Общие вопросы социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 12:17, контрольная работа

Краткое описание

Социальная психология – одна из обязательных дисциплин психологической подготовки в системе высшего профессионального педагогического образования, которая сравнительно недавно вошла в ГОСТ по всем педагогическим специальностям.
В течение длительного времени социальную психологию изучали только студенты психологических факультетов, и большинство отечественных учебников и учебных пособий по социальной психологии были ориентированы только на них. На самом деле социальная психология как наука и отрасль знания актуальна для всех специалистов, работающих в сфере «человек-человек». Правда, специфика реализации этого знания в профессиональной практической деятельности различна у специалистов разного профиля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________________________3
1.Предмет социальной психологии___________________________________________________4
2. Основные этапы развития социальной психологии как науки___________________________6
3. Методы социальной психологии, их краткая характеристика___________________________8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________________________10
ЛИТЕРАТУРА_____________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ1.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Социальная психология СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________________________3

1.Предмет социальной  психологии___________________________________________________4

2. Основные этапы развития  социальной психологии как науки___________________________6

3. Методы социальной  психологии, их краткая характеристика___________________________8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________________________10

ЛИТЕРАТУРА___________________________________________________________________11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Тема моей  контрольной работы «Общие вопросы  социальной психологии» очень  актуальна, так как социальная  психология – это специфическая  наука, и ее история не так  уж велика, если взять для сравнения историю физики, биологии или медицины, но которая уже имеет свою небольшую историю, теорию, проблемы и методы, которые мы и постараемся рассмотреть.

     Социальная  психология – одна из обязательных  дисциплин психологической подготовки  в системе высшего профессионального педагогического образования, которая сравнительно недавно вошла в ГОСТ по всем педагогическим специальностям.

     В течение  длительного времени социальную  психологию изучали только студенты  психологических факультетов, и  большинство отечественных учебников и учебных пособий по социальной психологии были ориентированы только на них. На самом деле социальная психология как наука и отрасль знания актуальна для всех специалистов, работающих в сфере «человек-человек». Правда, специфика реализации этого знания в профессиональной практической деятельности различна у специалистов разного профиля.

     Так, социальная  психология как учебный курс  для студентов-психологов, юристов  и педагогов имеет свои особенности, как на уровне интерпретации содержания, так и на уровне дидактических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

     Предмет социальной  психологии, как и предмет любой  науки, определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, относительно независимая отрасль знания?»

    Социальная психология  как самостоятельная отрасль  научного знания начала формироваться  в конце 19 века, хотя само понятие  стало широко употребляться только  после 1908 года в связи с появлением  работ У.Мак-Дугалла и Э.Росса. Эти авторы впервые внесли термин «социальная психология» в название своих работ. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены очень давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в 19 веке, когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психологических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. К этому времени наука вполне «созрела» для того, чтобы выявить некоторые социально-психологические закономерности. Но оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходимо была интеграция. И прежде всего интеграция психологии и социологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

     Психология  и социология, по образному выражению  Г.М.Андреевой, стали «материнскими» дисциплинами по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки. Существует несколько точек зрения на вопрос о том, что является предметом исследования социальной психологии. Рассмотрим наиболее распространенные.

     Социальная  психология изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т.д. Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе.

     Социальная психология изучает социальные группы в обществе. И, прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т.д. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большие количества критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих. Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей, входящих в ее состав субъектов.

     Социальная  психология изучает социальную  психику или массовые явления психики. Выделяются различные явления психики. Выделяются различные явления, подходящие под это понятие: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния. Изучается социально-психологический аспект традиций, обычаев, моды, морали, нравов и т.д. Исследуются психологические основы уникальных знаковых и смысловых систем, созданных человечеством на протяжении веков.

     Большинство  современных и социальных психологов  считают, что социальная психология  изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте. На мой взгляд, данный контекст был весьма точно и основательно проанализирован социальным психологом Г.М.Андреевой, которая, характеризует предмет социальной психологии, определила его следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. [1,105]

     Итак, если мы рассматриваем социальную психологию как науку, то, очевидно, следует выявить основные закономерности психологии социальных отношений, то есть наиболее существенные; необходимые, повторяющиеся явления, возникающие в социальных отношениях всякий раз при определенных условиях. Изучение этих условий дает возможность анализировать, понимать, прогнозировать и принимать необходимые решения по вопросам коррекции социальных отношений, по крайней мере, в первичной группе.

