Определение и функции семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:45, реферат

Краткое описание

Данный реферат почти целиком посвящен проблемам
семьи но я еще попытаюсь проанализировать основные ошибки а таже написать о
путях выхода их кризисных ситуаций. Для начала я хотел бы затронуть тему любви.
Ценности , к которым стремится человек, в значитильной мере определяются группой
где он учился общению где сформировалась его личность где он вырабатывал свои
воззрения и по нормам которой он в дальнейшем оценивает свою деятельность.
Первой и наиболее значимой группой для человека является семья. В семье ребенок
впервые овладевает различными способами общения, и это способствует успешности
его в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения воззрения и идеалы
являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления
и зачастую остаются образцом и для взрослого человека.

Вложенные файлы: 1 файл

супруж.конфликт лекарство или яд.docx

— 95.62 Кб (Скачать файл)

производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и

устойчивый конфликт между членами семьи

выделяются еще два типа

1.                      трудности, связанные с резкой  сменой образа жизни

семьи. Это психические трудности которые возникают на границе смены этапов

жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются

резким изменением образа жизни.

2.                      Трудности связанные с их суммированием и наложением

друг на друга. например, необходимость практического решения проблеме в

начале второго этапа  то есть после  появления в семье первого ребенка,

завершение образования , освоение профессии, уход за ребенком , первичное

обзаведение имуществом ,решение семейной проблемы.

По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на три типа.

1.                      связанные с этапами жизни  семьи, то есть трудности

первичные , которые переживаются всеми семьями в более или менее острой

форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на

первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого

домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни

семьи  приводят к кризисам . первый кризис возможен в конце первого года

совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между

семнадцатью и двадцатью пятью годами.

2.                      Трудности, обусловленные неблагоприятными  вариантами

жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из

её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука

супругов, наличие внебрачного ребёнка.

3.                      Ситуационные нарушения - это трудности, относительно

краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи

(серьёзные заболевания членов  семьи, крупные имущественные потери). Особую

роль при этом играет фактор внезапности ( неподготовленность членов семьи

тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности(

неуверенность в том что семь может обеспечить безопасное будущее).

Самое главное последствие всех этих нарушений – это неблагоприятное влияние

на психическое здоровье индивидов которое в последствии только усугубляет

нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического

напряжения и тормозит развитие личности.

Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные

последствия . иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее

воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая

устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по разному.[2] стр

411

1.                      чаще всего рассматривают механизм  решения проблем в

отношении семей, умеющих делать это( опознать их , осознать, выдвинуть

наиболее подходящее решение)

2.                      также выделяют группы семей, которые легко

приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Способствует этому гибкость

взаимоотношений, не слишком жесткая и не слишком ‘‘ расплывчатая‘‘ степень

четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченности семьи, открытость в

восприятии окружающего мира  действительно способность разрешать трудности

зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но при этом не

учитывается характер проблем . однако решение семейной проблемы _ это

самоограничение каждого из её членов , снижения уровня потребления и

ограничение потребностей , взятие на себя большой физической и

психологической нагрузки. А эти проблемы не ограничиваются лишь механизмом

решения проблемы. Здесь надо учитывать то что семья реагирует на трудности

как единая система. Это касается первого подхода гибкость и открытость также

благоприятствуют решению семейных проблем.

3.                      Ещё один взгляд на проблему  устойчивости семьи по

отношению к разным трудностям связан с понятием латентного нарушения

функционирования семьи. Латентное нарушение- это такое, которое в нормальных

условиях практически не оказывает сколько-нибудь значительного негативного

воздействия на её жизнь. Однако при попадании семьи в экстремальные условия

оно играет важную роль определяя неспособность семьи противостоять таким

условиям. Как в обычных условиях  так и в условиях небольших нарушений ,

члены семьи общаются , испытывая разнообразные чувства к друг другу,

выполняют роли , несут на себе определенные обязательства. Не слишком

значительные нарушения  взаимопонимания , умеренный уровень конфликтности,

пониженная способность членов семьи регулировать уровень своих требований

друг к другу в таких условиях не оказывают значительного влияния  на жизнь

семьи. Иное дело трудные условия. здесь возникает разница в реакции семь на

трудности.  В семьях где латентных нарушений мало , мобилизация семьи для

преодоления трудностей , усиление её сплоченности, активизация совместных

действий  возможно. В такой ситуации эти семьи начинают функционировать

лучше, а те, у которых латентные нарушения многочисленнее начинают

функционировать хуже. Благодаря рассмотрению латентных нарушений, трудности

выступают не просто как фактор, нарушающий жизнедеятельность семьи  , а

позволяет обнаружить слабые места в той или иной семье

    

Методы коррекции семейных отношений

 

В этом разделе мы попытаемся охарактеризовать основные виды

психотерапевтических техник, наиболее широко применяемых в семейной

психотерапии. В нашем случае методика (техника)- это типовая совокупнось

действий, с помощью которых психотерпавт решает определенную

психотерапевтическую задачу .Выделяют следующие типы методик:[2] стр 424

1.                      Указания –это

высказывания психотерапевта о необходимости определенных действвий при этом

конкретно и прямо указывается на то, что нужно сделать, чтобы добить

ся выздоровления , решения проблемы, разрешения конфликта в той или иной

семье. Дерективы делятся на прямые и парадоксальные. В основе этого деления

лежит разница в способе воздействия на поведение членов семьи. В случае

парадоксальной дерективы истинная её цель противоположна провозглашаемой.

Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их

семей поступят как раз наоборот.

2.                      Изучение семьи. В

основе любой директивы лежит психологический расчет, учитывающихй огромный

набор фактов. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам , в

процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.

3.                      Воздействие примером . В

ходе семейной психотерапии неожиданно возникает значительное число

разнообразных проблем , ситуаций, положений. Члены семьи семьи реагируют на

них, комментируют, ищут выход из ситуации. При этом “выплывают” проблемные для

них аспекты взаимоотношений. Психотерапевт же обяхан выхватить из потока

событий эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как

можно их решить.

4.                       Семейная дискуссия. В

этом случае речь идет об обсуждении членами семьи широкого круга проблем,

касающихся их жизни, а также способов решения различных семейных вопросов.

Дискуссия преследует многочисленные цели:

4.1) коррекция неправленных представлений о различных аспектах семейных

взаимоотношений. В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться в

правильности и незыблемости своих убеждений, которые раньше представлялись им

единственно возможным ии очевидными;

4.2) обучение членов семьи методам  дискуссии. Приведем некоторые правила

ведения дискуссии:

а) “цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти истину”;

б) “дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто умней”;

в) “цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину”;

г) “прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься

возразить, попробуй развить то, в чем прав другой”;

4.3) обучение членов семьи объективности. При этом не малую роль играет

коррекция семейных взаимоотношений, препятствующих формированию адекватного

представления членов семьи по тому или инлму вопросу.

При коррекции особое значение приобретает интерес членов семьи к семейной

дискуссии.

Особенно важно при управлении семейной дискуссией искусство психотерапевта.

J. Peres предложил основные приемы, используемые терапевтом для ведения этой

процедуры:

-      молчание;

-   обучение с помощью опросов;

-   повторение (резюмирование);

-   обобщение;

-   наблюдение за эмоциональным  состоянием членов семьи и  т.д.

5.                  Обусловленное обобщение. Сюда

относяться методические приемы, заключающиеся в том , что в обычные семейные

отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность

членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из

приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между

супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает

определенные чувства. Один из супругов обращается к партнету с различными

вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствует чувству,

испытываемому в данной ситуации. Нередко в качестве нового элемента вводятся

новые правила. Такова, разработанная G.Bach и модифицированная S.Kratochvil,

техника “честной борьбы” или “конструктивного спора”. Техника включает набор

правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность

в агрессии:

а) спор может проводить только после предварительного обучения и согласия

обеих сторон; выяснять отношения следует как можно быстрее после

возникновения конфликтной ситуации;

б) начинающий спор должен ясно представлять цель, к которой стремится;

в) все стороны должны быть активными в споре;

г) спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности;

д) применение аргументов, болезненных для одного из участников спора

(указание на психические болезни, физические уродства, сексуальные  неудачи и

т.п.) запрещено.

Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть на специальных занятиях и

затем включать в свои повседневные отношения.

6.        Формирование умения и навыки. Особенность методик

данной группы в том , что перед пациентами становится определенная задача, ему

сообщается об умении или навыке, которые он должен сформировать. Сообщается так

же критерий , с помощью которого он может судить, в какой мере ему это удалось.

7.        Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают

проигрывание ролей в различного рода играх, символизирующихсемейные отношения

(например игра в «зверинуюсемью», в которой участвуют папа-кот и мама-кошка),

«обмен ролями» (игры, в которых родители и дети меняются местами или супруги

между собой), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты

своих взаимоотношений).

                            СЕМЬЯ И ПОДРОСТОК                           

В этом разделе я хочу рассказать о влиянии  конфликтов в семье на подростка.

Я думаю эту тему стоит затронуть из-за того, что  конфликты в семье очень

сильно влияют на психику подрастающего поколения, а эти нарушения очень

сильно сказываются при формировании семьи самим подростком .

Современная статистика показывает, что чуть более половины всех вступающих в

первый брак в возрасте от 25 до 29 лет- со временем часто расторгают его. У

подавляющего большинства разведенных пар остаются дети, нередко уже достигшие

подросткового возраста.  Все больше и больше практикующих врачей-психиаторов

и психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в

жизни подростка, источник неуверенности, замешательства болезненных

переживаний. одни специалисты  полагают, что в большинстве случаев душевные

раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно

залечиваются другие напротив, настаивают на том что пережитое потрясение

оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному

эмоциональному и социальному развитию личности подростка.

Характер влияния развода на подростков в значительной мере зависит и от

характера его воздействия на самих родителей. Их умение приспосабливаться к

новой ситуации- особенно если над ребенком осуществляется опека- решительным

образом влияют на то, как будет проходить. Адаптация подростка. Чем больше

беспокойствия испытывает мать, и отец тем больше вероятность, что душевное

состояние ребенка будет нарушено.

Существуют серьёзные доказательства того, что люди, чьи родители развелись,

разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье. Другими словами, склонность к

разводам передаётся от поколения к поколению. Многие исследователи пытались

разобраться в причинах этого явления. На сегодняйший день для него существует

два правдоподобных объяснения. Одно из них заключается в том что дети

разведенных родителей ,вступая в брак , имеют уже сложившиеся представления о

Информация о работе Определение и функции семьи