Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 17:22, контрольная работа
Организационная психология имеет цель повышение производительности труда и удовлетворенности работой в различных организациях. Эта дисциплина изучает широкий круг тем: от мотивации труда, морального духа сотрудников и продуктивности их работы до лидерства (руководства) и эффективности организационной структуры, от малых групп до больших многонациональных корпораций. История развития организационной психологии началась в 1925 г. с обобщений результатов классических Хоторнских исследований. Эти эксперименты, помимо прочего, позволили сделать принципиальный вывод: изменения производительности труда рабочих невозможно объяснить одними объективными факторами, такими как материальные условия и режим труда.
1. Организационная психология
Трудовые аттитюды и продвижение по службе
Мотивация труда
Групповые процессы и групповая динамика
Руководство и принятие решений в организациях
Организационное развитие
2. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента Организация деятельности кадровых служб Отбор персонала Оценка сотрудников и прием на работу
Министерство образования и науки Украины
Украинская инженерно-педагогическая академия
Кафедра психологий, философий и образовательных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
из курса "Психология труда"
темы: Организационная психология,
Профессиональный отбор как элемент управления персоналом
Выполнила: студентка 3 курса
группы ЗТ-С12-1
Яхина Юлия Александровна
Харьков 2014
ПЛАН:
1. Организационная психология
Трудовые аттитюды и продвижение по службе
Мотивация труда
Групповые процессы и групповая динамика
Руководство и принятие решений в организациях
Организационное развитие
2. Профессиональный
отбор как элемент управления персоналом Роль руководящих кадров в обеспечении
эффективности менеджмента
Организация деятельности кадровых служб
Организационная психология
Организационная психология
имеет цель повышение производительности
труда и удовлетворенности работой в различных
организациях. Эта дисциплина изучает
широкий круг тем: от мотивации труда,
морального духа сотрудников и продуктивности
их работы до лидерства (руководства) и
эффективности организационной структуры,
от малых групп до больших многонациональных
корпораций. История развития организационной
психологии началась в 1925 г. с обобщений
результатов классических Хоторнских
исследований. Эти эксперименты, помимо
прочего, позволили сделать принципиальный
вывод: изменения производительности
труда рабочих невозможно объяснить одними
объективными факторами, такими как материальные
условия и режим труда. Для понимания трудового
поведения большое значение имеют субъективные
факторы, такие как моральный дух, стиль
руководства, аттитюды работников в отношении
компании и межличностные отношения.
Меняющиеся общественные представления
о природе труда и об ответственности
организаций за качество трудовой жизни
их сотрудников, так же оказывают влияние
на развитие организационной психологи.
Предмет организационной психологии частично
совпадает с областью интересов психологии
персонала, которая занимается преимущественно
индивидуальными различиями и подбором/отбором
кадров. Новые области организационной
психологии включают разработки и оценку
программ профподготовки, оценку деятельности
работника, измерение отношения работников
к своему делу и их удовлетворенность
работой, а так же организационную диагностику
и оценку. Организационная психология.
имеет множество подобластей, в т. ч.: удовлетворенность
работой, трудовые аттитюды, развитие
карьеры, мотивация труда, групп. процессы,
групп. динамика, деятельность руководителя,
принятие решений в организациях и совершенствование
организационной структуры.
Трудовые аттитюды и продвижение по службе
Так как индивидуальные процессы играют
важную роль в развитии и понимании организационной
психологии, ведутся широкие исследования
трудовых аттитюдов, удовлетворенности
работой и атрибуций в организационном
контексте. Трудовые аттитюды часто отражают
реакции сотрудников на свою работу, группы,
руководителей и организацию в целом,
а так же направляют трудовое поведение.
В течение многих лет главной темой исследований
в области аттитюдов была удовлетворенность
работой. Разработки Э. А. Локком таксономия
измерений работы отображает такие ее
характеристики, которые, как правило,
связаны с удовлетворенностью работой,
включая характер работы, зарплату, продвижение
по службе, признание, условия труда, дополнительные
льготы, непосредственное начальство,
коллег, клиентов и семью. Общая удовлетворенность
определяется взаимодействием нескольких
измерений удовлетворенности работой.
