Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:35, контрольная работа
Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 г.г. до н. э.) душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ, и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.
Психологические знания в античности
Психология в средние века
Умозрительная психология XVII в
XVIII век: зарождение эмпирической психологии
XIX век: психология становится самостоятельной наукой
Возникновение психологии в России
Тема: «Основные исторические этапы развития психологической науки»
Содержание
Психологические знания в античности
Психология в средние века
Умозрительная психология XVII в
XVIII век: зарождение эмпирической психологии
XIX век: психология становится самостоятельной наукой
Возникновение психологии в России
Психологические знания в античности
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 г.г. до н. э.) душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ, и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Платон дает такой перечень чувств: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность, зависть.
Вершиной античной психологии явилось учение о душе Аристотеля(384-322). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является «нас» (разум), привносимый из вне в виде божественного разума.
Психология в средние века
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), анимистическая трактовка души Платоном и Аристотелем увязывается средневековыми авторами с христианским пониманием сущности человека. Душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
Тем не менее, в христианской аскетике были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов. В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить в этом направлении деятельность арабских мыслителей IX-XII вв. Ибн-Сины (Авиценны) и Ибн-Рушда (Аверроэса).
Немецкий схоласт Родольф Гоклениус (1547-1628)впервые ввел термин «психология» (1590).
Умозрительная психология XVII в
С XVII века начинается новая
эпоха в развитии психологического
знания. Она характеризуется попытками
осмыслить душевный мир человека
преимущественно с
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Готфрид
Вильгельм Лейбниц (1646-1716),отвергнув
установленное Р. Декартом равенство
психики и сознания, ввел понятие
о бессознательной психике. В
душе человека непрерывно идет скрытая
работа психических сил - бесчисленных
«малых перцепций» (восприятий). Из них
возникают сознательные желания
и страсти. Г. Лейбниц пытался
объяснить связь между
XVIII век: зарождение эмпирической психологии
Термин «эмпирическая
психология» введен немецким философом
XVIII века Христианом Вольфом (1679-1754)для
обозначения направления в
Этот принцип стал
краеугольным камнем учения
Основателем ассоциативной психологииДавид Гартли (1705-1757).По Д. Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Основываясь на физике И. Ньютона, трактовал процессы восприятия как действие вибраций внешнего эфира на органы чувств и мозг, которые также начинают вибрировать. В ослабленном виде вибрации в нервной системе могут продолжаться и тогда, когда внешние уже прекратились. Собственно же психические процессы являются отображением мозговых "вибраций". Тем самым Д. Гартли давал параллелистическую трактовку психофизической проблемы. Построил модель сознания, в которой простейшие его элементы: ощущения (сенсации), представления (идеации) и чувственный тон ощущений (аффектации) в опыте связываются друг с другом связями по механическому типу - одновременными и последовательными ассоциациями, образуя все более и более сложные уровни. При этом формирование общих понятий происходит также на основе ассоциаций, когда отпадают все случайные ассоциации, а существенные группируются вокруг целого посредством слова. Считал действующими силами психического развития удовольствие и страдание. Последующее развитие ассоцианизма связано с именами Джона Стюарта Милля (1806-1873) и Герберта Спенсера (1820-1903).
XIX век: психология
становится самостоятельной
Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60-х годах XIX
в. Оно было связано с созданием
специальных научно-
Последователь Вундта Эдвард Титченер (1867-1927), американский психолог, был основателем и лидером структурной психологии. В ее основе лежит идея элементов сознания (ощущений, образов, чувств) и структурных отношений. Структура, по Титченеру, выявляется интроспекцией - наблюдением субъекта за актами собственного сознания. Проводил экспериментальные исследования ощущений, внимания, памяти. Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция, в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах ощущений.
Возникновение психологии в России
Основоположником
Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Георгию Ивановичу Челпанову (1862-1936).Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Сторонник концепции психофизического параллелизма. Проводил многочисленные эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. Опираясь на эмпирическую интроспективную психологию, разработал ряд методов лабораторного психологического исследования. Считал, вслед за В.Вундтом, что смысл эксперимента - сделать самонаблюдение максимально точным. Был популяризатором психологической науки и автор ряда учебников по психологии.
Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927).Начиная с 10-х гг. ХХ в. приступил к построению собственной общепсихологической теории, названной им рефлексологией, основанной на объективных методах исследования. Считал предметом психологии поведение как систему врожденных и приобретенных сочетательных рефлексов.
Усилия Ивана Петровича
Павлова (1849-1936) были направлены на изучение
условно-рефлекторных связей в деятельности
повлияли на понимание физиологических
основ психической
Информация о работе Основные исторические этапы развития психологической науки