Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 09:58, курсовая работа
При рассмотрении социальной работы с молодежью сегодня необходимо учитывать нарастающий демографический кризис. Член-корреспондент РАН (ИСЭПН РАН, г. Москва Н.М. Римашевская в своем докладе «Демографический кризис: причины, характер и региональный аспект» говорит следующее: «Средняя плотность населения в стране – 8,5 человек на 1 кв. км., но с запада на восток она интенсивно снижается. Центр характеризуется плотностью равной 56,5 человек, а Дальний Восток – 1,1 человек, т.е. в 50 раз ниже. В Центральном округе проживает 25% населения, а Дальневосточном – 5%... Качество населения отражается в следующих 3-х характеристиках:
- физическое, психическое и социальное здоровье;
- образовательно-профессиональный и интеллектуальных потенциал;
Введение
1. Необходимость государственной молодежной политики
1.1 Социальная работа с молодежью в школе
1.2 Структура государственной молодежной политики
2. Организационные основы социальной работы с молодежью
Заключение
Библиографический список
- социальные услуги (общие
– для всего населения и
специфические – для
- среди источников
Для повышения эффективности взаимодействия разных уровней социальной защиты населения, в том числе молодежи, необходимо:
- разработать принципы
инвестирования резервных
- предоставить гражданам
право: добровольно переводить
- совершенствовать системы
источников финансирования
- согласовать социальную
поддержку с отраслями и
- учредить региональные (муниципальные)
фонды социальной поддержки
Социальный работник, участвуя в процессе формирования региональной молодежной политики, должен иметь в виду:
- источники, объемы и принципы
финансирования социальных
- критерии определения
социального положения
- существующие системы
учреждений социальной работы, а
также технологии оказания
- полномочия: федеральных, региональных
и местных органов социальной
защиты, их дифференциацию и
- наличие негосударственных структур, участвующих в социальной защите населения края;
- характер и формы самозащитной деятельности различных групп населения, в том числе молодежи.
Учет этих положений будет способствовать оптимальному реформированию системы социальной защиты и поддержки молодежи в регионе, так как при всех издержках централизованного управления деятельность структур исполнительной и законодательной власти должна осуществляться на основе межведомственной координации. Это позволит при разработке и реализации программных действий интегрировать бюджетное финансирование и обеспечение мероприятий социальной поддержки молодежи в единый алгоритм, который включает:
- организацию научно-
- совершенствование нормативно-
- прямые инвестиции в
развитие региональной
- реализацию научно и
экономически обоснованных
Для работы с молодежью во всей субъектах Российской Федерации функционируют органы исполнительной власти по молодежной политике. По данным исследования, проведенного в 2002 г. по заказу Департамента по молодежной политике Минобразования России, в стране численность сотрудников органов по молодежной политике регионального уровня достигает 2 тысяч. В целом в инфраструктуре сферы молодежной политики работает около 100 тыс. человек.
Важным в этой связи является расширение содержания старых и развитие новых методик, организационных форм социально-молодежной работы и работы по социальной поддержке молодежи, привлечение специалистов, вооруженных новыми знаниями, ведущих поиск и апробацию инновационных технологий социальной работы с семьей, уличной социальной работы с подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ с учетом типа поселения.
Необходимо также развивать научно-исследовательское направление организации социальной поддержки молодежи. Научного обеспечения ждут (в первую очередь) следующие мероприятия:
- совершенствование
- оценка эффективности
взаимодействия национально-
- разработка концепции
и методики оценки качества
оказываемых молодежи
- изучение: соответствия
должностей и полученного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для повышения эффективности и результативности социальной работы большое значение имеет учет специфики, социального положения, потребностей и интересов различных групп населения, данные которого используются органами социальной защиты, социальными службами, практическими социальными работниками в своей деятельности.
Система обучения социальных работников должна обеспечивать подготовку специалистов, умеющих налаживать межличностные отношения с клиентом, воздействуя как на социум, на условия жизнедеятельности человека, так и на него самого, стимулируя его на реализацию внутреннего потенциала, на социальную активность. Только в этом случае удается создать эффективную систему социальной защиты, умело восстанавливать взаимодействие между людьми, улучшать качество их жизни.
А.А. Карловская и Ю.А. Праскова (АмГУ) в своем докладе «Современная государственная молодежная политика в аспекте регионального развития» делают следующие выводы: «Молодежная политика должна быть основана на следующих направлениях:
- развитие творческого, научного,
спортивного и иного
- повышение уровней
- создание единого
- интеграция государственного
и коммерческого секторов
- поощрение создания и
поддержка молодежных
Главный акцент в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемерной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческий начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Социальные службы должны:
- оказывать поддержку преимущественно в связи с проблемами жизненного старта (следовательно, предоставлять более широкий комплекс услуг);
- учитывать особенности молодежной субкультуры;
Разрабатывать и апробировать инновационные программы, привлекать общественные организации.
Основными целями социальной работы с молодежью являются:
- создание системы социального
обслуживания молодежи как
- выявление факторов, обусловливающих
развитие асоциального
- оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;
- увеличение степени
- создание условий, при
которых человек, несмотря на
физическое увечье, душевный срыв
или жизненных кризис, может сохранять
чувство собственного
- достижение такого результата,
когда у клиента отпадает
Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.
В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник /А.И. Антонов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.
2 Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 35 с.
3 Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник /Н.А. Волгин. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 548 с.
4 Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики, 2006. – 206 с.
5 Демографическая ситуация
в Приамурье: состояние и перспективы
/Материалы региональной
6 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.
7 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра – М, 2003. – 395 с.
8 Панов А.М. Справочное пособие по социальной работе /А.М. Панов, Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
9 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие /Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427 с.
10 Холостова Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 400 с.
Информация о работе Организация социальной работы с молодежью