Описание русского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 08:34, реферат

Краткое описание

Описание национального характера
Описание национального чувства
Описание национального самосознания
Описание национального вкуса
Описание национальных предрассудков, поверий, иллюзий, и настроенийОписание эмоционально-психологических сторон национальных интересов, потребностей, традиций и обычаев

Вложенные файлы: 1 файл

Домашка 1.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

       Государственное сознание  как форма самоутверждения национального духа было державным, имперским, оно отражало геополитическое положение России – отсутствие естественных преград агрессии с востока, юга и запада. В XIII–XV веках Русь примерно раз в пятьдесят лет опустошалась нашествиями, Москва сжигалась несколько раз в столетие. Это требовало сильного государства и стимулировало покорение агрессоров. Россия могла быть только либо империей, либо колонией. Ни один цивилизованный народ не сохранялся в истории при столь суровых геополитических, климатических и географических условиях. Государственное строительство подвигала напряженная борьба за самосохранение и создание условий для реализации исторического призвания русского народа.

       Государственное сознание русского человека было исконно  монархическим: истинная власть персонализирована, не самодостаточна, освящается Церковью, подчиняется велению совести – голосу Божию в человеке. Поэтому верховная власть в России руководствовалась императивами христианской морали. На Западе государственная власть строилась на основе правовых и политических механизмов, которые самодостаточны и независимы от состояния нравственности. В России власть наделялась нравственно-религиозным призванием. Западное рационалистическое материалистическое мировоззрение не доверяло богочеловеческому творческому духу истории.

       Русское государственное строительство  в силу  духовного призвания существенно отличалось от западноевропейской имперской политики. Расширение границ России в основном шло путем собирания русских земель и мирной колонизации необжитых пространств казаками, крестьянами, купцами, путешественниками, монастырями, а также в результате добровольного присоединения различных национальных и государственных образований. Русское государство завоевывало те территории, которые были для него источником смертельной опасности. Народы присоединенных к России территорий не истреблялись и не ассимилировались, не крестились насильственно, не угнетались и не превращались в рабов. В России невозможно вообразить государственную политику геноцида коренного населения.

       Источник: http://www.rummuseum.ru/portal/node/2392

    1. Описание национального вкуса
 

       Каждый  народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные  блюда, особые традиции в убранстве  стола и приготовлении пищи. Много  в них целесообразного, исторически  обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим  условиям. Тысячелетиями складывался  этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших  предков.

       Кулинарные  рецептуры, сформированные за годы в  результате многовековой эволюции, многие из них являются прекрасными образцами  правильного сочетания продуктов  по вкусу, а с физиологической  точки зрения - по содержанию пищевых  веществ.

       Быт народа складывается под влиянием многих факторов -- природных, исторических, социальных и др. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

       Ещё со времён средневековой древности  в нашей стране возделываются  рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно  наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки  различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники -- на свадьбах, пироги, блины -- на масленицу, "жаворонки" из теста -- в весенние праздники и т. д.

       Не  менее типичны для русской  традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, блины, овсяные кисели, запеканки, блюда  на основе гороха, а также из чечевицы.

       В более северных краях нашей страны особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена. Эта традиция имеет глубокие исторические корни. Когда-то у восточных славян, которые пришли на эти земли в VI веке н.э. и жили преимущественно в лесных участках, просо обрабатывалась как главная сельскохозяйственная культура.

       Просо служило сырьем для получения  муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления  супов и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее  время. Однако следует учитывать, что  пшено по своей питательности  уступает другим крупам. Поэтому его  следует приготовлять с молоком, творогом, печенкой, тыквой и другими  продуктами.

       Не  только зерновые культуры возделывали  наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали  основными на нашем огороде такие  культуры Древнего Рима, кaк кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служит незаменимой закуской, приправой к отварному картофелю и другим блюдам.

       Щи  из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей  национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и  рецепты блюд "перекочевали" из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Греки создавали Руси не только письменность, но и передавали многое из своей  культуры.

       В наше время капуста особенно широко используется в кулинарии северных и центральных районов России, на Урале и в Сибири.

       Репа  в России до конца XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня  картофель. Репу использовали повсеместно  и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё  приготовляли квас. Постепенно, с начала и до середины XIX века, она была вытеснена  гораздо более урожайным, но значительно  менее полезным картофелем (практически, это пустой крахмал).

       Брюква  почему-то в старинных источниках не упоминается, вероятно, потому, что  раньше брюкву не различали от репы. Эти некогда широко распространенные в России корнеплоды в настоящее  время занимают в овощеводстве сравнительно небольшой удельный вес. Не выдержали  они конкуренции с картофелем и другими культурами. Однако своеобразные вкус и запах, возможность различного кулинарного использования, транспортабельность, устойчивость при хранении позволяют  думать, что отказываться от репы и  брюквы в настоящее время не следует, так как они придают совершенно особый вкус многим блюдам русской  народной кухни.

