведения и отношения.

Условия организации коммуникации: внушаемость партнера, его недостаточная  информированность, недостаточная  критичность ума, слабый уровень  контрсуггестии, высокий авторитет суггестора (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности.

Коммуникативные формы: беседы, митинги, пресс-конференции, брифинги, дебаты, реклама, собрания, консультации , тренинг.

Коммуникативные средства и  технологии: разъяснение внушаемых  установок; управление эмоциональным  напряжением; внушение через приемы: идентификация, ссылки на авторитет, персонификация; предупреждение, угроза, шантаж, психологический  террор, моббинг и другие приемы манипулирования; психологическое присоединение.

Ожидаемый результат: изменение  поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций.

Ритуальная коммуникация

Цель: закрепить и поддерживать конвенциальные отношения в деловом  мире; сохранять ритуальные традиции фирмы, предприятия, создавать новые.

Условия организации коммуникации: ритуальный (церемониальный) характер акций, художественно оформленная  пространственная среда; соблюдение конвенций; опора на национальные, профессиональные традиции и нормы общения.

Коммуникативные формы: торжественная, рамочная, траурная речи, ритуальные акты, церемонии, обряды; праздники, посвящения, чествования; презентации и торжественные  собрания.

Коммуникативные средства и  технологии: использование вербальных и невербальных ключей доступа в  аудиальный, визуальный и кинестетический каналы участников; включение участников в активную массовую деятельность; неординарность сюжетов при сохранении традиций.

Ожидаемый результат: формирование чувства патриотизма и национальной гордости; сохранение традиций, закрепление  новых ритуалов.

 

Среди различных типов  коммуникаций особого внимания заслуживают  визуальная, мифологическая и перформансная коммуникации. Это объясняется тем, что специалист по связям с общественностью работает в особо организованной среде.

Визуальная коммуникация – это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 65% информации. Часто, чтобы дать понять человеку наше отношение к нему, мы ничего не говорим, а только смотрим на него с определенным выражением лица.

Мифологическая коммуникация основывается на мифах. Использование мифологических структур позволяет коммуникатору осуществлять неосознаваемое явно влияние на аудиторию. В силу неосознаваемости и автономности существования этих структур, аудитория не может противостоять им. В массовой политической психологии, например, реальные социальные проблемы заменяются упрощенным представлением о вечной борьбе двух мифологизированных общностей: красные - белые, коммунисты - капиталисты, Восток – Запад и т.д.. Отношение же к этим группам строится по принципу “мы - они”: мы - хорошие, они - плохие. Миф является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков.

Перформансная  коммуникация основывается на ритуалах. Ритуалы – важная составляющая жизни любого общества. Они несут в себе символически выраженные коммуникативные сообщения. Перформансная коммуникация часто характеризуется театральностью со своими правилами и ролями. Под ее влиянием происходят не только культурные, но и политические мероприятия. В рамках связей с общественностью, например, ритуалы превращаются в такое явление, как презентации.

2. Типы информации  в коммуникативном процессе, позиции  участников.

Коммуникационный процесс  – обмен информацией между  двумя людьми и более. Его основная цель – обеспечение понимания  информации, являющейся предметом обмена. В коммуникационном процессе выделяют четыре основных элемента:

Отправитель – лицо, передающее информацию;

Сообщение – информация, закодированное с помощью символов;

Канал – средство передачи информации;

Получатель – лицо, которому предназначается информация и которое  интерпретирует ее.      

Типы информации

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может  быть двух типов: побудительная и  констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь  может быть различной, существует три  формы:

а) активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении (совет);

б) интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности;

в) дестабилизация – рассогласование  или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных  образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам  характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать  от нарочито «безразличного» тона изложения  до включения в текст сообщения  достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит  информация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно, выделяют вербальные и невербальные средства коммуникации.

Позиции участников коммуникативного процесса

Следует отметить, что данные позиции рассматриваются и в  качестве стратегий общения.

• Открытая позиция –  желание и умение выразить полно  свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

• Закрытая позиция характеризуется  нежеланием либо неумением выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование  закрытых коммуникаций оправдано в  следующих случаях:

а) если есть значительная разница  в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время  и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;

б) в конфликтных ситуациях  открытие своих чувств, планов противнику, как правило, нецелесообразно.

• Отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет две противоположные точки зрения. Открыто свою точку зрения не высказывает, но ориентируется на одну из них.

3. Вербальные и  невербальные средства коммуникации

Коммуникативная сторона  общения, или коммуникация в узком  смысле слова, состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Она  связана с передачей информации как с помощью речи (вербально), так и посредством разнообразных  действий (невербально).

К вербальным средствам коммуникации относится речь – устная и письменная. К невербальным средствам коммуникации относятся все остальные средства передачи информации:

1. Мимика — движение  лицевых мышц.

2. Позы.

3. Жесты.

4. Кинесические средства. Кинесическим средством общения является и стиль передвижения человека, его походка.

5. К невербальным средствам  общения относятся просодичес­кие и экстралингвистические средства. Просодика — ритмико-интонационный осо­бенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр го­лоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректировать. Тесно связаны с просодическими средствами средства экстралингвистические — включенные в речь психофизиологические проявления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч.

6. Следующая группа невербальных  средств общения — средства  такесические. Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом.

7. Проксемические средства. Расстояние между собеседниками.

8. Визуальный контакт.


Информация о работе Общение как процесс коммуникации