Поэтому при оценке удовлетворенности
работой следует использовать комплексные
показатели. С темой удовлетворенности
связана тема атрибуции. На атрибуции
внутренних причин (напр., способностей
и прикладываемых усилий) и внешних причин
(например, трудности задания и удачи)
влияют доступная человеку информация,
его убеждения и мотивация. Каузальные
атрибуции людей в отношении определенного
уровня выполнения работы могут оказывать
существенное влияние на их трудовое поведение
в организации. Кроме того, большинство
людей обнаруживают различные управленческие
стили решения проблем, в зависимости
от того, что у них преобладает - ощущение
или интуиция, и от того, как они оценивают
информацию - на основе чувства или мышления.
Исследования в области организационной
психологии показывают, что люди склонны
объединять эти 4 психологических функции
при решении проблем в различных ситуациях.
Э. Г. Шейн идентифицировал 3 основные.
модели карьеры в организациях:
а) карьера инженерного типа с потребностью
в перспективных возможностях, предполагающих
получение более высоких заработков и
повышение в должности;
б) карьера научного типа, ориентированная
скорее на внутренние стимулы, связанные
с решаемыми задачами;
в) чисто профессиональная карьера. Исследования
показывают, что на ценность, которую люди
придают продвижению по службе, влияют
как предшествующая ориентация работников,
так и их последующая профессиональная
социализация.
В своей теории карьеры Дж. Л. Холланд описал
6 измерений соотношения личных ориентации
и профессиональных сред: реалистическое,
интеллектуальное, соц., конвенциальное,
предпринимательское и художественное.
В теории развития карьеры Д. Супера и
Д. Т. Холла предполагается, что профессиональный
цикл чел. состоит из шести основных этапов:
исследования, проверки реальностью, экспериментирования,
упрочения положения, сохранения положения
и спада. Идентификация карьеры строится
на основе организационных характеристик
и Я-концепции конкретного чел.
Существует 3 основные группы теорий мотивации:
- теории потребностей - мотивов - ценностей
- теории когнитивного выбора
- теории саморегулирования-метапознания
Теории потребностей-мотивов-ценностей
претендуют на объяснение мотивационных
факторов исходя из устойчивых диспозиций,
таких как черты личности, структуры потребностей
и ценностей. К таким теориям относятся
теория иерархии потребностей А. X. Маслоу
и теория существования отношений роста
С. П. Алдерфера. Некоторые теории интринсивной
(внутренней) мотивации ставят в центр
мотивы высшего порядка, напр., теория
когнитивной оценки Э. Л. Деси, и теория
характеристик работы Дж. Р. Хекмана и
Г. Р. Олдхэма. Последняя описывает влияние
работы и событий, происходящих в орг-ции,
на интерес сотрудника к заданию и его
восприятие личного контроля, которые
считаются важнейшими психол. состояниями
в трудовом поведении. В созданной Дж.
С. Адамсом теории справедливости рассматриваются
отношения когнитивного и соц. обмена,
основаны на представлениях сотрудника
о том, насколько справедливо с ним обращаются
по сравнению с остальными. К другим известным
теориям этой группы относятся теория
мотивирующих и гигиенических факторов
Ф. Герцберга и теория мотивации достижения
Д. К. Мак-Клелланда.
Теории когнитивного выбора ставят в центр
когнитивные процессы, участвующие в выборе.
Трехфакторная теория В. Врума (валентность
- инструментальность - ожидание) - представительный
образец используемого в теориях этой
группы подхода, придающего особое значение
воспринимаемой вероятности успешности
деятельности при условии приложения
определенных усилий. В трехмерной теории
атрибуции Б. Вайнера (локус, устойчивость
и подконтрольность) подчеркивается мотивирующее
влияние атрибуций на поведение. «Атрибутивная»
модель мотивации З. М. Вонга наглядно
показывает, что структуры целей (индивидуальные
против командных) рабочей системы влияют
на характер атрибуций, которые, в свою
очередь, во многом определяют последующие
эмоции, ожидания и трудовую мотивацию
работников.
Теории саморегулирования-метапознания
выдвигают на первый план мотивационные
процессы целенаправленного поведения.
Разработанная Локком теория постановки
целей предполагает возможность повышения
эффективности выполнения задач и работоспособности
за счет точного описания целей и желаемых
результатов.