       Из  овощных культур, которые появились  в России позднее, нельзя не назвать  картофель. В самом начале XIX в. картофель  произвел настоящий переворот в  традициях русского стола, блюда  из картофеля завоевали широкую  популярность. В распространении  картофеля и его популяризации  большая заслуга принадлежит  известному деятелю культуры XVIII в. А.Т. Болотову, который не только разработал агротехнику выращивания картофеля, но и предложил технологию приготовления ряда блюд.

       Продукты  животного происхождения практически  не изменились. Испокон веков наши пращуры потребляли мясо крупного рогатого скота ("говядно"), свиней, коз и овец, а также птицы - кур, гусей, уток. 

Источник: http://studentbank.ru/view.php?id=44705&p=1 

    1. Описание  национальных предрассудков, поверий, иллюзий, и настроений
 

       Между этими двумя словами разницы  мало; предрассудок есть понятие более  тесное и относится преимущественно  к предостерегательным, суеверным  правилам, что, как и когда делать или не делать. Из этого усматривается, еще в третьем значении, важность предмета, о коем мы говорим; он дает нам полную картину жизни и  быта известного народа. Не только у всех народов земного шара есть поверья и суеверия, но у многих они довольно схожи между собою, указывая на один общий источник и начало, которое может быть трех родов: или поверье, возникшее в древности, до разделения двух народов, сохранилось по преданию в обоих; или, родившись у одного народа, распространилось и на другие; или же наконец поверье, по свойству и отношениям своим к человеку, возникло тут и там независимо одно от другого. В этом отношении есть много ученых указаний у г. Снегирева. Север наш искони славится преимущественно большим числом и разнообразием поверий и суеверий о кудесничестве разного рода. Едва ли большая часть этого не перешла к нам от чудских племен. Кудесники и знахари северной полосы отличаются также злобою своею, и все рассказы о них носят на себе этот отпечаток. На юге видим более поэзии, более связных, сказочных и забавных преданий и суеверий, в коих злобные чернокнижники являются только как необходимая прикраса, для яркой противоположности. Нигде не услышите вы столько о порче, изурочении, как на Севере нашем; нигде нет столько затейливых и забавных рассказов, как на Юге. Поверья местные, связанные с известными урочищами, курганами, городами, селами, городищами, озерами и проч., не могли войти в эту статью главнейшее потому, что такое собрание вышло бы ныне еще слишком неполно и отрывочно. Если бы у нас много лет сряду занимались повсеместно сбором этих преданий, тогда только можно бы попытаться составить из них что-нибудь целое. Но предания эти гибнут невозвратно; их вытесняет суровая вещественность, — которая новых замысловатых преданий не рождает.

