Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:59, курс лекций
Олигофренопедагогика отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей и вопросы их социальной реабилитации и руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребенка общими педагогическими принципами.
Олигофренопедагогика в основе имеет те же источники, что и общая педагогика. Это, во-первых, народная педагогика и, во-вторых, педагогические теории, учения крупнейших педагогов. Основные педагогические понятия воспитание, обучение, образование, развитие человека, формирование и т. д. употребляются здесь в том же значении, что и в общей педагогике.
Собственно, предложенная М.С. Певзнер в 1959 году классификация – это типология состояний, поскольку имеет прямой выход на систему медицинских и коррекционно-воспитательных мероприятий с этой категорией аномальных детей.
В частности, М.С. Певзнер выделила три формы дефекта:
Несколько позднее (в 1973 и 1979 годах) М.С. Певзнер дорабатывает свою классификацию. Исходя из клинико-этиопатогенетических принципов, ею выделено пять основных форм:
Характеристика |
Степень умственной отсталости | |
легкая |
тяжелая | |
IQ |
Выше 50 |
Около 30—20 |
Клиническая оценка степени тяжести |
Дебильность, пограничная умственная отсталость |
Имбецильность, идиотия, тяжелая умственная отсталость |
Обозначение в литературе |
Семейная, недифференцированная, семейно-культуральная, семейная доклиническая |
Биологическая, патологическая, клиническая |
Частота в популяции |
1—3 % (с большими колебаниями показателей в разных источниках) |
Около 0,4 % |
Распределение по полу |
Отсутствие различий или незначительное преобладание мужчин |
Преобладание мужчин |
Сопутствующие состояния |
Нарушения поведения |
Двигательная расторможенность, соматическая и неврологическая патология, эпилептиформный синдром |
Репродуктивность |
Нормальная или повышенная |
Отсутствует или резко снижена |
Семейная психопатология |
Родители и сибсы часто умственно отсталые или с низкой нормой интеллекта; алкоголизм; преступность |
Родители, как правило, интеллектуально полноценны, сибсы могут быть умственно отсталыми |
Этиопатогенез |
Мультифакториальное наследование заболевания; реже болезнь, обусловленная одним геном и хромосомными нарушениями; незначительная роль экзогенных факторов |
Экзогенно обусловленное заболевание, редкие случаи наследования болезни по рецессивному типу и обусловленное хромосомными аномалиями |
Цели и возможности медицинской и педагогической помощи больному и семье |
Обучение и воспитание, трудоустройство |
Медико-генетическое консультирование семьи; социальное устройство больного, патогенетическое лечение некоторых дефектов обмена |
СИБС – термин, обозначающий потомков одних родителей
В целом умственная отсталость больше распространена среди мужчин, чем среди женщин, а при семейном характере заболевания она характерна преимущественно для мужчин. Преобладание мужчин среди умственно отсталых имеет генетические причины. В некоторых семьях умственная отсталость наследуется как Х-сцепленный признак.
Родословная с Х-сцепленным рецессивным типом наследования
Х-сцепленный рецессивный тип наследования характеризуется следующими признаками:
1) больные появляются не в каждом поколении;
2) больной ребенок
рождается у здоровых
3) болеют преимущественно мужчины;
4) проявление
признака (болезни) наблюдается
5) вероятность наследования - у 25% всех детей, в том числе у 50% мальчиков;
6) здоровые мужчины не передают болезни. Так наследуются у человека гемофилия, дальтонизм, умственная отсталость с ломкой Х-хромосомой, мышечная дистрофия Дюшенна, синдром Леша-Найхана и др.
В сумме все Х-сцепленные формы приводят к выраженному преобладанию числа умственно отсталых мужчин над; числом умственно отсталых женщин.
Содержание
обучения учащихся с нарушениями интеллектуальног
Процесс обучения – это двусторонний процесс, в котором проявляется деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан вооружить детей знаниями, ученики – овладеть ими и применять на практике.
Олигофренопедагогика, как составная
часть коррекционной
Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида – это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере производства.
Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под контролем учителя.
Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народное образование в целом — учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внешними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, наличие педагогических кадров и т.д.
Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида
Учебный план – это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе. Учебный план:
Учебные планы специальной
коррекционной школы
Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребовали изменения структуры и соответственно содержания обучения детей с нарушениями интеллектуального развития.
Согласно концепции развития специального образования для, лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекционной) школы VIII вида на сегодняшний день рассчитана на десяти-одиннадцатилетний срок обучения с пропедевтическим периодом обучения.
В структуре школьного обучения выделяются:
Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов).
Базисный план включает
общеобразовательные предметы, содержание
которых приспособлено к
Из системы
Все учебные предметы группируются в два блока – общеобразовательный и коррекционно-развивающий.
К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррекция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода.
Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0–1–4-го классов (руководитель проекта В.В.Воронкова) и так называемый подготовительный пропедевтико-диагностический учебный план для 0-го класса (руководитель проекта И. М. Бгажноко^ ва). Принципиального отличия в предлагаемых учебных планах нет, имеются различия в названиях учебных предметов.