Основные концепции сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 20:00, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо сказать, что эти наиболее сложные проявления работы мозга не могут быть объяснены работой какой-то отдельной, изолированной группы нервных клеток, представляющих собой «центр сознания».
Как общетеоретические соображения, так и данные эксперимента свидетельствуют о том, что психические функции возникают на основе объединения в единую систему разных, функционально неоднородных нервных структур и специальной организации процессов мозга, обеспечивающей высокую степень мозговой интеграции. Изучение этой организации и лежит в основе поиска мозговых основ сознания.
Речь пойдет о трех основных подходах к решению данной проблемы. Это концепции «светлого пятна», информационного синтеза и связи сознания с речью.

Содержание

Введение 3
I Основные концепции сознания 4
1.1 Концепция сознания «Светлое пятно» 4
1.2 Повторный вход возбуждения и информационный синтез 6
1.3 Механизмы мышления 12
Заключение 17
Список литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Психофизиология.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

О значении частот тета-ритма  в данном аспекте в свое время  писал и П.В. Симонов. В цитированной ранее работе Дж. Десмедта и К. Томберг процесс синхронизации на частоте 40 Гц развивался в течение 100 мс после появления потенциала в первичной коре и до начала волны Р300. Попутно отметим, что синхронизации потенциалов на частоте 40 Гц рядом автором придается большое значение в механизмах сознания и образования зрительных образов.

M. Познер и М. Ротбарт показали, что при опознании стимулов вслед за первичной активацией задних отделов коры происходит вовлечение в функцию фронтальной коры с последующим возвратом возбуждения и реактивацией задней коры через 150 мс после ее первоначального возбуждения.5 В исследованиях Б. Либета и др. с регистрацией вызванных потенциалов на электрокожные стимулы с поверхности коры во время нейрохирургических операций было показано, что на слабые, подпороговые стимулы в коре регистрируются только ранние волны ответа с латентностью до 100 мс. При усилении раздражений в ВП появляются и более поздние колебания с латентностью 150 мс, что сопровождается появлением субъективных ощущений и практически совпадает с латентностью волн ВП, обнаруживших в наших исследованиях двойную корреляцию с перцептивными индексами.

Б. Баарс на основе анализа психологической литературы приходит к выводу, что образы возникают в течение первых 200 мс после действия стимула, а в последующем (200–500 мс) происходит их категоризация.

Итак, идея повторного входа возбуждения и информационного синтеза в течение последних 20 лет была высказана независимо друг от друга рядом авторов, относящихся к разным школам и строившим свои заключения на основе разных данных. Очевидно, подобное совпадение не может рассматриваться как случайное. Скорее, оно свидетельствует о приближении к истинному пониманию тех принципов организации мозговых процессов, которые лежат в основе субъективных переживаний.

Приведенные ранее данные касались происхождения одного из наиболее простых психических явлений – ощущений. В связи с этим может возникнуть вопрос о том, насколько данные закономерности универсальны и может ли тот же принцип информационного синтеза быть распространен и на более сложные психические проявления, например на процесс мышления?

 

1.3 Механизмы мышления

 

Ответу на этот вопрос были посвящены исследования последних  десяти лет. В работе ставилась задача изучить структуру корковых связей при решении различных мыслительных операций. При этом мы исходили из фундаментальных  идей российской нейрофизиологической школы Н.Е. Введенского– А.А.Ухтомского о том, что связь между нервными структурами возникает на основе уравнивания ритмов их деятельности. М.Н. Ливановым и B. C. Русиновым было показано, что эти ритмы находят отражение в частотных параметрах электроэнцефалограммы (ЭЭГ), из чего последовал решающий вывод о том, что синхронизация частотных характеристик биопотенциалов мозга может явиться условием и индикатором внутрикорковой связи.