Групповые процессы и групповая динамика
Исследование групповых процессов и групповой
динамики все еще находятся под влиянием
пионерской работы К. Левина. Были тщательно
изучены такие переменные, как групп. нормы,
групп. давление, межгрупповые конфликты,
стили лидерства в группе (демократический
в сопоставлении с авторитарным), сплоченность
группы и межличностная коммуникация.
Социометрическая методика Морено широко
используется для измерения сплоченности
группы, часто определяемой как совокупность
сил, заставляющих индивидуума оставаться
в данной группе или покинуть ее. Сплоченность
группы считается значимым фактором, влияющим
на эффективность группы.
Одной из основных тем психологии групп
является групповое принятие решений.
В этой области существует 2 линии исследований:
социально-психологический подход, в рамках
которого изучают ролевое восприятие,
участи е, разделение власти и фактор огруппления
мышления; когнитивный подход, придающий
первостепенное значение структурам целей,
креативному решению проблем, использованию
когнитивных ресурсов, оценке неопределенности,
распределению информации и поддержке
решения. Еще одним аспектом групп. динамики
является межгрупповое поведение. Обнаружено,
что к числу главных факторов, влияющих
на межгрупповые отношения, относятся
конфликты целей, раздел ресурсов, зависимость
задач и заменяемость.
Руководство и принятие решений в организациях
Руководство рассматривается как процесс
влияния на групп. деятельность в направлении
достижения целей. Это влияние складывается
из взаимодействий между руководителями,
подчиненными и целями организации.
Источники власти руководителя:
- законная (традиционная) власть; власть,
основанная на вознаграждении;
- власть, основанная на принуждении; эталонная
власть (или власть примера);
- экспертная власть.
Эффективное употребление власти зависит
от соответствия стилей руководства ситуациям.
В О. п. есть 3 вида моделей лидерства. Модели
черт ставят в центр важные черты личности,
обеспечивающие успешность лидерства,
но не учитывают поведение руководителя
и ситуационные факторы, которые оказывают
существенное влияние на эффективность
руководства. Поведенческие модели предполагают,
что детерминантой эффективного лидерства
является отношения между руководителями
и их подчиненными и что достижение целей
группы или организации значимо связано
с определенными видами поведения руководителей.
Начатые во второй половине 1940-х гг. в Университете
штата Огайо исследование лидерства привели
к созданию двумерной модели поведения
руководителя, параметрами которого является
внимание к подчиненным (ориентированное
на хорошие деловые отношения) и исходная
структура (ориентированная на официальные
стандарты и правила выполнения работы).
Однако в этих моделях уделялось много
внимания отношениям и недооценивалось
влияние конкретной ситуации, поэтому
с их помощью не удалось установить закономерную
связь между поведением руководителей
и уровнем деятельности организации. В
отличие от этих двух видов моделей, ситуационные
модели подчеркивают важность совместимости
непредсказуемых заранее характеристик
руководителей, подчиненных, групп и ситуаций,
складывающихся в организации. К числу
влиятельных теорий руководства относится
ситуационная модель Фидлера. Эта модель
учитывает 3 случайные переменные: отношения
между руководителем и членами организации,
структуру задачи и должностные полномочия.
Различные сочетания значений этих трех
переменных могут дать 8 потенциальных
ситуаций. Модель показывает, как меняется
эффективность руководства, ориентированного
на отношения, и руководства, ориентированного
на задачу, в различных ситуациях. Др. важные
ситуационные модели - это модель «путь
- цель» Р. Дж. Хауса и нормативная модель
Врума - Йеттона. К данной теме имеет отношения
др. активно исследуемая в О. п. тема - оценка
руководства. Широкой популярностью пользуются
меры, учитывающие два измерения: стили
руководства, ориентированные либо на
задачу, либо на отношения, и стили деятельности,
ориентированные либо на производство,
либо на уход за оборудованием. Полезным
подходом к оценке руководства является
многоуровневая оценка, в которой участвуют
начальники, коллеги, подчиненные и сами
руководители.
