Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 11:30, контрольная работа
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Общение –сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Таким образом, в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Общение –сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Таким образом, в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения
(или коммуникация в узком смысле
слова) состоит в обмене информацией
между общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняют общение в процессе социального бытия человека. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций.
В работах Б.Ф. Ломова выделяются следующие
основные функции: информационно-
Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Описание общения как процесса передачи-приема сообщений является правомерным, но позволяет рассмотреть только одну из характеристик общения. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимо) воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодирования/декодирования сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы). В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм – кинетику (отико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику); паралингвистику (система вокализации, паузы, покашливания и т. п.); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении) и визуальное общение (система «контакта» глазами). Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокупность запахов, которыми могут обмениваться партнеры по общению.
Регуляторно-коммуникативная (
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. Другими словами – не бывает общения без воздействия и регуляции, так же как взаимодействия без общения.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
А.А. Бурный обозначил следующие функции общения:
• инструментальная – необходима для обмена информации в процессе управления и совместного труда;
• синдикативная – находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;
• трансляционная – необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
• самовыражения – ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания.
По критерию «цель общения» можно выделить восемь функций:
• контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности;
• информационная – обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т. д.;
• побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
• координационная – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
• понимания – адекватное восприятие и понимание смысла общения, и понимание партнерами друг друга, а именно понимание намерений, переживаний, установок, психических состояний;
• эмотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
• установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества;
• оказания влияния или управления – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
Помимо всех выше перечисленных функций, общение выполняет еще одну важную функцию – функцию социализации. В процессе общения ребенок усваивает общественный опыт, который невозможно описать ни в одном учебнике, у него формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
2.Сравните понятия «воспитание» и «социализация».
(из учебника)