Общение как фактор развития личности в юношеском периоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, ее теоретической и практической части является установление влияния уровня общественности на развитие личности в юношеском периоде.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
- раскрыть сущность понятия общения
- раскрыть психологические новообразования, границы юношеского периода
- изучить общение как фактор развития личности в юношеском периоде
- изучить виды общения людей в юношеском периоде
- дать практические рекомендации по освоению основных умений общения
Объектом исследования в курсовой работе является уровень общительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

1 Понятие общения. Структура общения 5
2 Юношеский период 7
2.1. Юношеский возраст. Границы периода, основные новообразования, особенности психического и физического развития. Краткий ввод в историю исследований юношеского возраста 7
2.2. Психологические особенности юношеского возраста 9
3 Общение как фактор развития личности в юношеском периоде 12
3.1. Общение в юношеском возрасте 12
3.2. Виды юношеского общения 17
3.2.1. Дружба 18
3.2.2. Гендерные различия юношеской дружбы. Разнополая и смешанная дружба 23
3.2.3. Любовь 30

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 35
4.1. Оценка уровня общительности 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

ЛИТЕРАТУРА 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа..doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Ожидание любви и  ее переживание у юношей и девушек неизбежно связано с сексуальным поведением, которое, в свою очередь, определяется у них, как скоростью полового созревания, так и социальными факторами.

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы:

  1. Идеальный образ любимого предшествует образу реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;
  2. Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле;
  3. Свойства реального объекта любви определяют идеал влюбленного.

«По всей вероятности, все  три гипотезы имеют под собой  известные основания. В одних  случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся  образом, в других – имеет место  идеализация, в третьих – идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может.

В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. «Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации». И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру.             Э. Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи».

Также готовность проявляется «в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом».

 

 

 

 

 

                             ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

В экспериментальной  части работы было проведено тестирование на базе учащихся 10 класса гимназии  №20 в возрасте 16-17 лет для определения уровня общительности и способности к эмпатии. Вниманию учащихся предлагалось несколько простых вопросов, на которые нужно  было ответить однозначно, но в то же время откровенно. Результатам тестирования можно доверять, если на все перечисленные вопросы были даны искренние ответы. Ведь в первую очередь испытуемые стремились узнать свои индивидуальные способности. Многие юноши стремятся во что бы то ни стало самоутвердиться. Это совсем не плохо. Важно, как это делается. Проще всего встать на путь бравады, грубости, экстравагантности в прическе, одежде. Гораздо умнее повысить свой интеллектуальный потенциал, стать эрудитом, интересным собеседником, общение с которым доставляет людям искреннее удовольствие. Надо постоянно работать над собой, узнавать много нового, собирать факты, которые не оставят равнодушными слушателей. Это, конечно, непросто, но успех гарантируется. Здесь необходимо , однако, соблюдать некоторые условия. Вместе с обогащением и развитием своей духовной жизни нужно жить богатой впечатлениями внешней жизнью, насыщать свою жизнь элементами собственного творчества.

После того, как учащиеся ответили на вопросы, тесты сортировались, полученные очки суммировались, и по классификатору определялось, к какой категории людей относится испытуемый. В соответствии с результатами тестирования были составлены графики, которые позволяют установить закономерность уровня общительности и способности к эмпатии. Анализ результатов психологического исследования позволяет сделать следующий вывод: уровень общительности влияет на развитие личности в юношеском возрасте.

 

 

                       

                     4.1. Оценка уровня общительности

                          

                          Тест «Уровень общительности»

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько простых  вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

Оценка ответов: «Да» - 2 очка, «Иногда» - 1 очко, «Нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из  колеи?_________________________________________
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-нибудь совещании, собрании или тому подобному мероприятии?______________________
  3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?___
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?________________________________________________
  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с другими?_____
  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?___________________________________________
  7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?______________
  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам деньги, которые занял несколько месяцев назад?________________
  9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?_______________________
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если  первым заговорит он. Так ли это?_______________________________________________
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была( в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться  в ожидании?____________________________________________
  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?___________________________
  13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, произведений искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет не приемлете. Это так?__________
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?________________________________
  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?_______________
  16. Охотней ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?________________________________

 

                      Классификатор к тесту В.Ф.Ряховского

30-32 очков

Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков

Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Но не ограничиваетесь только таким недовольством – и в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой либо сильной увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнутся.