В развитие этих идей был  создан метод, получивший название картирования внутрикоркового взаимодействия. В основе метода лежат представления о том, что наличие в спектрах ЭЭГ разных областей коры точно совпадающих частотных пиков является указанием на наличие в этих областях нейронных групп, работающих в одном ритме и, следовательно, функционально связанных друг с другом.

Испытуемым на экране монитора предъявлялись задачи на образное, пространственное и абстрактно-вербальное мышление. В первом случае субъект  должен был опознать эмоцию на фотографии лица (использовались четыре базовые эмоции: радости, страха, гнева и горя, а также смешанные состояния), во втором – сравнить две геометрические фигуры с целью определения их идентичности или зеркальной симметрии. В качестве вербальных задач использовано решение анаграмм или выбор из четырех слов одного, относящегося к другой смысловой группе.

Было установлено, что  простой и достаточно симметричный рисунок связей, характерный для  состояния покоя, при умственной работе изменялся. Связи начинали сходиться  к определенным областям коры, образуя как бы узлы или центры связей, названные фокусами взаимодействия. При этом топография фокусов взаимодействия оказалась специфичной для мыслительных операций разного знака.6

Так, при образном мышлении фокусы локализовались преимущественно в теменно-височных областях, а при абстрактно-вербальном мышлении – в лобных отделах коры. Пространственные задачи, включавшие элементы обоих видов мышления, характеризовались образованием фокусов на более ранних этапах в задних, а затем и в передних отделах коры (рис. 2).

Специализация полушарных функций как бы накладывается  на описанные ранее закономерности. В исследованиях, в которых испытуемому  давалось задание мысленно построить  зрительный образ из ограниченного  набора простых элементов, было показано, что у лиц с преобладанием первой сигнальной системы, по И.П.Павлову, фокусы взаимодействия локализовались преимущественно в правом, а у лиц с преобладанием второй, речевой системы – в левом полушарии. При этом на этапе нахождения образа фокусы были расположены в затылочных и височных (зона опознания) отделах полушарий, а на этапе конструирования образа – в лобной коре.

Следует отметить, что  нахождение решения при всех типах  задач, даже если речевой ответ не требовался, сопровождалось (или определялось?) включением в функцию вербальной левой височной зоны.

 

 

Рис. 2. Корковые связи в диапазоне частот бета-ритма при двух мыслительных операциях.

 

Вверху представлены примеры задач; слева – связи  при задаче на пространственное мышление, которая заключалась в сравнении двух геометрических фигур, предъявляемых на экране монитора, с целью определения их идентичности или зеркальной симметрии, что решалось путем мысленной ротации; справа – связи при задаче на вербальное мышление, которая состояла в том, что из четырех слов на экране монитора субъект должен был выбрать одно, относящееся к другой смысловой группе. На рисунке представлены статистически значимые связи при сравнении со зрительно-моторным контролем, включавшим предъявление изображений и двигательный ответ, но не требовавшим мыслительных операций.

Толстые линии – связи  на частоте 16–19 Гц., тонкие линии –  связи на частоте 13–16 Гц. Шкала –  время появления связи после  предъявления задачи. Средние данные по группе из 43 человек

Обобщая эти данные, можно  прийти к выводу о том, что важным признаком организации корковых связей при мышлении является их конвергенция к определенным центрам – фокусам взаимодействия. При этом связи, подходящие к фокусу, устанавливаются на разных частотах, собственно именно это обстоятельство и лежит в основе образования фокуса, так как связи на одной частоте образовывали бы однородную сеть, не имеющую центров.

Можно предполагать, что  каждая из связей приносит к центру из определенной области коры или  подкорковых образований свою информацию. В фокусе эта информация может быть сопоставлена и перекомбинирована определенным образом. Основную функцию фокуса взаимодействия составляет, таким образом, информационный синтез, т.е. процесс, сходный с тем, который мы наблюдали в проекционной коре при возникновении ощущений.

