Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:10, доклад
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься.
10. Экзальтированный
тип. Ему свойственны высокая контактность,
словоохотливость, влюбчивость. Такие
люди часто спорят, но не доводят дело
до открытых конфликтов. В конфликтных
ситуациях они бывают как активной, так
и пассивной стороной. Вместе с тем привязаны
и внимательны к друзьям и близким. Они
альтруистичны, имеют чувство сострадания,
хороший вкус, проявляют яркость и искренность
чувств. Отталкивающие черты: паникерство,
подверженность сиюминутным настроениям.
11. Экстравертированный тип. Отличается
высокой контактностью, у таких людей
масса друзей, знакомых, они словоохотливы
до болтливости, открыты для любой информации.
Редко вступают в конфликты с окружающими
и обычно играют в них пассивную роль.
В общении с друзьями, на работе и в семье
часто уступают лидерство другим, предпочитают
подчиняться и находиться в тени. Располагают
такими привлекательными чертами, как
готовность внимательно выслушать другого,
сделать то, о чем просят, исполнительность.
Отталкивающие особенности: подверженность
влиянию, легкомыслие, необдуманность
поступков, страсть к развлечениям, к участию
в распространении сплетен и слухов.
12. Интровертированный тип. Его,
в отличие от предыдущего, характеризует
очень низкая контактность, замкнутость,
оторванность от реальности, склонность
к философствованию. Такие люди любят
одиночество; редко вступают в конфликты
с окружающими, только при попытках бесцеремонного
вмешательства в их личную жизнь. Часто
представляют собой эмоционально холодных
идеалистов, относительно слабо привязанных
к людям. Обладают такими привлекательными
чертами, как сдержанность, наличие твердых
убеждений, принципиальность. Есть у них
и отталкивающие черты. Это — упрямство,
ригидность мышления, упорное отстаивание
своих идей. На все они имеют свою точку
зрения, которая может оказаться ошибочной,
резко отличаться от мнения других людей,
и тем не менее они продолжают ее отстаивать
несмотря ни на что.
Данная классификация относится в основном
к взрослым людям и представляет типологию
характеров преимущественно с точки зрения
отношения к людям (напомним, что характер
человека проявляется также в отношении
к делу).
Приведем еще одну интересную попытку
представления типологии характеров,
в основе которой отношение человека к
жизни, обществу и нравственным ценностям.
Ее вывел Э.Фромм
415
I
и обозначил как социальную
типологию характеров1. «Социальный
характер, — пишет автор, — содержит
... выборку черт, существенное ядро
структуры характера
Обобщив данные наблюдений за социальным
поведением различных людей, соотнеся
их с практикой работы в клинике (Э.Фромм
был врачом-психиатром фрейдистской ориентации),
автор представляемой типологии характеров
вывел следующие их основные типы:
1. «Мазохист-садист». Это
тип человека, который склонен видеть
причины своих жизненных успехов и неудач,
а также причины наблюдаемых социальных
событий не в складывающихся обстоятельствах,
а в людях. Стремясь устранить эти причины,
он направляет свою агрессию на человека,
который представляется ему причиной
неудачи. Если речь идет о нем самом, то
его агрессивные действия направляются
на себя; если в качестве причины выступают
другие люди, то они становятся жертвами
его агрессивности. Такой человек много
занимается самообразованием, самосовершенствованием,
«переделкой» людей «в лучшую сторону».
Своими настойчивыми действиями, непомерными
требованиями и притязаниями он иногда
доводит себя и окружающих людей до состояния
изнеможения. Особенно опасен для окружающих
такой тип тогда, когда он получает над
ними власть: он их начинает терроризировать,
исходя из «благих намерений».
Характеризуя таких людей как врач-психиатр,
Э.Фромм писал: «Наиболее часто проявляемые
мазохистские тенденции — это чувство
собственной неполноценности, беспомощности,
ничтожности»3.
'См.: Фромм Э. Характер и социальный
прогресс // Психология личности: Тексты.
— М., 1982. 2Там же, — С. 49. }Фромм Э. Бегство
от свободы.— М., 1990. — С. 124—125.
416
Люди-мазохисты проявляют
тенденции принижать и
Интересно наблюдение Э.Фромма, утверждающего,
что в этом типе людей наряду с мазохистскими
склонностями почти всегда открываются
и садистские тенденции.
Они проявляются в стремлении ставить
людей в зависимость от себя, приобретать
над ними полную и безграничную власть,
эксплуатировать их, причинять им боль
и страдание, наслаждаться видением того,
как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э.Фромм
показал, что подобные личностные свойства
были присущи многим известным в истории
деспотам, и включил в их число Гитлера,
Сталина, ряд других известных исторических
лиц.
2. «Разрушитель*. Характеризуется
выраженной агрессивностью и активным
стремлением к устранению, уничтожению
объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение
надежд у данного человека. «Разрушительность,
— пишет Фромм, — это средство избавления
от невыносимого чувства бессилия»1. К
разрушительности как к средству разрешения
своих жизненных проблем обычно обращаются
люди, которые испытывают чувство тревоги
и бессилия, ограничены в реализации своих
интеллектуальных и эмоциональных возможностей.
В периоды больших социальных потрясений,
революций, переворотов они выступают
в качестве основной силы, разрушающей
старое, в том числе и культуру.
3. «Конформист-автомат». Тако
'Там же. — С. 155.
гФромм Э. Бегство от свободы.
— М., 1990. — С. 168.
14. Р. С. Немов, книга 1
417
быстро и без проблем
меняет свои убеждения, если обстоятельства
этого требуют, не особенно задумываясь
над моральной стороной подобного
поведения. Это — тип сознательного
или бессознательного приспособленца.
Выведенная Э.Фроммом типология реальна
в том смысле слова, что действительно
напоминает поведение многих людей во
время социальных событий, происходящих
в нашей стране сейчас или имевших место
в прошлом.