19-24 очков

Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков

У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы и в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 очков

Вы весьма общительный  человек порой, быть может, даже сверх  меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не отступать.

4-8 очков

Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда доводите его успешно до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и  менее.

Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа – не для вас. Людям – на работе, дома, и вообще повсюду – трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

Проведя тестирование был  произведен процентный расчет общительности  учащихся юношеского возраста.

80 % опрошенных обладают  высоким уровнем общительности,  не испытывают трудностей при  коммуникации.

10 % опрошенных обладают сверхвысоким уровнем общения.

10 % опрошенных обладают  уровнем общительности немного  ниже высокого.

На основании результатов  тестирования был составлен график уровня общительности юношей и девушек.(Приложение А)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В теоретической части  удалось раскрыть сущность понятия  процесса общения,  психологические  особенности юношеского возраста, определить значение общения для юношей и  девушек, определить основные виды общения в юношеском возрасте.

Проведенные исследования показали, что уровень общительности  влияет на уровень сформированности восприятия и познания людьми друг друга, уровень общительности влияет на дружеские отношения и влюбленность в юношеском возрасте.

Полученные знания и результаты психического эксперимента позволяют на практике осуществить индивидуальный подход к личности. Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что партнеры могут повлиять друг на друга. В ходе совместной деятельности обмениваются различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

В юношеском возрасте главным преобладающим видом  общения является дружба. Потребность  в понимании является главной  причиной возникновения дружеских  отношений в юношеском возрасте. В более старшем юношеском возрасте прослеживается потребность в любви, отношениях, особенно у девушек, в силу их более раннего как физического, так и психического развития.

Способность общаться –  истинно человеческая ценность и  одно из важнейших и величайших благ. Это способ взаимопонимания людей при любых различиях между ними во взгляде и образе жизни, это единственное и всемогущее средство договориться. Нужно уметь делать шаг навстречу собеседнику, уметь управлять беседой и строить диалог. Для всестороннего общения теперь есть все условия, нужно только желание. Добрые отношения  с друзьями и знакомыми, прочные контакты  возможны при умении общаться.

Искусство общения –  это и результат непрерывных усилий над собой, и предпосылка для дальнейшего самосовершенствования. Надо только никогда не останавливаться, идти вперед к новым достижениям в умении быть человеком, причем человеком открытым и доброжелательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Выготский Л.В. Педагогическая психология. – Москва, 1984, 276с.
  2. Добрович А.Б. Общение как искусство. – Москва: Просвещение, 1978, 480с.
  3. Жуков В.Н. Коммуникативная компетентность. – Москва: Издательство Московского Университета, 1991, 169с.
  4. Ильин Е.Н. Искусство общения. – Москва, 1988, 130с.
  5. Каган М.С. Мир общения. – Москва, 1988, 218 с.
  6. Каменская В.Г. Психология общения. – Санкт-Петербург, 1993, 115с.
  7. Кобрин В.И. Юноша в мире людей. – Томск, 1992, 73с.
  8. Кон И. С., Лосенков В. А. Психология дружбы.  4-е издание, доп. - СПб.: Питер, 1974, 330с
  9. Крашенникова Е.А. Шаг навстречу( книга для учащихся). – Москва: Просвещение,1988, 139с.
  10. Ночевник М.Н. Человеческое общение. – Москва: Издательство политической литературы, 1988, 99с.
  11. Петровская Л.А. Компетентность. – Москва, 1989, 217с.
  12. Петровский А.В, Давыдов В.В., Драгунов Т.В., Ительсон Л.Б. Возрастная и педагогическая психология. – Москва: Просвещение, 1979, 159с.
  13. Рахматшаева В.И. Быть в гармонии с собой и другими. – Астрахань, 1993, 215с.
  14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Москва: Просвещение, 1997, 674с.
  15. Толстых А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. – Минск: Полымя, 1990, 10с.

Информация о работе Общение как фактор развития личности в юношеском периоде