Теме принятия решений в организациях
отводится важное место в организационной
психологии Г. Саймон рассматривал принятие
административных решений как процесс
обработки информации и анализировал
человеческую рациональность в пределах
психол. среды, используя понятие ограниченной
рациональности. Ф. Хеллер и Б. Вилперт
приняли на вооружение новый подход и
использовали такое измерение, как разделение
власти и влияния в качестве основной
переменной для понимания эксплуатационной
компетентности и управленческого успеха
при принятии решений в организациях.
Важный аспект организационной психологии
составляет быстро растущая область организационного
развития (ОР), которая включает: вмешательства,
направленные на совершенствование человеческих
отношений; техноструктурные вмешательства
и вмешательства, нацеленные на совершенствование
управления трудовыми ресурсами. Разработано
много методик ОР, таких как организационная
диагностика, тренинг сензитивности, групп.
консультации, управленческая решетка
и бригадный метод обучения, имеющих целью
улучшение морального духа членов организации
и повышение производительности организации.
Конечной же целью является совершенствование
всей организационной системы. Среди прочих
аспектов ОР - гибкое проектирование работ
для достижения большего разнообразия
задач, повышения их своеобразия, содержательности
и стимулирующего воздействия; совершенствование
организационных структур, позволяющих
оптимизировать распределение влияния,
власти и информации, и разрабатывание
более справедливых систем вознаграждений.
Основным подходом к ОР является исследование
деятельности, которое сосредоточено
на запланированных изменениях, проводимых
в форме циклического процесса, предполагающего
тесное сотрудничество между членами
организации и психологами. Обычно этот
процесс включает диагностику с целью
идентификации проблем, обратную связь
с главными членами или группами организации,
совместную диагностику и планирование
действий по внесению изменений и последующую
оценку результатов.
В несколько недавних исследований предлагаются
3 стратегии ОР, эффективность которых
доказана:
а) стратегия компетентности, сфокусированная
на улучшении практического обучения
работников знаниям, умениям и навыкам,
необходимым для повышения производительности
труда;
б) системная стратегия, придающая главное
значение совершенствованию сетевых систем
управления для обмена информацией, коммуникации
и достижения более высокой адаптивной
способности организационной структуры;
в) стратегия участия, способствующая
высокой вовлеченности различных групп
и работников, находящихся на всех организационных
уровнях, в планирование, разработку и
реализацию новых целей пр-ва и технологических
изменений. Влиятельным подходом к ОР
и внедрению новых технологий является
социотехническая модель, которая была
впервые разработана на основе исследований
Тэвистокского института человеческих
отношений в Лондоне. В этой модели одновременно
рассматриваются техническая и социальные
системы и подчеркивается значение взаимодействия
и соответствия между этими двумя системами
для достижения целей организации.
Поскольку происходит быстрое развитие
международных корпораций и многонациональных
совместных предприятий, в исследование
организационной психологии все большую
популярность завоевывает подход, основан
на принципах кросс-культурной психологии.
З. М. Вонг предложил использовать кросс-культурную
социоэкономическую перспективу для понимания
организационного поведения и организационной
культуры в контексте мирового экономического,
соц. и технологического развития.
Профессиональный отбор как элемент управления персоналом
Применение тестов
с целью прогнозирования профессиональной
пригодности может осуществляться только
на основании аналитического, синтетического
и комплексного подходов. Аналитический
подход предусматривает изучение и оценку
отдельных психологических показателей
(например, внимания, памяти, двигательной
координации и др.), важных для успешности
обучения и деятельности в избранной профессии.
Синтетический подход предусматривает
изучение целостной деятельности или
важных ее элементов, и потому в рамках
этого метода применяются различные аппараты,
с помощью которых моделируются такие
элементы и целые профессиональные операции.
Комплексный подход заключается в объединении
аналитического и синтетического методов
и в изучении некоторых психических и
психомоторных процессов как в раздельном
их проявлении, так и в условиях целостной
деятельности, где они могут выступать
с иными качественными и количественными
показателями. Профессиональный отбор
как элемент управления персоналом. Как
уже выше говорилось, под профессиональным
отбором понимают процесс практического
выделения из имеющихся кандидатов тех,
которые способны в данных условиях обеспечивать
наиболее эффективное выполнение возложенных
на них задач. Близким является понятие
подбора как создание резерва кадров (кандидатов
на должности). Задача отбора возникает
в ситуациях избытка претендентов и особых
требований к деятельности человека на
данном рабочем месте; задача подбора
и расстановки персонала существуют всегда.