 

 

 


Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. – М.: 1998. 105C.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

 

     Выделяют  основные этапы развития социальной  психологии как науки.

     Первый этап  – становление социальной психологии  как науки – охватывает период  с середины 19 века по 1908 год. Определяются  предмет изучения и основные  проблемы. Издаются первые фундаментальные  работы по основным вопросам  социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т.д. Большинство выше перечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

     Второй этап  – продолжается до середины 40-х  годов 20 века и характеризуется  появлением научных социально-психологических  школ, ориентированных как на  разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

     Третий этап  в развитии социальной психологии  начинается с середины 40-х и  продолжается до наших дней. В  основном он связан с решением  практических задач, работой на  социальный заказ. Экспериментальная  психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных  профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и т.д.

     Рассмотрев  все этапы, следует отметить, что  развитие социальной психологии  как науки осуществлялось от  общих теоретических вопросов  к более частным, практическим. 

 

3. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

  Существуют различные  классификации социально-психологических методов. Наиболее целесообразны следующие:

1) феноменологизации и  концептуализации;

2) исследования и диагностики;

3) обработки и интерпретации;

4) коррекции и терапии:

5) мотивирования и управления;

6) обучения и развития;

7) конструирования и  творчества.

       Методы феноменологизации и концептуализации позволяют произвести предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации, интересующих нас социально-психологических феноменов и проблем. Вычленение указанных феноменов осуществляется в соответствии с имеющимися социальными потребностями, а предварительная концептуализация - путем соотнесения с имеющимися моделями и теориями.

       К группе методов исследования и диагностики можно отнести: наблюдение, опрос, эксперимент, анализ продуктов деятельности, моделирование. При организации наблюдения важно ответить на вопросы: Что наблюдать? Как фиксировать результаты? В случае опроса большое значение играет желание испытуемых искренне отвечать (мотивация), их осведомленность и интеллектуальный уровень, учет воздействия на опрашиваемых ситуации обследования. Лабораторный эксперимент представляет собой искусственно созданную модель действительности; при этом важно отобрать наиболее существенные факторы, уметь перенести полученные результаты на поведение обследуемых в обыденной жизни. В качестве продуктов деятельности могут выступать различные документы, сочинения, контрольные работы и т.п. При этом эффективность метода зависит от объема информации и оптимальности выделения единиц анализа. Моделирование, в свою очередь, требует построения моделей исследуемых явлений и анализа их на ЭВМ.

Группа методов обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые придают содержательно-психологический смысл полученным данным.

Выбор методов диагностики и обработки определяется целью исследования и ограничениями (по времени, ресурсам, профессиональной компетентности и т. п.), учет которых необходимым для более точного измерения.

Методы групповой терапии и коррекции позволяют улучшать и развивать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п. Выделяют группы: телесной терапии, встреч, терапии искусством, гештальттерапии. поведенческого тренинга, психодрамы и др.

В социальной психологии разрабатываются различные методы мотивирования и управления, позволяющие побуждать субъектов к деятельности и организовывать ее для отдельных личностей и групп.

Методы обучения и развития личности (или группы) призваны задействовать социально-психологический потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков (например, по физике, делопроизводству или управлении людьми). Указанные методы обеспечивают рост уровня межличностной компетентности, развитие личностных особенностей членов группы (уверенное поведение, межличностная коммуникация или нравственный потенциал) или самой группы в целом. Целенаправленное использование взаимного влияния людей является революционным достижением социальных наук в XX веке и широко используется с целью обучения и развития (дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста и т. п.).

Методы конструирования и творчества позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия с целью алгоритмизированного (по заданной совокупности правил) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового (решения конфликтной ситуации, разработки технического устройства, методики обучения и т.п.).

          Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимопересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга задач. Так, например, чтобы научить использованию методов психологии, необходимо, кроме применения собственно социально-психологических методов обучения, знать, наличный уровень знаний студента, его индивидуально-психологические особенности, доминирующий стиль деятельности и т. п., а для этого требуется применение методов исследования и диагностики, обработки и интерпретации. Зная личностные особенности человека, степень их соответствия целям и задачам обучения, мы, вынуждены как-то скорректировать эти особенности, а значит - использовать методы терапии и коррекции, а также методы мотивирования и управления. При этом может понадобиться сконструировать среду общения и проявить творческую спонтанность в приложении указанных методов к реальной жизненной ситуации.

Информация о работе Общие вопросы социальной психологии