ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Самопрезентация – акт
самовыражения и поведения, направленный
на то, чтобы создать благоприятное
впечатление или впечатление
соответствующее чьим-либо идеалам
(Майерс).
Самопрезентация – это
умение воздействовать на процесс формирования
своего образа у партнера, т.е. подать
себя в выгодном свете.
Любая самопрезентация осуществляется
для решения 3-х задач:
- Проинформировать
- Развлечь
- Убедить
Саморекламой необходимо заниматься
постоянно, в начальный период работы
рекламная деятельность психолога должна
быть особенно активной.
Для успешной самопрезентации необходимо
проанализировать особенности восприятия
психологами педагогов и ОУ в
целом, и мнение педагогов и администрации
о психологе и его работе в ОУ.
Отсутствие взаимопонимания между
администрацией и психологом обусловлено
несовпадением ожиданий и требований,
неадекватно завышенных с обеих
сторон (И.В. Дубровина).
Миф – это универсальный способ
освоения мира, средство сделать его
доступней, понятней, упрощенней.
Наиболее популярные
мифы о психологах (по материалам Интернета):
- Психолог = психиатр = психотерапевт
- Психолог - совершенный человек и должен все знать
- Психолог видит человека насквозь или обладает особыми способностями
- Психолог может решить все проблемы
- Психологи занимаются «психами»
- Психолог – душка (развлекает, не может причинить боль, мил в общении)
- Русский человек имеет особую культуру и в психологах не нуждается.
- Психологи постоянно манипулируют людьми, ставят над ними эксперименты
- Психологами становятся те, у кого есть проблемы
- У психолога не может быть проблем
- Главный метод психологов – гипноз и кодировка (а ля Кашпировский)
- Консультация у психолога причуда богатых
Причины мифов и стереотипов:
- Низкая культура населения, в том числе и психологическая
- Низкая культура специалистов-психологов
- Публичные сеансы гипноза, и использование гипноза как основного метода на ранних этапах развития психологии в России, а также использование гипноза в психотерапии в советский период.
- В донаучный период психологические знания транслировали знахари, колдуны, гадалки, поэтому отпечаток оккультности всегда был свойственен психологии
- Отсутствие четкости в определении критериев грамотной психологической помощи
- Мнение людей о том, что психолог обладает неким тайным
знанием
- Стремление психологов оправдать ожидания, всем помочь, искаженное понимание клиентцентрированной терапии К. Роджерса
- Особенности российского менталитета (кухонные разговоры, поход к психологу равносилен признанию, что я сам не могу решить свои проблемы)
Таким образом, некоторые причины
мифов и установок лежат в
особенностях развития психологии как
науки и национальной психологии
россиян, поэтому повлиять на эти
установки практически не возможно.
Мы можем только их учитывать и
с помощью их объяснять отношение к специалисту
и его работе.
Другие же мифы и установки формируются
на основе взаимодействия с психологом,
поэтому психолог может на них
оказывать влияние и проводить
специальную работу по формированию
позитивного отношения и установок.
Что как раз должно являться одним из основные
направления работы психолога в начальный
период.
Две ипостаси работающего человека:
- Специалист в работе;
- Человек в отношениях.
Для молодого специалиста вторая ипостась
– Человек в отношениях –
выходит на первый план.
Если ты не сможешь выстроить
нормальные отношения с людьми –
твоя ценность как специалиста не
будет воспринята и востребована.
!!Помните, что ваши
отношения, будучи доброжелательными
и теплыми, должны оставаться
профессиональными.
Последовательность действий
в начальный период работы (Самоукина
Н.В.):
- План (основные направления деятельности) и расписание работы (дни и время консультация). Должно быть вывешено минимум в 3-х местах: на дверях кабинета, в учительской или пед. кабинете, при входе в д/с или
в школу.
- Посещение детей: с беседой о том, чем занимается психолог; наблюдение на занятиях или уроках; игры.
- Последовательное и регулярное посещение родительских собраний не реже 1-2 раз в 2 месяца.
