Общие рекомендации по самопрезентаци педагога-психолога в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 23:19, доклад

Краткое описание

Для успешной самопрезентации необходимо проанализировать особенности восприятия психологами педагогов и ОУ в целом, и мнение педагогов и администрации о психологе и его работе в ОУ.

Вложенные файлы: 1 файл

Рекомендации по самопрезентации.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Самопрезентация – акт  самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное  впечатление или впечатление  соответствующее чьим-либо идеалам (Майерс).

Самопрезентация – это  умение воздействовать на процесс формирования своего образа у партнера, т.е. подать себя в выгодном свете.

Любая самопрезентация осуществляется для решения 3-х задач:

  • Проинформировать
  • Развлечь
  • Убедить

Саморекламой необходимо заниматься постоянно, в начальный период работы рекламная деятельность психолога должна быть особенно активной.

 

 

Для успешной самопрезентации необходимо проанализировать особенности восприятия психологами педагогов и ОУ в  целом, и мнение педагогов и администрации  о психологе и его работе в ОУ.

Отсутствие взаимопонимания между  администрацией и психологом обусловлено  несовпадением ожиданий и требований, неадекватно завышенных с обеих  сторон (И.В. Дубровина).

Миф – это универсальный способ освоения мира, средство сделать его доступней, понятней, упрощенней.

Наиболее популярные мифы о психологах (по материалам Интернета):

  • Психолог = психиатр = психотерапевт
  • Психолог - совершенный человек и должен все знать
  • Психолог видит человека насквозь или обладает особыми способностями
  • Психолог может решить все проблемы
  • Психологи занимаются «психами»
  • Психолог – душка (развлекает, не может причинить боль, мил в общении)
  • Русский человек имеет особую культуру и в психологах не нуждается.
  • Психологи постоянно манипулируют людьми, ставят над ними эксперименты
  • Психологами становятся те,  у кого есть проблемы
  • У психолога не может быть проблем
  • Главный метод психологов – гипноз и кодировка (а ля Кашпировский)
  • Консультация у психолога причуда богатых

 

Причины мифов и стереотипов:

  • Низкая культура населения, в том числе и психологическая
  • Низкая культура специалистов-психологов
  • Публичные сеансы гипноза, и использование гипноза как основного метода на ранних этапах развития психологии в России, а также использование гипноза в психотерапии в советский период.
  • В донаучный период психологические знания транслировали знахари, колдуны, гадалки, поэтому отпечаток оккультности всегда был свойственен психологии
  • Отсутствие четкости в определении критериев грамотной психологической помощи
  • Мнение людей о том, что психолог обладает неким тайным знанием
  • Стремление психологов оправдать ожидания, всем помочь, искаженное понимание клиентцентрированной терапии К. Роджерса
  • Особенности российского менталитета (кухонные разговоры, поход к психологу равносилен признанию, что я сам не могу решить свои проблемы)

 

Таким образом, некоторые причины  мифов и установок лежат в  особенностях развития психологии как  науки и национальной психологии россиян, поэтому повлиять на эти  установки практически не возможно. Мы можем только их учитывать и с помощью их объяснять отношение к специалисту и его работе.

Другие же мифы и установки формируются  на основе взаимодействия с психологом, поэтому психолог может на них  оказывать влияние и проводить  специальную работу по формированию позитивного отношения и установок. Что как раз должно являться одним из основные направления работы психолога в начальный период.

 

 

Две ипостаси работающего человека:

  • Специалист в работе;
  • Человек в отношениях.

Для молодого специалиста вторая ипостась – Человек в отношениях – выходит на первый план.

Если ты не сможешь выстроить  нормальные отношения с людьми –  твоя ценность как специалиста не будет воспринята и востребована.

!!Помните, что ваши  отношения, будучи доброжелательными  и теплыми, должны оставаться  профессиональными.

 

 

Последовательность действий в начальный период работы (Самоукина Н.В.):

    • План (основные направления деятельности) и расписание работы (дни и время консультация). Должно быть вывешено минимум в 3-х местах: на дверях кабинета, в учительской или пед. кабинете, при входе в д/с или в школу.
    • Посещение детей: с беседой о том, чем занимается психолог; наблюдение на занятиях или уроках; игры.
    • Последовательное и регулярное посещение родительских собраний не реже 1-2 раз в 2 месяца.
    • Цикл выступлений для педагогов с разъяснением того, чем может быть полезен психолог школе и каждому учителю или воспитателю.
    • Отчет о работе на педсовете (без конкретных имен и результатов).

