Общие основы олигофренопедагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:59, курс лекций

Краткое описание

Олигофренопедагогика отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей и вопросы их социальной реабилитации и руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами.
Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика. Это, во-первых, народная педагогика и, во-вторых, педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основные педагогические понятия воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д. употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция 1-2.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Собственно, предложенная М.С. Певзнер в 1959 году классификация – это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.

В частности, М.С. Певзнер выделила три формы дефекта:

  1. неосложненная олигофрения;
  2. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики, проявляющаяся тремя вариантами дефекта:
    • с преобладанием возбуждения над торможением;
    • с преобладанием торможения над возбуждением;
    • с выраженной слабостью основных нервных процессов;
  3. дети-олигофрены с выраженной недостаточностью лобных долей.

Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М.С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:

  1. неосложненная;
  2. олигофрения, осложненная нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
  3. олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
  5. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Характеристика

Степень умственной отсталости

легкая

тяжелая

IQ

Выше 50

Около 30—20

Клиническая оценка степени тяжести 

Дебильность, пограничная  умственная отсталость

Имбецильность, идиотия, тяжелая умственная отсталость

Обозначение в  литературе

Семейная, недифференцированная, семейно-культуральная, семейная доклиническая 

Биологическая, патологическая, клиническая 

Частота в популяции 

1—3 % (с большими колебаниями показателей в разных источниках)

Около 0,4 %

Распределение по полу

Отсутствие различий или незначительное преобладание мужчин

Преобладание  мужчин

Сопутствующие состояния 

Нарушения поведения 

Двигательная  расторможенность, соматическая и неврологическая  патология, эпилептиформный синдром

Репродуктивность 

Нормальная или  повышенная

Отсутствует или  резко снижена 

Семейная психопатология

Родители и  сибсы часто умственно отсталые или с низкой нормой интеллекта; алкоголизм; преступность

Родители, как  правило, интеллектуально полноценны, сибсы могут быть умственно отсталыми

Этиопатогенез

Мультифакториальное наследование заболевания; реже болезнь, обусловленная одним геном и  хромосомными нарушениями; незначительная роль экзогенных факторов

Экзогенно обусловленное заболевание, редкие случаи наследования болезни по рецессивному типу и обусловленное хромосомными аномалиями

Цели и возможности  медицинской и педагогической помощи больному и семье 

Обучение и  воспитание, трудоустройство 

Медико-генетическое консультирование семьи; социальное устройство больного, патогенетическое лечение некоторых дефектов обмена


СИБС – термин, обозначающий потомков одних родителей

В целом умственная отсталость больше распространена среди мужчин, чем  среди женщин, а при семейном характере  заболевания она характерна преимущественно  для мужчин. Преобладание мужчин среди умственно отсталых имеет генетические причины. В некоторых семьях умственная отсталость наследуется как Х-сцепленный признак.

Родословная с  Х-сцепленным рецессивным типом  наследования

Х-сцепленный рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками:

1) больные появляются  не в каждом поколении;

2) больной ребенок  рождается у здоровых родителей; 

3) болеют преимущественно  мужчины;

4) проявление  признака (болезни) наблюдается преимущественно  по горизонтали; 

5) вероятность  наследования - у 25% всех детей,  в том числе у 50% мальчиков;

6) здоровые мужчины не передают болезни. Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия Дюшенна, синдром Леша-Найхана и др.

В сумме все  Х-сцепленные формы приводят к выраженному  преобладанию числа умственно отсталых мужчин над; числом умственно отсталых женщин.

 

Содержание  обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

 

Процесс обучения – это двусторонний процесс, в котором проявляется деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан вооружить детей знаниями, ученики – овладеть ими и применять на практике.

Олигофренопедагогика, как составная  часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные  между собой направления:

  • теория обучения;
  • теория воспитания;
  • система управления специальной (коррекционной) школой – школоведение.

Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида – это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере производства.

Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под контролем учителя.

Педагогический процесс как  система не идентичен системе  протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народное образование  в целом — учебное заведение, школа, класс, учительский и детский  коллективы. Каждая из этих систем функционирует  в определенных внешних и внутренних условиях. Внешними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, наличие педагогических кадров и т.д.

Базисный  учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учебный план – это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план:

  • определяет состав учебных предметов;
  • устанавливает порядок и последовательность их прохождения;
  • указывает количество времени на каждый предмет;
  • является основанием для определения режима деятельности школы;
  • помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;
  • является основным документом, на основе которого составляется школьное расписание;
  • определяет функциональную нагрузку учащихся конкретного класса в недельном режиме.

Учебные планы специальной  коррекционной школы представлены в едином региональном учебном плане.

Закон Российской Федерации  «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного  учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребовали изменения структуры и соответственно содержания обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.

Согласно концепции  развития специального образования  для, лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения.

В структуре школьного  обучения выделяются:

  • пропедевтико-диагностический этап – 0-й класс;
  • этап начального обучения – 1–4-й классы;
  • этап общего образования – 5–8-й (9-й) классы;завершающий этап углубленной социально-трудовой подготовки – 9–10-й (11-й) классы.

Школа имеет право  выбора сроков обучения в зависимости  от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов).

Базисный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся.

Из системы общеобразовательных  предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биология, география, история, изобразительное искусство, пение, музыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока – общеобразовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку  относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики  и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа  обучения составляются учебные планы для конкретного периода.

Особый интерес вызывают учебный  план для учащихся 0–1–4-го классов (руководитель проекта В.В.Воронкова) и так называемый подготовительный пропедевтико-диагностический учебный план для 0-го класса (руководитель проекта И. М. Бгажноко^ ва). Принципиального отличия в предлагаемых учебных планах нет, имеются различия в названиях учебных предметов.




Информация о работе Общие основы олигофренопедагогики