- Цикл выступлений для педагогов с разъяснением того, чем может быть полезен психолог школе и каждому учителю или воспитателю.
- Отчет о работе на педсовете (без конкретных имен и результатов).
Психолог и руководитель (Битянова М.Р.)
Перед встречей составьте проект
«Переговоры с директором»
1. Содержание работы
Может быть несколько вариантов:
- Директор берет психолога под конкретные задачи. (Соотнесите запрос со своими возможностями).
- Директор берет психолога, определяя для себя круг проблем, для которых ему нужен специалист. (Понять психологу
ли адресован запрос, разобраться в сути
деятельности и соотнести со своими возможностями.
Запрос необходимо переформулировать
в описание задач собственной профессиональной
деятельности и объяснить директору, где
проходит граница ответственности специалиста).
- Директор берет психолога «вообще» не имея представления о содержании работы психолога (Предполагает
максимальную активность психолога в
постанове задач собственной деятельности).
2. Режим и условия работы.
Психолог и педагоги
«Первое представление психолога лучше сделать на педсовете»
(Битянова М.Р.)
«Установи доброжелательные
отношения с педагогами на основе
сотрудничества» (И.В. Дубровина)
Конструктивное взаимодействие с
педагогами возможно, если психолог:
- Имеет установку на взаимодействие
- Принимает педагогов такими, какие они есть
- Ориентируется на субъект-субъектные отношения
Рекомендации
И.В. Дубровиной начинающим
специалистам
«Начальным этапом является
ориентировка в условиях работы – наблюдение за жизнью учреждения»
«Начинай с того, что
лучше всего знаешь и умеешь»
«Психолог первым
должен предложить свои услуги
(темы, консультации, диагностику, занятия)
педагогам и родителям».
Ситуации профессиональной
деятельности начинающего психолога
и возможная последовательность
действий (Семаго М.М.)
ситуация |
последовательность
действий |
Психолог имеет представление о работе
в образовательном учреждении, владеет
некоторыми видами работ и психодиагностическим
инструментарием. |
- Определить для себя круг локальных и доступных задач (например, выявление дезадаптивных детей, определение готовности к школе и др.).
- Определить для себя с какой возрастной категорией детей вам на первых порах комфортно работать.
- Определить для себя какими приемами, технологиями и методиками вы владеете лучше всего. Осваивать другие постепенно и накапливать новые.
- Договоритесь с другими специалистами (соц. педагогами, дефектологами, логопедами) о посещении их занятий и обсуждения тех детей, которые вам уже приходилось сталкиваться в работе.
- Методически и регулярно ведите свои внутренние записи и пометки, так вам легче потом будет оформить всю необходимую документацию.
- Периодически связывайтесь со своими сокурсниками и коллегами, чтобы обсудить дела и обменяться информацией.
|
Психолог имеет преимущественно теоретические
знания и представления о работе с детьми
и в образовательном учреждении в целом. |
- Определить для себя круг локальных и доступных задач (например, выявление дезадаптивных детей, определение готовности к школе и др.).
- Поиск возможности стажировки у более опытных специалистов.
- Если не владеете методиками приемами работы с детьми, то лучше сразу не беритесь за «проблемных» детей. Используйте наблюдение, и беседы с педагогами параллельно знакомьтесь с психологическими методиками.
- Определить для себя с какой возрастной категорией детей вам на первых порах комфортно работать.
- При организации работы берите готовые схемы из литературы.
- Периодически связывайтесь со своими сокурсниками и коллегами, чтобы обсудить дела и обменяться информацией.
- Проанализируйте все написанные вами протоколы и заключения, если все они похожи, вернитесь к п.2.
|
Рекомендуемая литература
начинающему специалисту
Викентьев И.Л. Приемы саморекламы.
Клюева
Н.В. Технология работы психолога с учителем.
Самоукина
Н.В. Первые шаги школьного психолога.
Я работаю
психологом / Под ред. .И.В. Дубровиной