 

 

Психолог и руководитель (Битянова М.Р.)

 

Перед встречей составьте проект «Переговоры с директором»

1. Содержание работы

Может быть несколько вариантов:

  • Директор берет психолога под конкретные задачи. (Соотнесите запрос со своими возможностями).
  • Директор берет психолога, определяя для себя круг проблем, для которых ему нужен специалист. (Понять психологу ли адресован запрос, разобраться в сути деятельности и соотнести со своими возможностями. Запрос необходимо переформулировать в описание задач собственной профессиональной деятельности и объяснить директору, где проходит граница ответственности специалиста).
  • Директор берет психолога «вообще» не имея представления о содержании работы психолога (Предполагает максимальную активность психолога в постанове задач собственной деятельности).

2. Режим  и условия работы.

 

 

 

 

Психолог и педагоги

«Первое представление психолога лучше сделать на педсовете»

 (Битянова М.Р.)

«Установи доброжелательные отношения с педагогами на основе сотрудничества» (И.В. Дубровина)

Конструктивное взаимодействие с  педагогами возможно, если психолог:

  • Имеет установку на взаимодействие
  • Принимает педагогов такими, какие они есть
  • Ориентируется на субъект-субъектные отношения

 

 

Рекомендации  И.В. Дубровиной  начинающим специалистам

 

«Начальным этапом является ориентировка в условиях работы – наблюдение за жизнью учреждения»

«Начинай с того, что  лучше всего знаешь и умеешь»

 «Психолог первым  должен предложить свои услуги (темы, консультации, диагностику, занятия)  педагогам и родителям».

 

 

 

Ситуации профессиональной деятельности начинающего психолога  и возможная последовательность действий (Семаго М.М.)

 

ситуация

последовательность  действий

Психолог имеет представление о работе в образовательном учреждении, владеет некоторыми видами работ и психодиагностическим инструментарием.

  1. Определить для себя круг локальных и доступных задач (например, выявление дезадаптивных детей, определение готовности к школе и др.).
  2. Определить для себя с какой возрастной категорией детей вам на первых порах комфортно работать.
  3. Определить для себя какими приемами, технологиями и методиками вы владеете лучше всего. Осваивать другие постепенно и накапливать новые.
  4. Договоритесь с другими специалистами (соц. педагогами, дефектологами, логопедами) о посещении их занятий и обсуждения тех детей, которые вам уже приходилось сталкиваться в работе.
  5. Методически и регулярно ведите свои внутренние записи и пометки, так вам легче потом будет оформить всю необходимую документацию.
  6. Периодически связывайтесь со своими сокурсниками и коллегами, чтобы обсудить дела и обменяться информацией.

Психолог имеет преимущественно теоретические знания и представления о работе с детьми и в образовательном учреждении в целом.

  1. Определить для себя круг локальных и доступных задач (например, выявление дезадаптивных детей, определение готовности к школе и др.).
  2. Поиск возможности стажировки у более опытных специалистов.
  3. Если не владеете методиками приемами работы с детьми, то лучше сразу не беритесь за «проблемных» детей. Используйте наблюдение, и беседы с педагогами параллельно знакомьтесь с психологическими методиками.
  4. Определить для себя с какой возрастной категорией детей вам на первых порах комфортно работать.
  5. При организации работы берите готовые схемы из литературы.
  6. Периодически связывайтесь со своими сокурсниками и коллегами, чтобы обсудить дела и обменяться информацией.
  7. Проанализируйте все написанные вами протоколы и заключения, если все они похожи, вернитесь к п.2.

 

Рекомендуемая литература начинающему специалисту

Викентьев И.Л. Приемы саморекламы.

Клюева  Н.В. Технология работы психолога с учителем.

Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога.

Я работаю  психологом / Под ред. .И.В. Дубровиной


Информация о работе Общие рекомендации по самопрезентаци педагога-психолога в образовательном учреждении