Определение и свойства психических состояний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Целями этой работы являются
- раскрытие понятия, свойств и классификаций психического состояния личности
- изучение характеристик основных положительных и отрицательных психических состояний личности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Определение и свойства психических состояний……………………………5
1.1 Свойства психических состояний……………………………………..7
1.2 Классификация психических состояний……………………………...8
2. Типичные положительные психические состояния человека……………...11
2.1 Профессиональная заинтересованность……………………………..11
2.2 Творческое вдохновение……………………………………………...12
2.3 Решительность………………………………………………………...13
3. Отрицательные психические состояния и их предупреждение…………...14
3.1 Психическая напряженность…………………………………………14
3.2 Стресс………………………………………………………………….15
3.3 Беспокойство — тревога……………………………………………...17
3.4 Персеверация и ригидность…………………………………………..18
4. Задание: указать, какое психологическое понятие характеризуется как «эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд»………………………….19
Заключение ……………………………………………………………………....22
Список литературы………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

В структуру психического состояния  включаются цель деятельности, особенности направленности личности, оценка человеком данной ситуации, предвидение результата деятельности, общая напряженность, общий функциональный уровень, соотношение доминирующих и заторможенных психических компонентов и их организация в данной структуре. При этом отмечается, что одна и та же структура психического состояния в зависимости от ситуации может изменяться. В структуру психических состояний также включаются аффективные, когнитивные, волевые и мнемические компоненты, мотивационные, эмоциональные, активационные процессы. Таким образом структура целостного системного явления может изменяться в процессе функционирования, а также что структура – это набор компонентов или процессов системного явления.

 В состав психического состояния  включаются показатели психических процессов, физиологических реакций, переживания и поведение. Подчеркивается неотделимость друг от друга переживаний и физиологических изменений в организме. Психологический и физиологический аспекты психического состояния рассматриваются составляющими одного и того же явления.

 

 

 

2. Типичные положительные психические состояния человека

 

Возникновение и протекание психических  состояний человека зависят от его  индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических  состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.

Однако можно выделить типичные положительные и отрицательные  психически е состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями.

Сюда следует отнести психические  состояния профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д.

 

2.1 Профессиональная заинтересованность

Огромное значение для эффективности  трудовой деятельности имеет психическое  состояние профессиональной заинтересованности. Глубокий, обоснованный, общественно и личностно мотивированный, сильный интерес к профессиональному труду является важнейшим фактором профессиональной пригодности. Именно профессиональный интерес в сочетании с волей человека к труду создаёт эмоционально-волевую готовность к профессиональной работе. Для успешного осуществления трудовой деятельности важна профессиональная заинтересованность как личностное психическое состояние, выражающее направленность личности, ибо потеря устойчивого интереса к работе означает дисквалификацию специалиста. Специалист же, имеющий сильный профессиональный интерес, сам ищет ситуации, которые позволили бы ему пережить состояние профессиональной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей.

Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать  в её области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с  данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профессиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.

Но следует отметить, что во избежание узкого профессионализма, для предотвращения профессиональной деформации личности состояние профессиональной заинтересованности должно сочетаться и протекать на фоне любознательности как направленности человека на получение знаний в различных областях культуры и жизни вообще, так и общей интеллектуальной отзывчивости. В свою очередь, любознательность здесь будет выступать и в качестве черты личности, и в качестве активного личностного психического состояния, выражающего потребность в ориентировке и связанного с избирательным отношением к действительности.

 

2.2 Творческое  вдохновение

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника  психических состояний, близких  по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия;  повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастании мощи воображения; полной сосредоточенности и росте физической энергии, которые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала — это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.

Важное значение для эффективности  профессиональной  деятельности имеет  психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным  ее элементам — в частности.

 

2.3 Решительность

Во многих профессиях важную роль играет решительность как психическое состояние готовности быстро принять решение и привести его в исполнение. Однако решительность — это ни в коем случае не спешка, торопливость, необдуманность, излишняя самоуверенность.  Необходимыми условиями решительности являются широта мышления,  проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, планомерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешительность, то есть психическое состояние, характеризуемое  недостатком психологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты  неблагоприятными последствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессиональным, ошибкам.

 

 

 

 

 

 

 

3. Отрицательные психические состояния и их предупреждение

 

3.1 Психическая  напряженность 

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут  возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в  себе, ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной  жизненной ситуации, в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия  приводят и к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной  (операторной, «деловой») напряженности, то есть напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности  (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность  зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными  экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).

Необходимо также отметить, что решение сложных  мыслительных задач вообще невозможно без определенного  эмоционального напряжения. Эмоциональное  напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, т. к.  сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное  решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного  принципа решения задач.

Предварительное эмоциональное  переживание ситуации  позволяет  человеку: а) почувствовать, что выполняемая  им деятельность  является «его деятельностью», б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т. е. осуществлять так  называемое предварительное «эмоциональное планирование». Здесь даже  отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей  ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.

 

3.2 Стресс 

Но воздействие экстремальных условий деятельности может привести к «возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

Понятие стресса в  современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые  явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до  появления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психической напряженности (а ее крайние формы — стрессом). Родоначальник теории стресса Г. Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на «хороших» (евстресс) и «плохих» (дистресс).

Не вдаваясь в теоретические  и терминологические вопросы, при дальнейшем изложении под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее  протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается  дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

По отношению к стрессу  у человека не возникает  целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное  отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне  зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно. В состоянии стресса возникают затруднения в осуществлении функций, связанных с направленностью мышления на решение  определенных задач. Это происходит ввиду того, что стресс выступает как фактор, разрушающий предварительное «эмоциональное  планирование», а в конечном итоге и всю схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе возникает общая реакция  возбуждения, и поведение человека становится (в большей, или меньшей  степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Еще  большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных  факторов, которые всегда и для  всех людей выступали бы в качестве «стрессоров», то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как  правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные  раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь  критики или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка  информацией и т. д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определенной мере позволяет говорить об  эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

Степень стрессовости реакций  человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного  воздействия  (стрессора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т. д. Стресс — это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с  интеллектуальной деятельностью можно говорить об  «интеллектуальном стрессе», «интеллектуальной фрустрации» и даже «интеллектуальной агрессии». После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической  концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

 

3.3 Беспокойство  — тревога

Состояние стресса у  человека нередко может сопровождаться  таким сложным психическим состоянием как «беспокойство»,  «тревога», «тревожность». Тревожность — это  психологическое состояние, которое  вызывается возможными или вероятными  неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и  деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения  покоя и др.) и реакциях. Условиями, вызывающими беспокойство — тревогу  («нарушителями спокойствия») будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки;  возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой  деятельности или общения; ожидание (иногда длительное)  определенного результата и т. д.

Как показывают данные многих исследований, «тревожные»  испытуемые превосходят «нетревожных» в  решении простых задач, но отстают  в решении сложных.

Тревожность будет положительным  психическим состоянием, если она  вызывается у человека из-за того, что он близко к сердцу принимает судьбы других людей, дело, которому служит.

«Мягкие» формы тревожности  служат человеку в качестве  сигнала  к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах. Если же тревожность возникает по ничтожным причинам,  неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, «вязкой», плохо изживается, то такое состояние, безусловно,  отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.

 

 

3.4 Персеверация и ригидность

Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях,  которые могут возникать у  человека в процессе его деятельности и  общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях  персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них  действительно много общего. Однако персеверация — пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое;  ригидность — более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.

Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в  первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности  в интеллектуальной деятельности: первые из-за  инертности, «застойности», вторые— вследствие такой «подвижности», которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.

Информация о работе Определение и свойства психических состояний