Общие этические принципы делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 02:07, творческая работа

Краткое описание

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика.
Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Содержание

Основные данные о работе
Содержание
Основная часть
Общие этические принципы делового общения

Вложенные файлы: 1 файл

titov_tvorcheskaia_rabota_ps_del.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Обнинский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Психология и этика  делового общения

Тема

Общие этические принципы делового общения

Фамилия студента

Титов

Имя студента

Анатолий

Отчество студента

Владимирович

№ контракта

02900090701001


 

Содержание

 

        Основные данные о работе

        Содержание

        Основная часть

            Общие этические принципы делового общения

Основная часть

 Общие этические принципы делового общения

 

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения, существует своя специфика.

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика»  впервые употребил Аристотель для  обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства.» Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а  по возможности и гармонизация, интересов. Естественно если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое.

Этика деловых отношений является профессиональной этикой, регулирующей систему отношений между людьми в сфере бизнеса.

Овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Принципы этики деловых отношений, т.е. профессиональной этики, дают конкретному сотруднику в любой организации концептуальную этическую платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий.

Вот основные общепринятые  принципы этики делового общения:

1.Общепринятым  является центральное положение  так называемого золотого стандарта:  « В рамках служебного положения  никогда не допускать по отношению  к своим подчиненным, к руководству  и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

2. Необходима справедливость при  наделении сотрудников необходимыми  для их служебной деятельности  ресурсами (денежными, сырьевыми,  материальными и пр.)

3.Необходимо  обязательно исправить этическое  нарушение независимо от того, когда и кем оно было допущено.

4. «Принцип максимума прогресса»: служебное поведение и действия  сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию  организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

5. «Принцип минимума прогресса»: действия  сотрудника или организации в  целом этичны, если они хотя  бы не нарушают этических норм.

6. Этичным является терпимое отношение  сотрудников организации к моральным  устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

7.Сочетание  индивидуального релятивизма и  этического релятивизма с требованиями  общечеловеческой этики.

8.Индивидуальное  и коллективное начало равно  признаваемы за основу при  разработке и принятии решений в деловых отношениях.

9.Не  следует бояться иметь собственное  мнение при решении любых служебных  вопросов. Однако нонконформизм  как черта личности должен  проявляться в разумных пределах.

10.Никакого  насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

11.Постоянство  воздействия, выражающееся в том,  что этические стандарты могут  быть внедрены в жизнь организации  не единовременным приказом, а  лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

12. При воздействии (на коллектив,  на отдельных сотрудников, на  потребителя и пр.) учитывать силу  возможного противодействия.

13.Целесообразность  авансирования доверием к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и пр.

14.Стремиться  к бесконфликтности.

15.Свобода,  не ограничивающая свободы других.

16.Принцип  способствования: сотрудник должен  не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

17.Не  критикуй конкурента.

18. Имеется в виду не только  конкурирующая организация, но  и «внутренний конкурент» - коллектив  другого отдела, коллега, в котором  можно «усмотреть» конкурента. 

Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

   В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель». Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами имеется в виду то, какое поведение на службе является этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно - психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

• Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

• При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками.

• Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

• Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

• Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

• Тогда, когда это уместно, используйте прием "бутерброда" - спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

• Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах.

• Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

• Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

• Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

• Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

• Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения.

• Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

• Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе..

• Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

• Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного - кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу.

В деловом общении  «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем. Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

• Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений.

• Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо.

• Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

• Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только "да" или только "нет" Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит "пет", служит постоянным раздражителем.

• Будьте преданны и надежны, что не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы.

• Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. "через голову", сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности.

• Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

Общий этический принцип  общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Д. Трейси  в книге  «Менеджмент: точки зрения здравого смысла» даёт рекомендации, которые можно использовать как принципы этики делового общения между коллегами.

• Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

• Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

• В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

• Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных - ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом..

• Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

• Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.

• Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику..

• Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить.

• Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

• Старайтесь слушать не себя, а другого.

• Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно выплывет наружу и встанет на свои места.

• Посылайте импульсы ваших симпатий - словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует.

Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы. Недопустимо противопоставление корпоративных интересов интересам клиента. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело — деловой прагматизм.  С одной стороны, существующая рыночная реальность диктует ему поведение по принципу «не обманешь — не проживешь», а с другой стороны, моральный долг требует от него выполнения таких заповедей, как «не кради», «не обмани», «возлюби ближнего, как самого себя». Таким образом, это реальное противоречие нравственного сознания личности  изначально присущее ей в условиях развитых рыночных отношений. Эти два подхода можно условно назвать «прагматическим подходом» и «подходом, основанным на этических принципах». Думается, последний подход является, в конечном счете, более эффективным. Дополнительным подтверждением этого может служить мнение научного руководителя Высшей школы экономики, известного экономиста Евгения Ясина, который объясняет, что общество, в котором экономические и деловые отношения основаны на доверии, имеет гораздо больший потенциал для развития.

Информация о работе Общие этические принципы делового общения