Под расстановкой кадров понимают распределение
работников по рабочим местам в организации
в соответствии с их индивидуально-психологическими
особенностями, профессиональной подготовленностью
и требованиями деятельности на конкретном
рабочем месте.
Практика показывает,
что возложенные на профотбор задачи могут
успешно решаться лишь при ясном понимании
заказчиком и исполнителем (психологом,
работником отдела кадров) особенностей
всего цикла движения персонала в организации.
Обычно можно выделять следующие этапы
работы с персоналом: прием (изучение и
отбор кандидатов, их знакомство с организацией)
— начальная профессиональная подготовка
(вводный курс, стажировка) — психологическое
сопровождение (поддержка в кризисные
периоды адаптации человека к особенностям
деятельности) — профессиональная подготовка
и переподготовка (обучение, ротация, продвижение
по должности) — мотивирование (стимулирование
активности, профессионального и личностного
роста) — профессиональная реабилитация
(профилактика профессиональной деформации
личности, профессиональных заболеваний,
восстановление здоровья и работоспособности)
— увольнение (ритуалы, статистика, причины,
фазы принятия решения и др.)
Профессиональный
отбор предполагает учет ряда важных условий
его эффективности:
1. Знание требований
трудового поста и конкретного рабочего
места, которое интегрировано в профессиограмме.
(Неэффективен отбор «вообще».)
2. Разработка количественных
критериев отбора: с одной стороны, характеристик
профессионально-важных качеств работника
(концентрированно выраженных в психограмме),
с другой — норм отбора по эквивалентным
шкалам психодиагностических методик.
(Отбор без объективных критериев профпригодности
невозможен.)
3. Обеспечение психометрических
требований к используемому психодиагностическому
инструментарию (надежности, валидности
психологических тестов и методик, психометрических
норм отбора, адаптированных к условиям
данной организации). (Несовершенство
инструментария, значительные систематические
ошибки и промахи в организации измерения
резко снижают прогностичность выводов.)
Постановка задачи отбора персонала, таким
образом, требует, с одной стороны, конкретизации
понятия ПВК субъекта как количественных
характеристик, с другой — наличия диагностического
инструментария их оценки. В практике
отбора чаще используют стандартные тесты
(т. е. методики, прошедшие все этапы психометрической
разработки). С учетом ПВК, предъявляемых
данным трудовым постом субъекту деятельности,
необходимо подбирать валидные тесты
(диагностирующие именно искомые качества).
Психодиагностическая культура исследователя
предполагает адаптацию тестов к специфике
трудовых постов, рабочих мест и особенностям
контингента испытуемых, выделение тестовых
норм — количественных характеристик
профпригодности, их периодическую проверку
и коррекцию.
При использовании
стандартных тестов необходим учет как
средних показателей по выборке профессионалов,
так и статистик разброса (максимальные,
минимальные, средне-квадратические отклонения).
При подборе адекватных тестов (надежных
и валидных) обычно выделяются критериальные
факторы (шкалы теста с минимальным разбросом
статистик) и факторы с широкой вариацией
показателей. Помимо того, необходимо
учитывать часто наблюдающуюся временную
динамику, зависимость типичного личностного
профиля от специфики организации и рабочих
мест (в этом подходе анализируются не
отдельные факторы, а их совокупность
— симптомо-комплекс, паттерн личностных
качеств). Большое значение имеет характеристика
эталонной выборки профессионалов, на
основании диагностики которой выносятся
суждения о критериях профотбора. Успешность
профессионалов, входящих в исследуемую
выборку, чаще определяют по совокупности
критериев (выявляют оценки психологического
климата, сработанности, совместимости,
удовлетворенности людей трудом, нередко
привлекают экспертов). В отдельных случаях
можно ограничиться объективными показателями
деятельности.
При решении типовых
кадровых задач обязательно необходимо
учитывать, что отбор всегда имеет вероятностный
характер, он — лишь прогноз возможной
у спешности субъекта. По существу, путь
отбора — путь сужения возможностей приспособления
людей к требованию трудового поста; формирование
индивидуального стиля деятельности —
путь расширения возможностей человека.