       У нас есть поверья — остаток  или памятник язычества; они держатся потому только, что привычка обращается в природу, а отмена старого обычая всегда и везде встречала сопротивление. Сюда же можно причислить все поверья  русского баснословия, которое, по всей вероятности, в связи с отдаленными  временами язычества. Другие поверья  придуманы случайно, для того, чтобы  заставить малого и глупого, окольным путем, делать или не делать того, чего от него прямым путем добиться было бы гораздо труднее. Застращав и поработив умы, можно заставить их повиноваться, тогда как пространные рассуждения и доказательства ни малого, ни глупого, не убедят и, во всяком случае, допускают докучливые опровержения. Поверья третьего разряда, в сущности своей, основаны на деле, на опытах и замечаниях; поэтому их неправильно называют суевериями; они верны и справедливы, составляют опытную мудрость народа, а потому знать их и сообразоваться с ними полезно. Эти поверья бесспорно должны быть все объяснимы из общих законов природы: но некоторые представляются до времени странными и темными. Засим непосредственно следуют поверья, основанные также в сущности своей, на явлениях естественных, но обратившиеся в нелепость по бессмысленному их применению к частным случаям. Пятого разряда поверья изображают дух времени, игру воображения, иносказания — словом, это народная поэзия, которая, будучи принята за наличную монету, обращается в суеверие. К шестому разряду, наконец, должно причесть — может быть только до поры до времени — небольшое число таких поверий, в коих мы не можем добиться никакого смысла. Или он был утрачен по изменившимся житейским обычаям или вследствие искажений самого поверья, или же мы не довольно исследовали дело, или, наконец, может быть в нем смыслу нет и не бывало. Но как всякая вещь требует объяснения, то и должно заметить, что такие вздорные, уродливые поверья произвели на свет, как замечено выше, или умничанье, желание знать более других и указывать им, как и что делать, — или пытливый, любознательный ум простолюдина, доискивающийся причин непонятного ему явления; эти же поверья нередко служат извинением, оправданием и утешением в случаях, где более не к чему прибегнуть. С другой стороны, может быть, некоторые бессмысленные поверья изобретены были также и с тою только целью, чтобы, пользуясь легковерием других, жить на чужой счет. Этого разряда поверья можно бы назвать мошенническими. Само собою разумеется, что разряды эти на деле не всегда можно так положительно разграничить; есть переходы, а многие поверья без сомнения можно причислить и к тому и к другому разряду; опять иные упомянуты у нас, по связи своей с другим поверьем, в одном разряде, тогда как они в сущности принадлежат к другому. Так, например, все лицедеи нашего баснословия принадлежат и к остаткам язычества, и к разряду вымыслов пиитических, и к крайнему убежищу невежества, которое не менее, как и самое просвещение, хотя и другим путем, ищет объяснения непостижимому и причины непонятных действий. Лица эти живут и держатся в воображении народном частою потому, что в быту простолюдина, основанном на трудах и усилиях телесных, на жизни суровой, — мало пищи для духа; а как дух этот не может жить в бездействии, хотя он и усыплен невежеством, то он и уносится, посредством мечты и воображения, за пределы здешнего мира. Не менее того пытливый разум, изыскивая и не находя причины различных явлений, в особенности бедствий и несчастий, также прибегает к помощи досужего воображения, олицетворяет силы природы в каждом их проявлении, сваливает все на эти лица, на коих нет ни суда, ни расправы, — и на душе как будто легче. Вопрос, откуда взялись баснословные лица, о коих мы хотим теперь говорить — возникал и в самом народе: это доказывается сказками об этом предмете, придуманными там же, где в ходу эти поверья. Домовой, водяной, леший, ведьма и проч. не представляют собственно нечистую силу; но, по мнению народа, созданы ею, или обращены из людей, за грехи или провинности. По мнению иных, падшие ангелы, спрятавшиеся под траву прострел, поражены были громовою стрелою, которая пронзила ствол этой травы, употребляемой по этому поводу для за лечения ран — и низвергла падших духов на землю; здесь они рассыпались по лесам, полям и водам и населили их. Все подобные сказки явным образом изобретены были уже в позднейшие времена; может быть, древнее их мнение, будто помянутые лица, созданы были нечистым для услуг ему и для искушения человека; но что домовой, например, который вообще добродетельнее прочих, отложился от сатаны - или, как народ выражается, от черта отстал, а к людям не пристал. 

Источник: http://www.ahmerov.com/book_720_chapter_3_VSTUPLENIE.html 

    1. Описание  эмоционально-психологических сторон национальных интересов, потребностей, традиций и обычаев
 

       Сущность  нац-псих. особеннотей русских невозможно объяснить, не обращаясь к наследию русской философии. Именно в русской философии можно найти самое глубокое   и объективное описание данных особенностей. Решение этой задачи с помощью философии привело к выводу о наличии у русских людей следующих сущностных качеств:

    • Парадоксальность ментальных проявлений.

       Специфика русского народа заключается в том, что ментальные противоречия приобретают у него форму парадоксов, т.е. сочетание неожиданных, острейших, взаимоисключающих и в то же время одинаково верных определений национального менталитета. Достоевский говорил, что он увидел в русском народе противоречия.

       С одной стороны, наш народ груб, невежествен, предан мраку и разврату, варвар, ждущий света, а с другой стороны, повторяет Достоевский, вслед за Аксаковым, русский народ уже давно просвещен и образован.

       Как и любые другие свойства - щедрость и гостеприимство - в силу парадоксальности русского менталитета, имеет не только достоинства, но и недостатки. Русский человек привык расточительно относиться как к природе, так и к материальному богатству, руководствуясь народной мудростью «Бог дал, бог взял».

         Легкомыслие олицетворено в 3х русских словах: «авось», «небось», «как-нибудь». Сегодня газеты пестрят сообщениями о том, что «новые русские» поражают за границей бережливых иностранцев своим мотовством.

       Безмерный характер русских порождает такие  национальные свойства как максимализм и экстремизм. Безмерность жизненного прорыва

    • Стремление к абсолютным ценностям. Созерцание сердцем.

     В русской душе присутствует бесконечное искание  правды, ей присуще неудовлетворенность временными, условными и относительными ценностями. Тяга к абсолютному, стремление воплотить себя в бесконечном ведет к пренебрежению повседневными условиями быта, материальным благополучием, к отсутствию дара созданию средней культуры. Впечатляет русская тяга к полному достижению цели, мечта о конечном и последнем, желание заглянуть в даль и способность нестрашиться смерти. Для Н.О. Лосского основной чертой характера народов России выступает его религиозность и связанная с нею исканиеабсолютного добра. Русские постоянно неудовлетворенные несовершенством своих нравов, поступков, убеждений, обладают чутким даром различения добра изла и неустанно ищут совершенное добра.

Информация о работе Описание русского народа