Основное различие состоит  в том, что место сенсорного сигнала  здесь могла занять информация, хранящаяся в оперативной памяти (например, об условиях решаемой задачи), а ведущая  роль в процессах информационного  синтеза принадлежала не проекционной, как при возникновении ощущений, а ассоциативной коре. В фокусе оперативная информация сопоставлялась с информацией, извлекаемой из долговременной памяти, и сигналами, приходящими из мотивационных центров. Предполагается, что на основе происходящего в фокусе сопоставления и достигается конечная цель мыслительного процесса в виде нахождения решения. Субъективно все это переживается как процесс думания и нахождения ответа.

Гипотетическая структура  фокуса взаимодействия состоит из групп  нейронов с различными частотными характеристиками, настроенных на одинаковые с ними по частоте группы на периферии.

Эти связи по своей  природе должны быть двухсторонними, т.е. как прямыми, так и обратными: если две группы имеют одну частоту, то любая из них в равной степени способна и воспринимать, и передавать информацию связанной с ней группе (в зависимости от соотношения фаз колебаний). Одно кольцо при ощущении заменяется здесь, таким образом, как бы системой колец, замыкающихся на один центр.7

Внутри фокуса группы нейронов должны быть объединены связями, образованными на ином принципе: так как они работают на разных частотах, принцип изолабильности здесь не применим. Очевидно, это должны быть жесткие связи, основанные на структурных изменениях в синапсах. Данные связи эффективны в любой фазе цикла возбудимости нейрона или нейронного осциллятора, за исключением фазы абсолютной рефрактерности. Идея об обеспечении психической функции за счет сочетания жестких и гибких звеньев была впервые высказана Н.П. Бехтеревой.

Изложенные представления  о фокусах взаимодействия и их функциональном значении хорошо согласуются  с данными А. Дамасио, который  считает, что в обеспечении высших психических функций ведущую  роль играют так называемые зоны конвергенции, которые принимают и синтезируют информацию, поступающую из других отделов коры и подкорковых образований.

Все сказанное дает возможность  объединить данные, полученные при  изучении механизмов восприятия и мышления, единым принципом информационного  синтеза как мозговой основы возникновения нового качества в виде субъективных переживаний.

 

 

 

Заключение

 

Сознание является одной  из традиционных вечных загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории  культуры, философии и науки свидетельствует  не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования.

В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями.8

Без выяснения места  и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной  картины мира. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа.

Современная наука, используя  достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов анализа.

 

Список литературы

 

  1. Бехтерев В.М. Объективная психология. Учебное пособие. – М.: «Наука», 2011.
  2. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. – М..: изд-во «Наука», 2009.
  3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: «Мир», 2008.
  4. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ. 2009.
  5. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Пол. собр. соч. Т. 1. – М.: «Педагогика», 2009. T. I.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ. 2008.
  7. Дудел Дж. и др. Физиология человека. Т. 2. Физиология сенсорных систем. – М.: «Мир», 2009.
  8. Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. – М.: «Мир», 2010.
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: «Политиздат», 2010.
  10. Милнер П. Физиологическая психология. – М.: изд-во «Мир», 2009.
  11. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. – М.: «Педагогика». Т.II. 2010.

1 Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ. 2009. – С. 138.

2 Дудел Дж. и др. Физиология человека. Т. 2. Физиология сенсорных систем. – М.: «Мир», 2009. – С. 65.

3 Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 76.

4 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: МГУ. 2008. – С. 90.

5 Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. – М..: изд-во «Наука», 2009. – С. 87.

6 Конорский Ю. Интегративная деятельность мозга. – М.: «Мир», 2010. – С. 43.

7 Бехтерев В.М. Объективная психология. Учебное пособие. – М.: «Наука», 2011. – С. 74.

8 Дудел Дж. и др. Физиология человека. Т. 2. Физиология сенсорных систем. – М.: «Мир», 2009. – С. 56.


Информация о работе Основные концепции сознания