Поэтому отбор в
интересах организации, работодателя
целесообразен лишь тогда, когда он объективно
необходим. Кроме того, необходимо учитывать,
что стандарты отбора по существу складывались
в узкой сфере профессиональной деятельности
— в профессиях типа «человек — техника».
Многообразие мира профессий, весомые
социально-психологические факторы успешности
деятельности людей требуют дифференцированного
подхода в формулировании задач и критериев
отбора персонала соответственно особенностям
конкретных трудовых постов и рабочих
мест.
Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента
Роль руководящих кадров в обеспечении
эффективности менеджмента. Управление
персоналом комплексное, целенаправленное
воздействие на коллективы и отдельных
работников в направлении обеспечения
оптимальных условий для творческого,
инициативного, созидательного труда
для целей предприятия.
Организация деятельности кадровых служб
Управление персоналом – самостоятельная
группа профессиональных специалистов-менеджеров,
цели которых повышение производительности
творческой отдачи и активности персонала,
разработки и реализация программы развития
кадров организации.
А) формирование кадров организации ( планирование, отбор и наем в освобождение, анализ текучести и т.д.)
Б) развитие работников (профессиональная ориентация и оценка персонала, организация движения по службе)
В) совершенствование организации труда и его стимуляция. Создание безопасных условий труда и стимулирований.
В организации должна быть разработана
стратегия управления человеческими ресурсами,
определены перспективные ориентиры использование
персонала, его обновление и совершенствование
развития мотивации.
А) всесторонняя поддержка бизнеса
Б) формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу, обеспечение высшего уровня профессионализма, качество экспертизы кадровых ресурсов
В) выявление проблем в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение им внимания руководителей различного уровня
Г) создание условий для высокопродуктивной работы и поддержки творчества и новаторства персонала
Д) расширение знаний менеджеров организации с целью эффективного использования потенциала сотрудников
Кадровая политика в области
отбора кадров состоит в определении принципа,
которая реализуется в отношении личности.
1. Образование
2. Профессионализм
3. личная культура и этика работников
Важно установить соответствие
работника занимаемой должности, то есть
четко видеть систему работ, его функции
и под эти работы подбирать людей, имеющих
нужную квалификацию для качественного
выполнения работы.
Формула расчета общей потребности кадров:
- затраты времени на единицу продукции, мин
- количество рабочих операций в плановом периоде
НВР – нормативное количество времени планового периода, час
ПВ – потери времени с учетом перерывов, отпусков и болезней
Оценка сотрудников и прием на работу
Качественный аспект процесса подбора состоит в том, чтобы найти кандидатов, необходимых для работы предприятия. Здесь нужно дать полную характеристику наличия свободных мест.
Используют схему объявления о наличии свободных мест:
- содержание информации о фирме
- характеристика вакансии, функции и развитости персонала
- оценочные критерии личности претендента
- преимущества и льготы
- информация об условиях приема
Значимость правильного решения этой проблемы связана с высокой стоимостью рабочей силы. Определенную помощь в том, чтобы избежать ошибок в подборе оказывают различные источники информации:
Источник |
Содержание информации о ее назначении |
1. заявление о приеме |
Сообщает первое общее впечатлении о кандидате |
2. фотография |
Дает представление о внешности человека |
3. биография |
Наглядно показывает процесс становления, позволяет узнать детали личности |
4. личная анкета |
Содержит, собирает и систематизирует самую важную информацию, позволяет не забывать её |
5. аттестат зрелости |
Дает сведения об успеваемость в школе, университете |
6. трудовая книжка |
Поддерживает места работы, освещает сферы деятельности, дает описание квалификационной характеристики |
7. рекомендации |
Освещает все аспекты профессиональной пригодности, как правило, делаются дополнительные выписки |
8. разговор с поступающим |
Дает возможность заполнить пробелы информации с помощью других источников, беседы, личное представление |
9. пробная работа |
Способность выполнить определенную работу |
10. медосмотр |
На проф пригодность, психологические тесты (интеллект, эрудиция, проф качества, черты характера) |
11. графологическое заключение |
Дает сведение о характере в общем и частных аспектах пригодности |
ЛИТЕРАТУРА